Однородные члены предложения. (8 класс) презентация

Содержание

ПЛАН 1.Понятие об однородности членов предложения 2.Знаки препинания при союзах а) одиночных б) повторяющихся в) составных 3.Определения а) однородные б) неоднородные 4. Обобщающие слова при

Слайд 1Однородные члены предложения 8 класс

5klass.net


Слайд 2 ПЛАН
1.Понятие об однородности членов предложения
2.Знаки препинания

при союзах
а) одиночных
б) повторяющихся
в) составных
3.Определения
а) однородные
б) неоднородные
4. Обобщающие слова при однородных членах

Слайд 3
Однородными могут быть любые члены предложения:






















Знак однородности

в схемах
(внутри – символ члена предложения)







Слайд 4Признаки однородности
К однородным членам предложения задается один и тот же вопрос
Они

равноправны и независимы
Присутствует интонация перечисления
Связаны интонацией или интонацией и союзом

Слайд 5Выразительно прочтите, запишите, подчеркните однородные члены, составьте схему предложений
Как я люблю

свои березы,
Свои леса, свои луга, и ночи летние, и грозы,
И зиму с стужей, и снега!
Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный
разговор
И травки бархатный,
душистый,
С цветами скромными
ковер.




Слайд 6Проверка
Как я люблю свои березы,
Свои леса, свои луга, и ночи

летние, и грозы,
И зиму с стужей, и снега!
Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный
разговор
И травки бархатный,
душистый,
С цветами скромными
ковер.


















Слайд 7
Определите, какому предложению соответствует схема. Докажите.




,
и
,
и


и

и






,

,

,

,

- -

- -

- -

- -

- -

- -

- -




Слайд 8


и
,
,
,
Определите, какому предложению соответствует схема. Докажите.
- -
- -



Слайд 9Пунктуация при однородных членах предложения
Прочтите схемы, придумайте предложения





1)
и
и
2)
Не только
,
,
,


но и

Не путать со сложносочинённым предложением:



и

,




Слайд 10Пунктуация при однородных членах предложения 1.Одиночные союзы






,



,
и
или
либо
да

= и

но

а

однако

зато

да = но


противительные союзы

соединительные союзы


Слайд 11Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.
Я часто ходил смотреть на

величавую реку и просиживал долгие часы на каменной скамье.
Девушка была грациозно сложена , но не вполне ещё развита.
Молодость не кипела в Гагине ключом , а светилась тихим светом.
Ася училась прекрасно была чрезвычайно понятлива , однако не хотела подойти под общий уровень , упрямилась , глядела букой.
Луна пристально глядела на город , и он чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно.












Слайд 122.Повторяющиеся


,

,
,
,



и
и
не то
не то

ни
ни


ни
ни
,


В цельных выражениях (фразеологических оборотах) с повторяющимися союзами запятая не ставится


,


или

или


и


Слайд 13Однажды сидел я на своей любимой скамье и глядел то на

реку , то на небо то на виноградники.
Отец долго глядел мне в глаза не то испытующим , не то умоляющим взором.
Часа четыре мы провели вместе : или сидели на диване , или расхаживали перед домом.
И тут свободно потекли наши речи не то горячие , не то задумчивые , не то восторженные , но всегда неясные речи русского человека.
На другой день Ася проснулась ни свет ни заря.

Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.









Слайд 14Определите значения фразеологических оборотов
Ни то ни сё
Ни свет ни заря
И так

и сяк
Ни рыба ни мясо
Ни днём ни ночью
Ни дать ни взять
Ни жив ни мёртв
Ни два ни полтора

Посредственный
Очень рано
С разных сторон
Нечто среднее
Нет покоя в любое время суток
Действительно
Сильно напуган


Слайд 153.Составные

,

не только
но и
как
так и


Слайд 16Барышни в пансионе не только не любили Асю но и язвили

и кололи её, как только могли.
Любовь Аси как радовала так и смущала меня.

Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.


Слайд 17Определения 1.Однородные

Не зависят друг от друга
Интонация перечисления
Возможность постановки союза И между ними
Или

качественные, или относительные прилагательные
Отличительные признаки разных предметов
Эпитеты
Синонимы
Могут стоять после определяемого слова
Противопоставление при одном слове
Часто соединяются по схеме «прилагательное + причастный оборот»

Слайд 18Докажите, что в этих предложениях определения однородные.
1) Приятный, нежный голосок птички

звенел не умолкая.
2) Темные, плотно стоящие ели отражались в воде.
3) Собака смотрела на зловещий, красный круг луны.
4) Я всегда любил наблюдать трудовую, хлопотливую жизнь скворцов.

Слайд 19Определения 2. неоднородные
Поясняет первое слово всего словосочетания
Характеризует предмет с разных сторон:

материал и впечатление, размер и цвет, форма и возраст и т.д.
Качественное + относительное прилагательное
Нельзя поставить между ними союз «и»
Не ставится запятая

Слайд 20Найдите однородные и неоднородные определения. Докажите.
1) Это единственное решение трудной ?

математической задачи.
2) И очи синие ? бездонные цветут на дальнем берегу.
3) Наш путь преградила небольшая ? горная речонка.
4)Тонкий ? лунный свет создает странное ? пугающее впечатление.

,

,





Слайд 21Дом с своей ветхой резьбой и острой черепичной кровлей казался огромной

, сгорбленной птицей.
В тёмной , холодной глубине реки колыхались и дрожали звёзды.
Несколько мгновений спустя лицо Аси побледнело и приняло сосредоточенное , печальное выражение.
Дорога к развалине вилась по скату узкой лесистой долины.

Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.













Однородные

Неоднородные


Слайд 22
Обобщающие слова при однородных членах
Любишь всё : каждую травинку

, поникшую от росы или согретую солнцем , каждое деревце над озером , трепещущее в безветрии листьями , каждое плывущее по бледному и высокому небу облако.
: , , .













Слайд 23Везде: на стенах, над дверью, у окна – висели связки сухой

травы.
Далекие гулы повторяют и рев, и треск, и шум, и гром – все звуки моря.













Везде

:

,

,

,

,

-

,

-

все

…..

…….

1)

2)


Слайд 24Всё : тонкий запах смолы по лесам , крик и стук

дятлов , немолчная болтовня светлых ручейков – слились в одно общее чувство.
В темноте ни гор , ни дороги – ничего не было видно.
Алый тонкий свет севшего солнца лежал повсюду : на зелёных лозах , на высоких тычинках , на сухой земле.
Ася и Гагин вдвоём несли большой поднос с горшком молока , тарелками , ложками , сахаром , ягодами и хлебом.

Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.


















Слайд 25ТЕСТ
Где нужно поставить
1-запятую, 2-тире, 3-двоеточие?
а) В знакомой хижине огонёк 1)

то трепетал 2) то снова гас.
б) Иван Никифорович был 3) ни жив 4) ни мёртв.
в) Татьяна верила преданьям простонародной старины 5) и снам 6) и карточным гаданьям 7) и предсказаниям луны.
г) Стол 7) кресла 8) стулья 9) всё было самого тяжёлого 10) беспокойного свойства.
д) Всюду 11) вверху 12) и внизу 14) пели жаворонки.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика