Слайд 1Научный стиль литературного языка
Слайд 2
Сфера науки
Функция: сообщение информации
Основные жанры: научная статья, научный доклад, диссертационная, дипломная
работа
Форма: письменная и устная
Слайд 3Языковые средства, формирующие научный стиль речи.
термины;
глагольно-именные словосочетания вместо соответствующих глаголов
(дать оценку, провести измерения);
номинативные конструкции (отглагольные существительные, цепочки родительных падежей (изучение закона сохранения энергии), цепочки предложно-падежных конструкций);
причастные и деепричастные обороты;
Слайд 4
вводные слова и вводные конструкции (вероятно, возможно, таким образом и др.);
определенно-личные,
неопределенно-личные, безличные предложения
(определенно-личные: Рассмотрим отдельно первый случай;
неопределенно-личные: На нашей кафедре разрабатывают новые версии систем моделирования дискретно-непрерывных систем;
безличные: Контроль за негативным воздействием на окружающую среду необходимо осуществлять с помощью экологического мониторинга соответствующего уровня);
Слайд 5
страдательные конструкции;
сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины, а также с определительными
придаточными (который);
сложные предлоги (в течение, в результате, в соответствии с..., в отличие от..., в связи с... и др.) и сложные союзы (ввиду того что, вследствие того что, после того как, несмотря на то что, как так и др.).
Слайд 6Основные свойства
Понятийная точность
Логичность, доказательность
Объективность, безэмоциональность
Обобщенность, отвлеченность*
Слайд 7I. Понятийная точность
Однозначность,
Повторяемость центрального термина,
Отсутствие образности
Термины
Книжная лексика
Слайд 8ТЕРМИН
Наиболее важный лексический элемент любого научного текста – термин.
ТЕРМИН – слово
(словосочетание), имеющее в пределах данной отрасли или специализации конкретный и единственный смысл, исключающий возможность иного толкования.
Слайд 9Прочитайте текст, выделите языковые средства, характерные для научного стиля.
Среди специфических телевизионных
жанров информации выделяется прямой репортаж. Непосредственный контакт с происходящим, возможность которого дает зрителю прямой репортаж, оказывает влияние на психологическое состояние аудитории: у зрителя создается ощущение сопричастности событию.
Роль и функции журналиста в подготовке и проведении телерепортажа обусловлены характером события, лежащего в его основе. В зависимости от этого можно выделить три разновидности репортажа:
1. Репортаж о незапланированном событии.
2. Репортаж о запланированном событии. Сюда можно отнести показ демонстраций, митингов, запусков и приземлений космических кораблей, спортивных состязаний.
3. Исследовательский репортаж. В отличие от двух предыдущих разновидностей жанра, где журналист всегда следует за событием, в исследовательском репортаже журналист выступает уже не только квалифицированным очевидцем происходящего, но и его участником.
Слайд 10II. Объективность
- Я предлагаю новый подход к рассмотрению…
+ Предлагается (предложен) новый
подход к рассмотрению…
+ Целесообразно предложить новый подход к рассмотрению…
Слайд 11
Роль телевидения в общественной жизни во многом зависит от эффективности телепрограмм.
В теории и практике тележурналистики устоялись понятия «эффективность» и «действенность» передач телевидения. До сих пор и в научных публикациях, и в журналистском обиходе эти понятия считаются идентичными. На наш взгляд, это неверно. Термин «действенность» применим только к конкретной передаче, и именно тогда, когда она дает реальный результат, который можно измерить количеством и качеством принятых мер, устранением недостатков, выявлением резервов, масштабом распространения положительного опыта.
Слайд 13III. Логичность текста
Использование придаточных предложений
Использование цепочек существительных в косвенных падежах.
Использование причастных
и деепричастных оборотов.
Слайд 14Найдите и отметьте цепочку (цепочки) несогласованных определений.
1. Пути повышения эффективности
функционирования телевидения формируются под воздействием опыта, накопленного печатью и радио.
2. Новой областью правовой деятельности телевидения и радиовещания, новым разделом вещания стал еще один результат взаимодействия средств информации и права — раскрытие средствами телевидения путей и стадий подготовки законов, а не только разъяснение уже принятых норм.
Слайд 15Подстили научного стиля
Если автор хочет не только сообщить научную информацию, но
и добиться ее понимания, он должен ориентироваться на объем знаний своего партнера по общению =>
ПОДСТИЛИ научного стиля:
собственно-научный,
научно-учебный,
научно-популярный.
Слайд 16Кулик И. Обои цвета телевизионного снега
Клипы — это телевизионный снег. Смотреть
клипы — то же самое, что вглядываться в круговерть снежинок или, иначе говоря, ловить ворон — занятие для рассеянных, бездельников, идиотов или медитирующих философов. Клипы осыпаются с экрана с непредсказуемостью и монотонностью природного явления. Раз начав их смотреть, невозможно остановиться — не потому, что они хороши, а потому, что всегда есть надежда, что после десяти порций дерьма наконец покажут единственный и заветный, который именно сейчас тебе особенно остро хочется посмотреть.
Слайд 17ФискДж.
Постмодернизм и телевидение
Одной из характеристик модернизма (т. е. того, что
предшествует постмодернизму) является представление о том, что понимание социального опыта является возможной и необходимой задачей искусства. Часто цель такого понимания состоит в создании «гранд нарратива» — согласованной теории, позволяющей объяснять разнообразные и не связанные между собой проявления опыта (марксизм, структурализм или психоанализ). (...) При изучении телевидения как дискурса «большие» модернистские теории сосредоточены на проблемах представления, мимезиса, идеологии и субъективности.
Слайд 18Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции
Если люди
что-то и узнали о массовой коммуникации за почти вековой период, это то, что медиа не являются той демонической силой, которая неизбежно вызывает общественные и личные катастрофы. Медиа не создают диванных лежебок и не организуют массовые политические демонстрации, не являются они и благородными агентами прогрессивных преобразований. Теории и концепции массовой коммуникации не должны вызывать страх или внушать оптимизм, их задача — служить инструментом понимания и эффективного использования технологии.
Каждый из периодов в истории исследования массовой коммуникации характеризуется наличием одного или двух главенствующих взглядов на роль медиа, часто диаметрально противоположных. Смена эпох происходит вследствие падения влияния ведущих идей, роста популярности новых концепций и пересмотра роли медиа. В последние десятилетия количество и разнообразие коммуникационных теорий сильно выросло. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество. Другие же трактуют использование и роль масс-медиа более узко, на уровне индивида.
Слайд 20Основные жанры:
Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором излагает результаты
собственного исследования.
Реферат – текст, содержащий краткий пересказ научного изыскания от третьего лица.
Аннотация – научный текст, в котором обозначена проблематика и суть научной работы, а также определена ее целевая аудитория.