Слайд 2Три вида проявлений типических черт научного стиля
Морфологический
В представленной статье проявляются характерные
черты научного стиля: высокий процент употребления родительного падежа (для данной статьи 42.3%); о том, что целью автора является донесение как можно большего количества информации свидетельствует существенная доля существительных в именительном падеже (номинативный характер изложения).
Достаточно часто встречаются существительные среднего рода на -тие, -ние:
название, сочетания, назначение, предположение, явление
Лексический
Активна лексика, сравнительно редко встречающаяся в других стилях — к примеру, использован глагол «являются» в качестве связки.
Присутствие «книжной» лексики и определенных научных клише: являются, широко распространено, встречаются.
Слайд 3Три вида проявлений типических черт научного стиля
Синтаксический
Наблюдается осложнение предложений рядами однородных
членов (распространено и носит, красного, белого, черного; видов, подвидов и количество вариаций), причастными оборотами (включающий, образующих…)
Полное отсутствие определённо-личных предложений. Небольшое количество (почти полное отсутствие) односоставных предложений — направленность на максимальную информативность и стремление заинтересовать читателя (характерное для научно-популярного стиля явление)
Сложные предложения — действительно преобладают сложноподчиненные, сложносочиненных в данной статье обнаружено не было. Выражаются, к примеру, причинные отношения в предложении 1.
Выделяется инверсия — черта, которая характерна для научно-популярного стиля.
Присутствует повтор, в т.ч. местоименный в предложении 6, который служит для чёткой и логичной организации изложения и построения смысловых связей в тексте.
Слайд 4Особенности научно-популярного подстиля
Говоря об отличительных особенностях научно-популярного стиля, которые проявляются в
тексте статьи, стоит упомянуть: использование средств художественной выразительности для донесения информации до читателя — использована метафора (яркий наряд п.4), фразеологический оборот «ставить в тупик».
Научно-популярный стиль сильнее всего отличается от других подстилей именно в лексическом плане. Автор следует основным принципам научного стиля, но делает это в достаточно вольной форме. Так, общенаучная лексика присутствует в тексте в сравнительно небольших объемах (в соответствии с достаточно неформальной манерой письма автора, который предпочитает перефразировать и максимально «оживлять» текст), но её количество может варьироваться в зависимости от тематики и жанровых особенностей каждого конкретного текста.
Даже термины ограничены в своих «правах», в тексте присутствует лишь незначительное количество узкоспециальных терминов, недоступных для понимания читателя, и для них предусмотрено дефинитивное пояснение. Это полностью соответствует цели научно-популярного подстиля — без потери достоверности передать информацию читателю-неспециалисту.
Что интересно, принцип количественной эквивалентности в научно-популярном стиле может нарушаться автором для акцентирования внимания читателя-неспециалиста.+