Направления и разделы лексикологии презентация

Содержание

I. НАПРАВЛЕНИЯ И РАЗДЕЛЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ Лексикология – наука, изучающая слово и словарный состав языка в целом, его функционирование и развитие.

Слайд 1ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Лекция 15


Слайд 2I. НАПРАВЛЕНИЯ И РАЗДЕЛЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ
Лексикология – наука, изучающая слово и словарный

состав языка в целом, его функционирование и развитие.


Слайд 3Предмет лексикологии
роль слова в структуре языка и текста;
структура словарного состава

языка (принципы объединения слова в различные группы);
функционирование лексических единиц языка, характер сочетаемости слов с точки зрения совместимости / несовместимости их понятий;


Слайд 4Пути пополнения и развития словарного состава языка (способы создания новых слов,

формирование новых значений);
Соотношение лексики и внеязыковой действительности.


Слайд 5Лексикология
Общая лексикология – рассматривает общие вопросы, связанные со строением и функционированием

словарного состава языков мира;
Частная – изучает словарный состав конкретного языка;


Слайд 6Области лексикологии
историческая – история развития словарного состава языка.
сопоставительная – изучает

словарный состав различных языков с целью выявления их сходств и различий;
контрастивная – изучает типы лексических и фразеологических соответствий в родном и иностранном языках, выявляя национальную специфику.


Слайд 7прикладная – практическую, связанную с лексикографией, переводом, культурой речи, лингводидактикой, методикой

обучения языку и т.д.
комбинаторная – исследующую сочетаемостные свойства слова


Слайд 8Разделы лексикологии
Семасиология изучает значения слов и словосочетаний;
Ономасиология - изучение теории номинации,

(называние и присвоение имён предметам и явлением внешнего мира);
Фразеология изучает фразеологический состав языка, его природу, типы фразеологизмов, их категориальные признаки, особенности их функционирования в речи.


Слайд 9Ономастика изучает имена собственные в широком смысле слова.
Этимология изучает происхождение и

развитие слов с древнего периода до наших дней;
Лексикография – это теория и практика составления словарей.



Слайд 10II. Слово как предмет лексикологии
Слово – единица словарного состава языка, лексическая

единица.
Основная функция слова в языке – номинативная (называния).
Слово – значащая единица в составе предложения.
В отличие от морфемы слово – самостоятельно.


Слайд 11Критерии выделения слова
единооформленность / цельность;
выделимость и свободная воспроизводимость в речи;
фонетическая оформленность;
грамматическая

оформленность;
двусторонность (единство звучания и значения);

Слайд 12семантическая валентность – способность слова по смыслу связываться с другими словами;
непроницаемость

– невозможность вставить в слово другое слово;
недвуударность – одно основное ударение;
лексико-грамматическая отнесённость – будучи морфологически оформленным, слово относится к определённому лексико-грамматическому разряду, что делает его способным к синтаксическому употреблению.


Слайд 13III. Структурные элементы слова
Лексема – формальная стороны слова.
Лексема – двусторонняя единица

языка, объединяющая все формы и значения слова или ЛСВ.
Лексико-семантический вариант - отдельное значение слова называется.
Семема – единица плана содержания, объединяющая в своём составе простейшие значимые элементы – семы.
Семы– минимальные предельные единицы плана содержания.

Слайд 14Основное место в структуре семемы занимает архисема – общая сема, объединяющая

единицы определённого класса.
Слово – основная структурно-семантическая ЯЕ, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка (В.Г. Гак).


Слайд 15Слово рассматривается лексикологией как двусторонняя единица, обладающая планом выражения, т.е. состоит

из лексемы, и планом содержания, т.е. включает в себя значение (понятие) и семему (образ), которые являются сложными единицами, и их содержание описывается с помощью сем.


Слайд 16IV. СЛОВО И ПОНЯТИЕ
Семантический треугольник образуют 3 компонента слова:
Предмет действительности –

явление, процесс, признак – слово служит для его названия;
Звуковая (фонетическая оболочка) – последовательность звуков слова;
Понятие – представление о называемом предмете, возникающее в сознании человека.


Слайд 17Звуковая оболочка

Предмет действительности

Понятие


Слайд 18Различия между словом как языковой единицей и понятием как мыслительной категорией:
Одно

слово может выражать несколько понятий (полисемия, омонимия) (коса);
Одно и то же понятие может быть выражено разными словами, иметь несколько способов выражения (синонимия) (безвозмездно – даром);
Понятие может не иметь однословного выражения (м.б. выражено словосочетанием или предложением) (железная дорога);

Слайд 19В языке встречаются слова (междометия), которые вообще не выражают понятия, и

наоборот существуют понятия, не имеющие в языке своей узуальной единицы (молодожёны – старожёны);
С развитием общества содержание понятия может измениться, а слово (лексема) сохраняется в языке в неизменном виде (революция).


Слайд 20V. ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА СЛОВА
С одной стороны, между предметом и словом нет

прямой связи.
С другой – нельзя отрицать прямой связи между словом и предметом. Иначе люди могли бы произвольно менять названия предметов.
Связь слова с предметом исторически обусловлена, традиционна, она закреплена общественной практикой людей.


Слайд 21В основе названия обычно лежит какой-либо характерный, заметный признак предмета, который

и выступает в качестве его своеобразного представителя.
Народы, давая название предмету, могут выделять его различные признаки.
Смородина – сильный запах «смрад»,
у поляк – поречка,
у болгар – французский виноград, у
немцев – Иоаннова ягода.


Слайд 22Внутренняя форма слова – его семантическая и структурная мотивация другим словом

или основой, на базе которых оно возникло; отличительный признак, положенный в основу номинации при образовании слова или его нового ЛЗ; тот признак, который возобладал над всеми остальными признаками предмета при его назывании, окно – око, смородина – смрад (сильный запах)


Слайд 23Мотивированность
– своеобразное обоснование звукового облика слова, осознаваемое носителями языка как наглядный

образ значения слова.
Значение и внутренняя форма слова – не одно и то же.
ВФ – это отдельный признак значения. Значение – совокупность отражаемых словом признаков предмета: например, буревестник –
ВФ – предвещающий бурю,
Значение – крупная морская птица.


Слайд 24Мотивированность слова
- сохранение в его семантической структуре связи звучания со

значением, т.е. своеобразное обоснование звукового облика слова, осознаваемое носителями языка, наглядный «образ» значения слова: пятница, подснежник.
Мотивирующие (мотивационные) признаки:
звукоподражательные: каркуша, мяукать, гавкать, квакать, тикать.
описательные: дворник, столяр, лесник.
внутренняя форма слова, т.е. отличительный признак, бросающийся в глаза: портной от «порты» - одежда.


Слайд 25Немотивированность слова
– отсутствие в семантической структуре слова связи звучания со

значением, т.е. эта связь оказывается с течением времени «стёртой», и говорящими уже не ощущается: стол, земля, весна, камень.


Слайд 26О внутренней форме
говорят применительно к двум классам слов:
1) производным, сохранившим

в своей словообразовательной структуре указание на соотнесённость с другими словами или морфемами, от которых они образованы: намордник, накомарник, дворник.
2) словам, употреблённым в переносном значении, например, тряпка о безвольном человеке, орёл – о гордом, смелом человеке и т.п.


Слайд 27Причины утраты внутренней формы слова:
утрата в языке мотивирующего слова или признака,

ранее характерного для предмета;
фонетические изменения, которые претерпело слово в процессе исторического развития языка;
процессы заимствования;
избыточность, ненужность его мотивировки с того момента, когда слово стало привычным.


Слайд 28VI. СТРУКТУРА ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1. МЕГАКОМПОНЕНТЫ:
Лексический и структурно-языковой, включающий грамматический компонент

(информация о грам. признаках слова: род, число, падеж, время, наклонение, лицо и т.д.).

Слайд 29функционально-стилистические (разговорное, книжное, жаргонное и т.п.),
функционально-территориальные (общераспрастранённое, диал., регион., обл.,

юж., сев. т.п.),
функционально-социальные (общенар., термин, жаргон.),
функционально-темпоральные (соврем., нов., устар.),
функционально-частотные (употр., малоупотр., редк., неупотр.) и некоторые другие признаки,


Слайд 30II. Макрокомпоненты:
Денотативный компонент является основным, т.к. несет информацию о наиболее

общих и существенных признаках предмета номинации, основа прямого значения слова, его обязательная часть: книга – произведение печати в виде переплетённых листов с текстом.
Коннотативный компонент имеет дополнительную информацию о предмете, отражает отношение говорящих к предмету речи: в слове книжечка коннотативный смысл – уменьшительное, ласкательное обозначение.

Слайд 31III. Микрокомпоненты:
Cемы минимальный компонент значения, отражающий отличительный признак обозначаемого предмета: мать

– лицо, женский пол, взрослое.
Архисема родовая, наиболее общая сема, объединяющая большие группы слов внутри части речи: сколотить, спаять, сплести, связать (соединение)
Дифференциальные семы – признаки, отражающие отличительные особенности обозначаемых предметов


Слайд 32VII. СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
Однозначные / моносемичные – одно значение;
Многозначные / полисемичные

– несколько значений;
Способность слова иметь несколько связанных между собой значений называется многозначностью, или полисемией.
Сочетание лексемы с одной семемой образует ЛСВ слова.


Слайд 33Лексема голова называет следующие семемы:
Верхняя часть тела человека или животного, содержащая

мозг: понурить голову.
Единица счёта (скота): стадо в 300 голов.
Ум, сознание, рассудок: ясная голова.
О человеке большого ума.
О человеке как носителе каких-либо качеств: Ветреная голова.
Руководитель, начальник, глава в каком-либо деле: голова всему делу.
Первые ряды, передняя часть: голова колонны.
Пищевой продукт в виде шара: голова сыру.


Слайд 34В языке многозначные слова представлены в совокупности своих ЛСВ, в речи

же они выступают в одном конкретном значении.
У каждого ЛСВ есть свой типовой контекст, который обусловливает его употребление и понимание.
Совокупность всех ЛСВ образует смысловую структуру слова,
Семантическая структура слова – это семная структура его значения.

Слайд 35Многозначность слов -
одна из важнейших закономерностей существования языка, которая возникает

в процессе его исторического развития.
Причины появления полисемичных слов нужно искать в изменении отражаемой языком действительности, в развитии мышления и сознания человека, в действии универсального закона экономии речевых усилий.


Слайд 36VIII. ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ
Прямое номинативное значение – основное значение слова,

непосредственно отражающее предмет. Это первичное, обычно стилистически нейтральное значение. Именно оно сразу возникает в сознании говорящего при произнесении слова, взятого изолированно, вне контекста. Например, море – водное пространство, крыло – орган тела птицы

Слайд 37Производное (переносное) значение – вторичное, возникающее в результате переноса наименовании с

одного предмета на другой. В данном значении предмет отражается косвенно, через образ другой реалии, например, море слёз, кольцо дорог, голова колонны, лес рук, железная воля и т.п.


Слайд 38Фразеологически связанное значение – реализуется лишь в определённых устойчивых сочетаниях: трескучий

мороз, кромешный ад, закадычный друг, заклятый враг, воздушный мост.

Слайд 39Синтаксически обусловленное значение – переносное значение, которое появляется у слова при

выполнении необычной для него функции в предложении, как правило, функции сказуемого, например: Ну ты и свинья!, т.е. например, в значении «неаккуратный» или «непорядочный».


Слайд 40Конструктивно ограниченное значение проявляются лишь в определённых конструкциях, в сочетании со

словами, стоящими в определённой форме, им может быть как прямое, так и переносное значение:
Играть на - «исполнять музыкальное произведение»,
Играть в - «проводить время в игре».


Слайд 41IX. ТИПЫ ПЕРЕНОСА НАЗВАНИЙ
Переносы значения способствуют обогащению ЛЗ слова и словарного

состава языка. Перенос обычно совершается на основе сходства или смежности предметов (явлений) внешнего мира.
Метафора – перенос наименования по сходству признаков (формы, размера, места..) не внешних, а внутренних: горячая любовь, холодный приём, сухой ответ, eye – в иголке, рукав реки, крыло здания.


Слайд 42Разновидностью метафорического переноса является перенос по сходству функций, например, дворник –

человек, убирающий двор и устройство для очистки стёкол, bodyguard – телохранитель и устройство с сигнализацией.

Слайд 43Метонимия – перенос наименования по смежности, на основе связи предметов в

пространстве, во времени или причинно-следственных связей:
внимательная аудитория - пространственная связь;
блюдо – посуда – кушанье,
выпить стакан – посуда – содержимое,
коллекция стекла – материал – изделие.


Слайд 44Синекдоха – разновидность метонимии, перенос наименования по признаку отношения часть –

целое и наоборот: юбка (женщина), борода (человек с бородой), голова (умный человек).



Слайд 45X. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ СЛОВ
Лексика – это система.
Важнейшим проявлением системности лексики

является принципиальная возможность описывать её путём выделения разного рода семантических объединений: лексико-семантических полей, ЛСГ, и тематических групп.


Слайд 46Лексико-семантическая группа (ЛСГ)
ЛСГ – совокупность слов, относящихся к одной части речи,

объединённых внутриязыковыми связями на основе взимообусловленных и взаимосвязанных элементов значения.
Члены ЛСГ связаны между собой семантико-парадигматическими отношениями (синонимии, антонимии, дифференциации, обобщений и т.д.).
Например, ряд глаголов: собрать, соединить, связать, сколоть, сшить, склеить обладают общим значением соединения. Соединить – идентификатор ЛСГ.


Слайд 47ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
Лексико-семантическое поле – совокупность ЯЕ, объединённых общностью значения и представляющих

предметное, понятийное или функциональное сходство обозначенных явлений; ряд парадигматически связанных слов или их отдельных значений.
ЛСП объединяет несколько ЛСГ.
Например, ЛСП глаголов состояния включает ЛСГ физического и психического состояния: болеть, страдать, волноваться, радоваться и т.п. ЛСГ физических процессов: дышать, кашлять, спать; ЛСГ бытия: жить, существовать и т.д.


Слайд 48Тематическая группа
ТГ - объединение слов, основывающееся не на языковых лексико-семантических

связях, а на внеязыковых (явлениях и предметах внешнего мира). Это – совокупность единиц разных частей речи, объединяемых одной сферой деятельности, одной ситуацией, темой (спорт, медицина, мебель). Например, ТГ городской транспорт: автобус, троллейбус, метро, линия метро, стоянка, взять такси, час «пик» и т.д.


Слайд 49Ассоциативная группа
АГ - совокупность слов разных частей речи, связанных в

сознании человека с определённым словом – стимулом.
АГ выявляется в ходе ассоциативного эксперимента, когда испытуемым предлагается назвать слова, которые возникают у них в памяти на определённое слово-стимул.
Например, берёза, в русском языке: белая, стройная, кудрявая, дерево, роща, стоит, родина, Россия и т.д.
Ассоциации играют большую роль в запоминании лексики, в организации её упорядоченного хранения в памяти.


Слайд 50Минимальные объединения слов на основе сходства и различия в значениях представляют

синонимические ряды и антонимические пары.

Слайд 51ЛИТЕРАТУРА:
Введение в языкознание. Курс лекций. Воронеж: Истоки, 2005. – С. 53-84.
Заскока

С.А. Введение в языкознание. М.: Приор, 2005. С. 102-117.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 60-104.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997. – С. 85-115.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика