Презентация на тему Направления и разделы лексикологии

Презентация на тему Презентация на тему Направления и разделы лексикологии, предмет презентации: Русский язык. Этот материал содержит 51 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лекция 15


Слайд 2
Текст слайда:

I. НАПРАВЛЕНИЯ И РАЗДЕЛЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ

Лексикология – наука, изучающая слово и словарный состав языка в целом, его функционирование и развитие.


Слайд 3
Текст слайда:

Предмет лексикологии

роль слова в структуре языка и текста;
структура словарного состава языка (принципы объединения слова в различные группы);
функционирование лексических единиц языка, характер сочетаемости слов с точки зрения совместимости / несовместимости их понятий;


Слайд 4
Текст слайда:

Пути пополнения и развития словарного состава языка (способы создания новых слов, формирование новых значений);
Соотношение лексики и внеязыковой действительности.


Слайд 5
Текст слайда:

Лексикология

Общая лексикология – рассматривает общие вопросы, связанные со строением и функционированием словарного состава языков мира;
Частная – изучает словарный состав конкретного языка;


Слайд 6
Текст слайда:

Области лексикологии

историческая – история развития словарного состава языка.
сопоставительная – изучает словарный состав различных языков с целью выявления их сходств и различий;
контрастивная – изучает типы лексических и фразеологических соответствий в родном и иностранном языках, выявляя национальную специфику.


Слайд 7
Текст слайда:

прикладная – практическую, связанную с лексикографией, переводом, культурой речи, лингводидактикой, методикой обучения языку и т.д.
комбинаторная – исследующую сочетаемостные свойства слова


Слайд 8
Текст слайда:

Разделы лексикологии

Семасиология изучает значения слов и словосочетаний;
Ономасиология - изучение теории номинации, (называние и присвоение имён предметам и явлением внешнего мира);
Фразеология изучает фразеологический состав языка, его природу, типы фразеологизмов, их категориальные признаки, особенности их функционирования в речи.


Слайд 9
Текст слайда:

Ономастика изучает имена собственные в широком смысле слова.
Этимология изучает происхождение и развитие слов с древнего периода до наших дней;
Лексикография – это теория и практика составления словарей.



Слайд 10
Текст слайда:

II. Слово как предмет лексикологии

Слово – единица словарного состава языка, лексическая единица.
Основная функция слова в языке – номинативная (называния).
Слово – значащая единица в составе предложения.
В отличие от морфемы слово – самостоятельно.


Слайд 11
Текст слайда:

Критерии выделения слова

единооформленность / цельность;
выделимость и свободная воспроизводимость в речи;
фонетическая оформленность;
грамматическая оформленность;
двусторонность (единство звучания и значения);


Слайд 12
Текст слайда:

семантическая валентность – способность слова по смыслу связываться с другими словами;
непроницаемость – невозможность вставить в слово другое слово;
недвуударность – одно основное ударение;
лексико-грамматическая отнесённость – будучи морфологически оформленным, слово относится к определённому лексико-грамматическому разряду, что делает его способным к синтаксическому употреблению.


Слайд 13
Текст слайда:

III. Структурные элементы слова

Лексема – формальная стороны слова.
Лексема – двусторонняя единица языка, объединяющая все формы и значения слова или ЛСВ.
Лексико-семантический вариант - отдельное значение слова называется.
Семема – единица плана содержания, объединяющая в своём составе простейшие значимые элементы – семы.
Семы– минимальные предельные единицы плана содержания.


Слайд 14
Текст слайда:

Основное место в структуре семемы занимает архисема – общая сема, объединяющая единицы определённого класса.
Слово – основная структурно-семантическая ЯЕ, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка (В.Г. Гак).


Слайд 15
Текст слайда:

Слово рассматривается лексикологией как двусторонняя единица, обладающая планом выражения, т.е. состоит из лексемы, и планом содержания, т.е. включает в себя значение (понятие) и семему (образ), которые являются сложными единицами, и их содержание описывается с помощью сем.


Слайд 16
Текст слайда:

IV. СЛОВО И ПОНЯТИЕ

Семантический треугольник образуют 3 компонента слова:
Предмет действительности – явление, процесс, признак – слово служит для его названия;
Звуковая (фонетическая оболочка) – последовательность звуков слова;
Понятие – представление о называемом предмете, возникающее в сознании человека.


Слайд 17
Текст слайда:

Звуковая оболочка

Предмет действительности

Понятие


Слайд 18
Текст слайда:

Различия между словом как языковой единицей и понятием как мыслительной категорией:

Одно слово может выражать несколько понятий (полисемия, омонимия) (коса);
Одно и то же понятие может быть выражено разными словами, иметь несколько способов выражения (синонимия) (безвозмездно – даром);
Понятие может не иметь однословного выражения (м.б. выражено словосочетанием или предложением) (железная дорога);


Слайд 19
Текст слайда:

В языке встречаются слова (междометия), которые вообще не выражают понятия, и наоборот существуют понятия, не имеющие в языке своей узуальной единицы (молодожёны – старожёны);
С развитием общества содержание понятия может измениться, а слово (лексема) сохраняется в языке в неизменном виде (революция).


Слайд 20
Текст слайда:

V. ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА СЛОВА

С одной стороны, между предметом и словом нет прямой связи.
С другой – нельзя отрицать прямой связи между словом и предметом. Иначе люди могли бы произвольно менять названия предметов.
Связь слова с предметом исторически обусловлена, традиционна, она закреплена общественной практикой людей.


Слайд 21
Текст слайда:

В основе названия обычно лежит какой-либо характерный, заметный признак предмета, который и выступает в качестве его своеобразного представителя.
Народы, давая название предмету, могут выделять его различные признаки.
Смородина – сильный запах «смрад»,
у поляк – поречка,
у болгар – французский виноград, у
немцев – Иоаннова ягода.


Слайд 22
Текст слайда:

Внутренняя форма слова – его семантическая и структурная мотивация другим словом или основой, на базе которых оно возникло; отличительный признак, положенный в основу номинации при образовании слова или его нового ЛЗ; тот признак, который возобладал над всеми остальными признаками предмета при его назывании, окно – око, смородина – смрад (сильный запах)


Слайд 23
Текст слайда:

Мотивированность

– своеобразное обоснование звукового облика слова, осознаваемое носителями языка как наглядный образ значения слова.
Значение и внутренняя форма слова – не одно и то же.
ВФ – это отдельный признак значения. Значение – совокупность отражаемых словом признаков предмета: например, буревестник –
ВФ – предвещающий бурю,
Значение – крупная морская птица.


Слайд 24
Текст слайда:

Мотивированность слова

- сохранение в его семантической структуре связи звучания со значением, т.е. своеобразное обоснование звукового облика слова, осознаваемое носителями языка, наглядный «образ» значения слова: пятница, подснежник.
Мотивирующие (мотивационные) признаки:
звукоподражательные: каркуша, мяукать, гавкать, квакать, тикать.
описательные: дворник, столяр, лесник.
внутренняя форма слова, т.е. отличительный признак, бросающийся в глаза: портной от «порты» - одежда.


Слайд 25
Текст слайда:

Немотивированность слова

– отсутствие в семантической структуре слова связи звучания со значением, т.е. эта связь оказывается с течением времени «стёртой», и говорящими уже не ощущается: стол, земля, весна, камень.


Слайд 26
Текст слайда:

О внутренней форме

говорят применительно к двум классам слов:
1) производным, сохранившим в своей словообразовательной структуре указание на соотнесённость с другими словами или морфемами, от которых они образованы: намордник, накомарник, дворник.
2) словам, употреблённым в переносном значении, например, тряпка о безвольном человеке, орёл – о гордом, смелом человеке и т.п.


Слайд 27
Текст слайда:

Причины утраты внутренней формы слова:

утрата в языке мотивирующего слова или признака, ранее характерного для предмета;
фонетические изменения, которые претерпело слово в процессе исторического развития языка;
процессы заимствования;
избыточность, ненужность его мотивировки с того момента, когда слово стало привычным.


Слайд 28
Текст слайда:

VI. СТРУКТУРА ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.

1. МЕГАКОМПОНЕНТЫ:
Лексический и структурно-языковой, включающий грамматический компонент (информация о грам. признаках слова: род, число, падеж, время, наклонение, лицо и т.д.).


Слайд 29
Текст слайда:

функционально-стилистические (разговорное, книжное, жаргонное и т.п.),
функционально-территориальные (общераспрастранённое, диал., регион., обл., юж., сев. т.п.),
функционально-социальные (общенар., термин, жаргон.),
функционально-темпоральные (соврем., нов., устар.),
функционально-частотные (употр., малоупотр., редк., неупотр.) и некоторые другие признаки,


Слайд 30
Текст слайда:

II. Макрокомпоненты:

Денотативный компонент является основным, т.к. несет информацию о наиболее общих и существенных признаках предмета номинации, основа прямого значения слова, его обязательная часть: книга – произведение печати в виде переплетённых листов с текстом.
Коннотативный компонент имеет дополнительную информацию о предмете, отражает отношение говорящих к предмету речи: в слове книжечка коннотативный смысл – уменьшительное, ласкательное обозначение.


Слайд 31
Текст слайда:

III. Микрокомпоненты:

Cемы минимальный компонент значения, отражающий отличительный признак обозначаемого предмета: мать – лицо, женский пол, взрослое.
Архисема родовая, наиболее общая сема, объединяющая большие группы слов внутри части речи: сколотить, спаять, сплести, связать (соединение)
Дифференциальные семы – признаки, отражающие отличительные особенности обозначаемых предметов


Слайд 32
Текст слайда:

VII. СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Однозначные / моносемичные – одно значение;
Многозначные / полисемичные – несколько значений;
Способность слова иметь несколько связанных между собой значений называется многозначностью, или полисемией.
Сочетание лексемы с одной семемой образует ЛСВ слова.


Слайд 33
Текст слайда:

Лексема голова называет следующие семемы:

Верхняя часть тела человека или животного, содержащая мозг: понурить голову.
Единица счёта (скота): стадо в 300 голов.
Ум, сознание, рассудок: ясная голова.
О человеке большого ума.
О человеке как носителе каких-либо качеств: Ветреная голова.
Руководитель, начальник, глава в каком-либо деле: голова всему делу.
Первые ряды, передняя часть: голова колонны.
Пищевой продукт в виде шара: голова сыру.


Слайд 34
Текст слайда:

В языке многозначные слова представлены в совокупности своих ЛСВ, в речи же они выступают в одном конкретном значении.
У каждого ЛСВ есть свой типовой контекст, который обусловливает его употребление и понимание.
Совокупность всех ЛСВ образует смысловую структуру слова,
Семантическая структура слова – это семная структура его значения.


Слайд 35
Текст слайда:

Многозначность слов -

одна из важнейших закономерностей существования языка, которая возникает в процессе его исторического развития.
Причины появления полисемичных слов нужно искать в изменении отражаемой языком действительности, в развитии мышления и сознания человека, в действии универсального закона экономии речевых усилий.


Слайд 36
Текст слайда:

VIII. ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ

Прямое номинативное значение – основное значение слова, непосредственно отражающее предмет. Это первичное, обычно стилистически нейтральное значение. Именно оно сразу возникает в сознании говорящего при произнесении слова, взятого изолированно, вне контекста. Например, море – водное пространство, крыло – орган тела птицы


Слайд 37
Текст слайда:

Производное (переносное) значение – вторичное, возникающее в результате переноса наименовании с одного предмета на другой. В данном значении предмет отражается косвенно, через образ другой реалии, например, море слёз, кольцо дорог, голова колонны, лес рук, железная воля и т.п.


Слайд 38
Текст слайда:

Фразеологически связанное значение – реализуется лишь в определённых устойчивых сочетаниях: трескучий мороз, кромешный ад, закадычный друг, заклятый враг, воздушный мост.


Слайд 39
Текст слайда:

Синтаксически обусловленное значение – переносное значение, которое появляется у слова при выполнении необычной для него функции в предложении, как правило, функции сказуемого, например: Ну ты и свинья!, т.е. например, в значении «неаккуратный» или «непорядочный».


Слайд 40
Текст слайда:

Конструктивно ограниченное значение проявляются лишь в определённых конструкциях, в сочетании со словами, стоящими в определённой форме, им может быть как прямое, так и переносное значение:
Играть на - «исполнять музыкальное произведение»,
Играть в - «проводить время в игре».


Слайд 41
Текст слайда:

IX. ТИПЫ ПЕРЕНОСА НАЗВАНИЙ

Переносы значения способствуют обогащению ЛЗ слова и словарного состава языка. Перенос обычно совершается на основе сходства или смежности предметов (явлений) внешнего мира.
Метафора – перенос наименования по сходству признаков (формы, размера, места..) не внешних, а внутренних: горячая любовь, холодный приём, сухой ответ, eye – в иголке, рукав реки, крыло здания.


Слайд 42
Текст слайда:

Разновидностью метафорического переноса является перенос по сходству функций, например, дворник – человек, убирающий двор и устройство для очистки стёкол, bodyguard – телохранитель и устройство с сигнализацией.


Слайд 43
Текст слайда:

Метонимия – перенос наименования по смежности, на основе связи предметов в пространстве, во времени или причинно-следственных связей:
внимательная аудитория - пространственная связь;
блюдо – посуда – кушанье,
выпить стакан – посуда – содержимое,
коллекция стекла – материал – изделие.


Слайд 44
Текст слайда:

Синекдоха – разновидность метонимии, перенос наименования по признаку отношения часть – целое и наоборот: юбка (женщина), борода (человек с бородой), голова (умный человек).



Слайд 45
Текст слайда:

X. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ СЛОВ

Лексика – это система.
Важнейшим проявлением системности лексики является принципиальная возможность описывать её путём выделения разного рода семантических объединений: лексико-семантических полей, ЛСГ, и тематических групп.


Слайд 46
Текст слайда:

Лексико-семантическая группа (ЛСГ)

ЛСГ – совокупность слов, относящихся к одной части речи, объединённых внутриязыковыми связями на основе взимообусловленных и взаимосвязанных элементов значения.
Члены ЛСГ связаны между собой семантико-парадигматическими отношениями (синонимии, антонимии, дифференциации, обобщений и т.д.).
Например, ряд глаголов: собрать, соединить, связать, сколоть, сшить, склеить обладают общим значением соединения. Соединить – идентификатор ЛСГ.


Слайд 47
Текст слайда:

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Лексико-семантическое поле – совокупность ЯЕ, объединённых общностью значения и представляющих предметное, понятийное или функциональное сходство обозначенных явлений; ряд парадигматически связанных слов или их отдельных значений.
ЛСП объединяет несколько ЛСГ.
Например, ЛСП глаголов состояния включает ЛСГ физического и психического состояния: болеть, страдать, волноваться, радоваться и т.п. ЛСГ физических процессов: дышать, кашлять, спать; ЛСГ бытия: жить, существовать и т.д.


Слайд 48
Текст слайда:

Тематическая группа

ТГ - объединение слов, основывающееся не на языковых лексико-семантических связях, а на внеязыковых (явлениях и предметах внешнего мира). Это – совокупность единиц разных частей речи, объединяемых одной сферой деятельности, одной ситуацией, темой (спорт, медицина, мебель). Например, ТГ городской транспорт: автобус, троллейбус, метро, линия метро, стоянка, взять такси, час «пик» и т.д.


Слайд 49
Текст слайда:

Ассоциативная группа

АГ - совокупность слов разных частей речи, связанных в сознании человека с определённым словом – стимулом.
АГ выявляется в ходе ассоциативного эксперимента, когда испытуемым предлагается назвать слова, которые возникают у них в памяти на определённое слово-стимул.
Например, берёза, в русском языке: белая, стройная, кудрявая, дерево, роща, стоит, родина, Россия и т.д.
Ассоциации играют большую роль в запоминании лексики, в организации её упорядоченного хранения в памяти.


Слайд 50
Текст слайда:

Минимальные объединения слов на основе сходства и различия в значениях представляют синонимические ряды и антонимические пары.


Слайд 51
Текст слайда:

ЛИТЕРАТУРА:

Введение в языкознание. Курс лекций. Воронеж: Истоки, 2005. – С. 53-84.
Заскока С.А. Введение в языкознание. М.: Приор, 2005. С. 102-117.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 60-104.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997. – С. 85-115.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика