Морфология. Система частей речи презентация

Содержание

1. Определите часть речи выделенных слов. Написано (краткое страд. причастие) столовую (адъективное сущ.), пятёрка (сущ.) . 2. В течение (предлог) часа удалось договориться насчёт (предлог) помощи

Слайд 1
1. Прочитайте данные ниже словосочетания и предложения.
Найдите среди них те,

в которых присутствуют речевые ошибки.
1) согласно договора;
2) участвовал в сто сорок пяти операциях;
3) Огромной ценой советский народ заплатил за светлое будущее.
4) Богатство русского языка требует бережного к нему обращения.
5) Проведя опрос, задание оказалось непростым и заставило учеников задуматься.


1. Определите часть речи выделенных слов. Докажите свой ответ.
Написано грамотно, украсили столовую, пятёрка за ответ.

2. Спишите, раскрыв скобки. Над выделенными словами надпишите часть речи.
(В)течени… часа удалось договориться (на)счёт помощи морякам, попавшим (в)течени… Гольфстрим.


Слайд 21. Определите часть речи выделенных слов.
Написано (краткое страд. причастие)
столовую

(адъективное сущ.),
пятёрка (сущ.) .

2. В течение (предлог) часа удалось договориться насчёт (предлог) помощи морякам, попавшим в течение (предл.+сущ.) Гольфстрим.

3. 1) согласно договору

2) участвовал в ста сорока пяти операциях

3) Огромной ценой далось (досталось) советскому народу светлое будущее / Огромную цену заплатил советский народ за светлое будущее.

4) Богатство русского языка требует бережного к нему отношения /с ним обращения.

5) Проведя опрос, мы выяснили, что задание оказалось непростым и заставило учеников задуматься / По результатам проведения опроса, задание …


Слайд 3Серые глаза – рассвет,
Пароходная сирена,
Дождь, разлука, серый след
За

винтом бегущей пены.

Черные глаза – жара,
В море сонных звезд скольженье,
И у борта до утра
Поцелуев отраженье.

Синие глаза – луна,
Вальса белое молчанье,
Ежедневная стена
Неизбежного прощанья.

Карие глаза – песок,
Осень, волчья степь, охота,
Скачка, вся на волосок
От паденья и полета.

Нет, я не судья для них,
Просто без суждений вздорных
Я четырежды должник
Синих, серых, карих, черных.

Как четыре стороны
Одного того же света,
Я люблю – в том нет вины –
Все четыре этих цвета.

Р. Киплинг, пер. К Симонова


Слайд 4
Убежало молоко.
Убежало далеко!
Вниз по лестнице
Скатилось,
Вдоль по yлице
Пyстилось,


Чеpез площадь
Потекло,
Постового
Обошло,
Под скамейкой
Пpоскочило,
Тpех стаpyшек подмочило,
Угостило двyх котят,
Разогpелось - и назад:

Вдоль по yлице
Летело,
Ввеpх по лестнице
Пыхтело,
И в кастpюлю заползло,
Отдyваясь тяжело.
Тyт хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!

М. Бородицкая

Убежало молоко


Слайд 5*Глокая куздра штеко будланула бокра и
кудрячит бокрёнка.


Слайд 6 Цели изучения морфологии в начальной школе
Формируемые умения:
1) по комплексу признаков

определять принадлежность слова к части речи;
2) находить начальную форму слова;
3) указывать и обосновывать постоянные и непостоянные морф. признаки слова (путём сопоставления словоформ);
4) склонять и спрягать слова;
5) устанавливать возможные связи данного слова с другими словами.


Слайд 7Лекция. Основные понятия морфологии. Система частей речи в современном русском языке.
Учебные

вопросы:
1. Основные понятия морфологии.
2. Различные классификации системы частей речи в современном русском языке.
1) принципы выделения частей речи
2) определение понятия «части речи»
3) классификация частей речи Виноградова В.В. (как основа современной классификации)
4) классификация системы частей речи в современном русском языке.
3. Переходность в системе частей речи.
4. Принципы морфологического разбора.



Слайд 8Литература:
1. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). – М.:

2001. – С. 13 – 46.
2. Русская грамматика. Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М. : Наука, 1980. Т.1. http://slovari.ru
3. Русский язык: Учеб. под ред Л.Л. Касаткина. – М.: Изд. Академия, 2005.
4. Современный русский язык: Учеб. под ред. В.А. Белошапковой. - М.: 1999.
5. Современный русский литературный язык: Учебник П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. /Под ред. П.А. Леканта. – М.: 1996.
6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студентов высших учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / [В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д.Чеснокова и др.]; под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2008.
7. Сборник упражнений по современному русскому языку. / Под ред. Л.Л.Касаткина, Е.Н. Ширяева. - М, 1994.
Справочные сетевые ресурсы
http://www.gramota.ru,
http://www.gramma.ru/ ,
словари на Яндексе

Слайд 9Морфология (от греч. morphe- форма + logos – учение)
грамматическое учение о

слове (В.В. Виноградов);
наука, изучающая грамматические свойства слов;
наука, изучающая части речи;
раздел языкознания, изучающий слово как часть речи.

*Глокая куздра штеко будланула бокра и
кудрячит бокрёнка.
Лев Владимирович Щерба

1880-1944
«О частях речи
в русском языке» 1928 г.


Слайд 10Форма слова – словоформа с определёнными морфологическими характеристиками (в отвлечении от

её лекс. значения).



Слайд 11Грамматическое значение – это абстрактное (отвлечённое) языковое значение, выраженное формальными грамматическими

средствами.

Средства выражения грамматического значения слова
1. Парадигматические средства формальные показатели, проявляющиеся в словоформе

2. Синтагматические средства формальные показатели, проявляющиеся в словосочетании


Слайд 121. Определите средства и способы образования грамматической формы слова:
Пришел бы, смотри,

гОда – годА, знает, наихрабрейший, на такси, красивее, более высокий, (вижу ) его, побыстрее, будет звонить, брать – взять, нашу старосту, Моря окружают материки.

2. Найдите «четвёртое лишнее» (с т.з. средств выражения грамматического значения) в каждом ряду:
1) чинил, чиню, буду чинить, починю
2) из дома, в кино, на улицу, в город
3) вернее, слабее, зимнее, умнее

1) играют, играли, будут играть, поиграют
2) на речку, в журнале, из кафе, из письма
3) сильнее, быстрее, раннее, ровнее


Слайд 131. Определите средства и способы образования грамматической формы слова:
пришел бы, смотри,


гОда – годА (удар.),
знает, наихрабрейший,
на такси, красивее,
более высокий,
(вижу ) его (суппл.),
побыстрее,
будет звонить,
брать – взять (суппл).,
старосту,
Моря окружают материки (порядок слов).

Слайд 142. Найдите «четвёртое лишнее» (с т.з. средств выражения грамматического значения) в

каждом ряду:

чинил, чиню, буду чинить, починю

2) из дома, в кино, на улицу, в город

3) вернее, слабее, зимнее, умнее



Слайд 152. Найдите «четвёртое лишнее» (с т.з. средств выражения грамматического значения) в

каждом ряду:

сильнее, быстрее, раннее, ровнее

2) играют, играли, будут играть, поиграют

3) на речку, в журнале, из кафе, из письма



Слайд 16Принципы выделения частей речи в современном русском языке
1. Семантический
2. Морфологический
3. Синтаксический

«Выделяемые части речи — результат ряда компромиссов между
синтаксическим, семантическим и морфологическим принципами
классификации словоформ. Именно в принципиально компромиссном
характере традиционной классификации кроется причина
непрекращающихся разногласий по тем или иным вопросам выделения
частей речи» (Белошапкова В.А. )


Слайд 17Определение понятия «части речи»
Части речи – грамматические классы слов,
характеризующиеся следующими

тремя признаками:

обобщённым грамматическим значением:
предметность,
действие (= процессуальный признак),
признак (= непроцессуальный признак),
вторичный признак (признак признака, действия);

2) комплексом морфологических категорий и
общностью парадигматики (системы форм словоизменения);

3) общностью основных синтаксических функций.



Слайд 18местоимение­существительное: кто, что, я, мы, все, кто-то, никто
причастие: читающий, прочитавший,

прочитанный, прочитан
деепричастие: читая, прочитав
категория состояния: тошно, ветрено, пора, лень, надо, можно, жаль
модальные слова: конечно, разумеется, к счастью, видишь ли, итак
частицы: не, ни, бы, пусть, давай, же, ли, вон, вот, чуть-чуть, только
междометия: ах, ой, батюшки!, спасибо, алло, стоп, кис-кис
звукоподражания: мяу, хрю-хрю, би-би , динь-дон

Примеры некоторых частей речи:


Слайд 19Различные классификации системы частей речи в современном русском языке

Основные структурно-семантические типы слов (по В.В. Виноградову)

1895-1969
«Русский язык.
Грамматическое
учение о слове».


Слайд 21Сопоставительный анализ частей речи


Слайд 223. Переходность в системе частей речи.
Переходными /

синкретичными называются такие слова,
которые совмещают в своей грамматической структуре (в общем
грамматическом значении, морфологических и синтаксических
свойствах) в той или иной степени признаки двух или более частей
речи (Л.Д.Чеснокова).

Типы синкретичных слов:
1) синкретичные части речи (имя числительное, местоимение, причастие, деепричастие, слова категории состояния);
2) функциональные омонимы – слова с разной степенью перехода из одной части речи в другую.

Военный (прил.) человек – пришёл военный (сущ.)
Уходил благодаря (деепр.) – благодаря (предл.) теплу, расцвёл сад.
первое блюдо — первое
столовая комната — столовая, мороженое молоко — мороженое, больной человек — больной
отсутствующий на занятиях студент — отсутствующий взгляд
охота на уток — охота тебе со мной разговаривать

Слайд 23Переходность в системе частей речи.
Я писал свои очерки в беседке —

такой крошечной, что там мог поместиться только один человек.
числительное (=1).

2) Ивины приходились нам родственниками и были одних лет с нами. прилагательное (= одинаковых)

3) Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть.
местоимение (= неким)

4) Одни звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи .
частица (= только)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика