Морфемика и словообразование презентация

Содержание

1. Морфемика: 1. Система морфем русского языка. 2. Раздел науки о языке, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов и словоформ. Основным объектом морфемики является морфема – наименьшая значимая

Слайд 1Морфемика и словообразование




Слайд 21. Морфемика: 1. Система морфем русского языка. 2. Раздел науки о

языке, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов и словоформ.

Основным объектом морфемики является морфема – наименьшая значимая часть слова. Центральное понятие – членимость, т.е. способность слова быть разделенным на составляющие его значимые части слова.


Слайд 3Типы морфем

КОРЕНЬ
общая часть родственных слов, носитель основного элемента лексического значения.
ПРЕФИКС
аффикс, занимающий

положение перед корнем.

СУФФИКС

аффикс, занимающий в слове место после корня.

ФЛЕКСИЯ

изменяемая часть словоформы, выражающая грамматиче-ское значение слова.

ПОСТФИКС

аффикс, занимающий в слове положение после флексии.





Слайд 4Типы морфем
Интерфикс - это часть слова, выполняющая функцию соединительного элемента между

корнями сложного слова. Например: вод-О-провод.
Аффиксоиды – корневые морфемы, аналогичные по своим функциям в слове аффиксам. Аффиксоиды являются частью сложного слова. Например: ПОЛ-ночь, садо-ВОД.

Слайд 5Типы аффиксов
Словообразовательные аффиксы используются для образования новых слов. К ним относятся

префиксы, суффиксы, постфиксы и интерфиксы. Например: бежать - прибежать, пробежаться.

Формообразующие аффиксы используются для создания словоформ. К ним относятся префиксы, суффиксы и флексии. Например: дом – дома, бежать - бежал, бежала.

Основообразующими являются суффиксы инфинитива и настоящего времени глагола. Например: бежать, бежал.


Слайд 6Формообразующие суффиксы:
Суффикс инфинитива –ти/ -ть (идти, бежать).
Суффикс прошедшего времени –л (думал).
Суффикс

повелительного наклонения –и/ нулевой с. (иди, брось¤).
Суффиксы причастий –ущ /-ющ, -ащ / -ящ, -вш /-ш и др. (прочитавший, бегущий).
Суффиксы деепричастий –а / -я, -в / -вши и др. (читая, прочитав).
Суффиксы сравнительной степени прилагательных, причастий, наречий – ее / - ей и др. (сильнее, глубже).
Суффиксы превосходной степени прилагательных, причастий, наречий –ейш / -айш (сильнейший).

Слайд 7Нулевые аффиксы – это аффиксы, имеющие план содержания, но не имеющие

план выражения. Могут быть как формообразующие, так и словообразующими. Например, формообразующая нулевая флексия: дом¤, бежал¤. Словообразовательный нулевой суффикс: бег¤ (ср: мыслить - мышление, бежать - бег ¤), синь ¤ (ср: белый - белизна, синий - синь ¤).

Слайд 8В слове флексии, выражающей грамматическое значение, противопоставлена основа слова, выражающая лексическое

значение. Основа- это совокупность всех корней, словообразующих и основообразующих аффиксов, представленных в том или ином слове.

Категория имени имеет только одну основу, которая может стать образующей для ряда однокоренных слов (серебро - серебряный – серебристый).
В системе формообразования глагола и отглагольном словообразовании участвуют две основы глагола: основа инфинитива и прошедшего времени и основа настоящего и будущего времени. Например: чита-ть, чита-л – читай-у, читай-ут.


Слайд 9Задание
Выполните морфемный разбор указанных слов:
Землетрясение, красавица, семьсот, опись, бессмысленно, ошибался,

разберешься, сильнейший, , по-моему, перезвонила, переживание, наработаться, водопроводчик, посмотри, беззащитный, вооруженный, грозящий, проверяя.

Слайд 10Словообразование: 1. Образование производных слов от однокоренных слов и установившиеся в

результате этого формально-смысловое соотношение между производным словом и его производящей базой. 2. Раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке, прежде всего отношения формальной и смысловой производности слов.

Ключевые понятия С.:
Производящее слово (мотивирующее слово) – слово, от которого образовано другое слово.
Производное слово (мотивированное слово) – слово, которое образовано от другого слова.
Например: дом – домик, родильный дом – роддом.


Слайд 11Законы словообразования:
Слова образуются на основе семантической выводимости. Например, осветительный –от осветить

(способный осветить), добреть –от добрый (становиться добрым).
Слова образуются от производящих слов или их основ. Например, сосна – сосновый (от производящей основы), бежать – прибежать (от производящего слова).
Слова образуются с помощью одного суффикса или одного префикса. В слове могут быть одновременно два словообразующих аффикса – но всегда разные по типу: префикс и суффикс, префикс и постфикс. Например: учить – учитель - учительница, звонить - созвониться.

Слайд 12Способы словообразования
1. Морфологический – образование слов на базе имеющихся с помощью

морфем:
А. Аффиксальный – с помощью аффиксов:
суффиксальный (кит - китовый),
префиксальный (чудесный - расчудесный),
префиксально-суффиксальный (детский – по-детски),
постфиксальный (учить - учиться),
префиксально-постфиксальный (говорить - разговориться),
суффиксально-постфиксальный (толпа – толпиться),
префиксально-суффиксально-постфиксальный (земля - приземлиться).
Б. Безаффиксный – способ образования сложных слов:
сложение:
1) чистое сложение (основа + целое слово), (мороз-о-стойкий)
2) аббревиация (высшее учебное заведение - ВУЗ),
3) сращение – соединение слов, связанных подчинительной связью (лишенный ума - умалишенный),
4) сложносоставной способ – объединение производящих слов целиком (диван-кровать).
сокращение (специалист - спец).
В. Смешанные способы – сочетание аффиксального и безаффиксного способа – например, сложение с суффиксацией (старшеклассник), сокращение с суффиксацией (велик)

Слайд 13Способы словообразования
2. Лексико-семантический – расщепление многозначного слова на омонимы (титан –

герой, титан – кипятильник для воды).
3. Лексико-синтаксический – сращение двух или нескольких лексических единиц (спасибо).
4. Морфолого-синтаксический – переход слова из одной части речи в другую (благодаря, мороженое).


Слайд 14Задание
Выполните словообразовательный анализ слов: тотчас, МИД, чудом, изба-читальня, отсебятина, овощехранилище.
Выполните морфемный

и словообразовательный анализ слов: газетчик, безработица, атомоход, пересматривать, оживиться, тишь, по-зимнему, колоситься, открывать.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика