Междометия – особый разряд слов презентация

Содержание

Задание. Выполните под диктовку учителя Диктант на правописание приставок не-, ни- и частиц не, ни.

Слайд 1http://www.habazavr.ru/
К урокам Хабазовой М.Н.
Междометия – особый разряд слов


Слайд 2Задание. Выполните под диктовку учителя
Диктант на правописание приставок не-, ни- и

частиц не, ни.

Слайд 3Как вы понимаете значение слова чувства?
Чувства – внутреннее душевное состояние

человека, способность переживать.

За день человек испытывает сотню чувств


Слайд 4

Можете ли вы найти синоним к этому слову?
Эмоции
За день человек

испытывает сотню чувств

Чувства


Слайд 5Какие чувства может испытывать человек?
Гнев, боль, безразличие, горе, возмущение, восхищение, досада,

испуг, недоумение, негодование, ненависть, отвращение, печаль, презрение, радость, равнодушие, сожаление, страх, стыд, удивление, упрек, тревога

За день человек испытывает сотню чувств


Слайд 6Как обычно выражает чувства человек?
Мимикой, жестами и ….
За день человек

испытывает сотню чувств

междометиями


Ой!


Слайд 7 Действительно, междометия могут выражать различные чувства. Появилось слово в русском

языке в 18 веке и переводится с латинского как брошенное между, т.е. между полнозначными словами. В первоначальном виде оно звучало как междуметие.

В русском языке есть две соединительные глас- ные: о и е, поэтому, согласно правилам русской грамматики, междуметие трансформировалось в междометие


Слайд 8Какие междометия вы можете назвать?
Ох, ау, ух, эй…
Что же такое

междометие? Давайте сформулируем правило, ответив коллективно на вопросы.

Какие части речи существуют в русском языке?

В русском языке существуют самостоятельные и служебные части речи


Слайд 9В русском языке существуют самостоятельные и служебные части речи
выполняет самостоятельные

функции?

НЕТ!

МЕЖДОМЕТИЕ

выполняет служебные функции?

НЕТ!

имеет лексическое значение?

НЕТ!

изменяется?

НЕТ!

является членом предложения?

ДА!


Слайд 10Зовут меня Выражатель. Без меня не обойтись, потому что я –

выразитель эмоций.
Больно: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!»
Весело: «Ха-ха-ха» или «Хи-хи-хи».
Встретиться-разойтись: «Привет!» или «Пока!». Любезность выразить: «Спасибо! Пожалуйста!»
Чуть что не так: «Крышка! Капут!»
А все эти ну, аге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – тоже мои братцы.

Выразитель эмоций
(сказка)


Слайд 11Итак, ответив на вопросы, прослушав сказку про меня, сформулируйте правило, что

же такое междометие?

Продолжите. Междометие – это…

особая, не самостоятельная и не служебная часть речи. Она, выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

?


Слайд 12Междометие – живая и богатая часть речи, служит для выражения чувств,

эмоций и волевых побуждений. Одни и те же междометия могут обозначать разные чувства – все зависит от интонации

Слайд 13Разряды междометий по значению
эмоциональные
выражают эмоции человека, его настроение; большая часть этих

междометий многозначна, поэтому значение их понятно только из контекста

ужас, кошмар, ох, ах, увы, тьфу, ба …


Слайд 14Разряды междометий по значению
эмоциональные
выражают различные побуждения к действию, команды, приказы
марш, прочь,

вон, брысь, ну-ну, ну-ка, эй, айда, алло, ау, долой, караул, кис-кис, шабаш, ау, тпру! кис-кис, цып-цып, чу! …

повелительные


Слайд 15Разряды междометий по значению
слова норм речевого этикета
виноват, простите, извините, здравствуй(те), привет,

спасибо, пожалуйста, всего хорошего, будьте добры, будьте любезны, добрый день …

повелительные

этикетные


Слайд 16Проходите, пожалуйста, за тот столик.
Проходите, пожалуйста, за тот столик.
Задание. Найдите междометия.


Слайд 17Благодарю за покупку!
Междометий в предложении НЕТ
Задание. Найдите междометия.


Слайд 18Ей, увы, не повезло
Ей, увы, не повезло
Задание. Найдите междометия.


Слайд 19Ну, заяц, погоди!
Ну, заяц, погоди!
Задание. Найдите междометия.


Слайд 20Эй, свистать всех наверх!
Эй, свистать всех наверх!
Задание. Найдите междометия.


Слайд 21«Трагедия моя кончена, я перечел ее вслух, один, и бил в

ладоши, и кричал, ай да Пушкин! Ай да сукин сын!».

«Трагедия моя кончена, я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! Ай да сукин сын!».

Задание. Найдите междометия.


Слайд 22Спасибо, от ваших изысков невозможно оторваться
Спасибо, от ваших изысков невозможно оторваться
Задание.

Найдите междометия.

Слайд 23Я вышел ростом и лицом, спасибо матери с отцом
Междометий в предложении

НЕТ

Задание. Найдите междометия.


Слайд 24Прощай, ничего не обещай!
Прощай, ничего не обещай!
Задание. Найдите междометия.


Слайд 25Ба! Кого я вижу!
Ба, Кого я вижу!
Задание. Найдите междометия.


Слайд 26Человеки летят!? Ух ты!
Человеки летят!? Ух ты!
Задание. Найдите междометия.


Слайд 27Корова громко промычала: «МУ-У-У!»!
Междометий в предложении НЕТ
Задание. Найдите междометия.


Слайд 28А что такое му-у-у? Почему это слово не может быть междометием?
Это

звукоподражательное слово.

А на досуге подумайте: почему корова произносит му-у-у, а мы говорим мычит, а не мучит?


Слайд 29Звукоподражания вызывают споры лингвистов, и до сих пор они не смогли

прийти к единому знаменателю.

Одни относят звукоподражания к междометиям.

звукоподражание
– это
междометие


Слайд 30Звукоподражания вызывают споры лингвистов, и до сих пор они не смогли

прийти к единому знаменателю.

Другие выделяют их в особую часть речи.

Одни относят звукоподражания к междометиям.

звукоподражание
– это
особая часть речи


Слайд 31Звукоподражания вызывают споры лингвистов, и до сих пор они не смогли

прийти к единому знаменателю.

Другие выделяют их в особую часть речи.

Одни относят звукоподражания к междометиям.

Есть и третья группа лингвистов, которые выводят звукоподражания за пределы частей речи.

звукоподражание
– это
не часть речи


Слайд 32Звукоподражания вызывают споры лингвистов, и до сих пор они не смогли

прийти к единому знаменателю.

Мы же разделим точку зрения тех лингвистов, которые считают, что звукоподражания примыкают к междометиям, НО не будем их путать.


Слайд 33 Какими междометиями вы будете выражать команду животным, птицам?
Апорт, кис-кис,

цып-цып, тпру …

А как они вам будут отвечать?

Гав, мяу, ку-ка-реку …

Что значит – звукоподражание?

Подражание + звук


Слайд 34 Звукоподражательные слова
– это слова, передающие (напоминающие) различные звуки живой

и неживой природы:

человека

ха-ха-ха, хи-хи-хи …


Слайд 35 Звукоподражательные слова
– это слова, передающие (напоминающие) различные звуки живой

и неживой природы:

человека

хрю-хрю, мяу, гав-гав …

животных


Слайд 36 Звукоподражательные слова
– это слова, передающие (напоминающие) различные звуки живой

и неживой природы:

динь-динь, тик-так, хлоп …

животных

предметов и явлений


Слайд 37 Звукоподражательные слова
не изменяются.

2. не выражают эмоций, чувств и побуждений, этим

и отличаются от междометий.

3. состоят из одного слога (бе, ме и т.д.) или нескольких, которые пишутся через дефис (ква-ква, ку-ка-ре-ку и т. д.).

4. служат для образования новых слов: мяуканье, квакать и т.д.

5. выступают в роли различных членов предложения.

ну, ква-а


Слайд 38 Задание. Есть ли в стихотворении звукоподражательные слова?
А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк,
А

за ней воробышек прыг-прыг-прыг-прыг
Он ее голубушку шмяк-шмяк-шмяк-шмяк
Ам-ням-ням-ням да и шмыг-шмыг-шмыг-шмыг...

Звукоподражательных слов нет


Слайд 39Далече грянуло ура…

– Ура! Мы победили!
В первом предложении междометие

ура употреблено в значении существительного, в предложении является подлежащим; во втором – междометие, выражает чувство восторга, радости, членом предложения не является.

Междометия и звукоподражательные слова могут переходить в разряд знаменательных слов. При этом они начинают выполнять те же функции, что и знаменательное слово. Например:


Слайд 40 Задание. Определите синтаксическую роль междометий.
Плачет ребенок, трудно матери, «бай-бай» не

помогает.

А ребенку ведь давно пора бай-бай.

В первом предложении бай-бай – подлежащее, во втором - сказуемое.


Слайд 41А муха бух в бокал!
Бокал сказал «бульк!» и замолчал.
Бух

– сказуемое
Бульк – дополнение

Задание. Определите синтаксическую роль междометий.


Слайд 42Закончите фразу:
сегодня я узнал(а)…,
мне понравилось…,
теперь я могу…,
я

понял(а), что…
на уроке мне было непонятно …
мне захотелось подробнее узнать о …
самым интересным для меня было …

Домашнее задание

Выучите конспект. Придумайте короткий рассказ (5-10 предложений) с применением междометий.
Подготовьтесь к проверочной работе №13 (словообразование и ударение)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика