Методика синтаксиса презентация

Литература 1.Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2002. 2.Дудников А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. – М., Просвещение, 1977. 3.Сайт «Издательский дом «Первое сентября»,

Слайд 1План лекции «Методика синтаксиса»
1.Цели изучения раздела, содержание (знания и умения), место

в курсе русского языка, принципы изучения.
2.Реализация функционального подхода.
3. Методика работы над новыми языковыми явлениями (классическая методика и требования ФГОС).
4.Синтаксические упражнения.
5.Проблемные вопросы методики синтаксиса.



Слайд 2Литература
1.Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа,

2002.
2.Дудников А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. – М., Просвещение, 1977.
3.Сайт «Издательский дом «Первое сентября», газета «Русский язык», рубрика «Я иду на урок русского языка»: а) выбрать статью о методике изучения синтаксиса, б)выбрать статью по использованию текста на уроке синтаксиса (конспект статьи или фрагментов).
4.Купалова А.Ю. Грамматическая основа и грамматическое значение предложения //РЯШ. – 2008. – №2,3.



Слайд 3 Познавательные цели: знакомство с основными синтаксическими понятиями. Практические цели: формирование синтаксических

умений.


Содержание обучения синтаксису составляют синтаксические понятия. Словосочетание, предложение – основные синтаксические понятия. Члены предложения, главные, второстепенные члены предложения, грамматическая основа - синтаксические единицы. Виды предложений по интонации (воскл, невоскл), по цели высказывания (повеств., вопр., побуд.), по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов, по наличию всех необходимых членов и т.д.




Слайд 4Синтаксические умения:
научить учащихся отличать словосочетания от предложений,
находить грамматическую основу

предложения,
различать простые и сложные предложения,
производить синтаксический разбор,
составлять схему предложения,
составлять предложение по схемам,
использовать изучаемые синтаксические конструкции в собственной речи.


Слайд 5 Частнометодические принципы изучения синтаксиса:
морфолого-синтаксический: сопоставление членов предложения и

частей речи. Для того чтобы учащиеся научились различать части речи и члены предложения, необходимо предлагать им предложения с типичными и нетипичными случаями выражения того или иного члена предложения.  
интонационный: сопоставление синтаксической структуры предложения и интонационного оформления.

Слайд 6 Методы и приемы изучения синтаксиса направлены как на анализ синтаксических единиц,

так и на употребление их в собственной речи.

Функции синтаксических единиц реализуются в тексте. Например, при изучении темы «Второстепенные члены предложения» учащиеся используют знания о прямом и обратном порядке слов при построении предложения с целью выделения коммуникативно значимых частей высказывания.
Заря приближалась. Сборы были короткими. Мы вышли в затон на вёслах. (Г.Троепольский) – Уходит день. В пыли дорожной горят последние лучи. (А.Блок)


Слайд 7Пример 2. На уроке русского языка с целью реализации коммуникативного подхода

используются ситуативные упражнения.

Ответьте на вопрос, используя разные союзы. Запишите получившиеся предложения, употребляя в роли однородных членов слова суббота и воскресенье.
Когда приезжают ваши гости?



Слайд 8Ключ ответа


Слайд 9Методика работы над новыми языковыми явлениями
Этапы освоения

учащимися нового языкового явления:
восприятие;
осознание учащимися существенных свойств языкового явления;
запоминание;
воспроизведение.


Слайд 10 Работая над новым материалом, учитель использует следующие методы обучения:

сообщение учителя (знания учащимся предлагаются в "готовом" виде);
• работа над лингвистическим текстом (установка на разбор содержания при чтении; вопросы и задания, акцентирующие внимание школьников);
• беседа (учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала;
• самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения (установка на анализ; обсуждение результатов работы; вывод).

Слайд 11Упражнения как метод формирования учебно-языковых умений
Упражнение — планомерно организованное повторное выполнение

действия с целью его усвоения. Упражнение лежит в основе приобретения тех или иных умений и навыков.
Условия эффективности упражнения:
сознательная направленность учащихся на повышение качества деятельности;
знание правил выполнения действий;
учет достигнутых результатов;
понимание причин допущенных ошибок и путей их преодоления;
указания учителя, сопровождаемые наглядным показом выполнения действий;
самоконтроль учащихся;
постепенный переход от овладения простым действием к выполнению более сложного;
рациональное распределение повторений во времени.



Слайд 12Синтаксические упражнения
отграничение одних синтаксических структур от других;
определение структуры данной

синтаксической единицы;
нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
составление схем предложений;
составление предложений по схемам (чтение синтаксических схем);
составление предложений указанной структуры;
полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.


Слайд 13Виды упражнений при изучении синтаксиса
Графический диктант – запись предложения с помощью

условных графических средств с целью передачи грамматической структуры предложения. Выделяют 3 разновидности:
а) записанное предложение сопровождается схемой, б)после прослушивания предложения составляется схема, в)после прослушивания составляется схема, по которой ученик записывает предложение.

Слайд 14Требования к дидактическому материалу
Определите синтаксическую роль имён числительных:
Семь не делится на

пять без остатка.
Семеро одного не ждут.
Два да три – пять.
Семь яблок лежало на столе.
Катя положила на тарелку семь яблок.
Четверо папанинцев зимовали во льдах.
Третий ученик вышел из строя.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика