Мастер-класс. Сочинение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку презентация

Содержание

СОЧИНЕНИЕ ПРОВЕРЯЕТ ОТДЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать главную проблему исходного текста; определять позицию автора текста по заявленной проблеме; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно

Слайд 1Тема: Сочинение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку
2017

МАСТЕР-КЛАСС

Слайд 2СОЧИНЕНИЕ ПРОВЕРЯЕТ ОТДЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
анализировать содержание и проблематику прочитанного

текста;
комментировать главную проблему исходного текста;
определять позицию автора текста по заявленной проблеме;
выражать и аргументировать собственное мнение;
последовательно и логично излагать мысли;
использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.

Слайд 3АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
Вступление.
Проблемы, над которыми размышляет автор.
Комментарий.
Выявление позиции автора.
Собственное мнение (согласие

или несогласие с позицией автора).
Первый аргумент.
Второй аргумент.
Вывод (заключение).

Слайд 4СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ 1. ВСТУПЛЕНИЕ
Речевые клише
Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)
Автор

не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...
В центре внимания автора (находятся)...
Главные усилия автора направлены...


Виды вступления:
вопросно-ответное единство
цепочка вопросительных предложений.
назывное предложение
риторический вопрос
цитата
парадоксальное высказывание
Каждая часть – отдельный абзац!


Слайд 52. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения,

исследования.

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования..

Речевые клише:
Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
Касается .. проблемы.
Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Слайд 63. КОММЕНТАРИЙ (ХАРАКТЕРИСТИКА + АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ).
Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей

по поводу сформулированной проблемы текста.
К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…)
Насколько проблема злободневна?
Традиционна ли эта проблема или нова?
Как характеризует автора выбор данной проблемы? (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)
Речевые клише:
Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Слайд 74. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в

тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Средства выражения авторской позиции:
Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…
Автор пытается понять, почему ...;
Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;
Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Слайд 85. МОЯ ПОЗИЦИЯ
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме.
Позиция согласия/несогласия. За

- Против.
Речевые клише:
особенно близка мне мысль автора о… ;
согласен с автором в том, что… ;
осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;
мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;
В отличие от автора, я считаю, что...
На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

Слайд 96. ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ
Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо

мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

В качестве первого аргумент может выступать:
пример из художественной литературы;

Вспомним…
Это подтверждается …

Слайд 107. ВТОРОЙ АРГУМЕНТ
В качестве второго аргумента может выступать:

логические доказательства, доводы
примеры, случаи,

факты из собственной жизни
мнения авторитетных людей, цитаты и др.

В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…

Слайд 118. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОД ИЗ ВСЕГО СОЧИНЕНИЯ
Речевые клише:
В заключение хотелось бы отметить...
Прочитав

данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..
На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...
Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
Таким образом, нельзя не согласиться…

Слайд 12КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ


Слайд 131. СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА
Обучающийся (в той или иной

форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

Слайд 14КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА
Сформулированная проблема прокомментирована обучающимся с опорой

на исходный текст.
Обучающийся привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

Слайд 15ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА
Обучающийся верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного

текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

Слайд 16АРГУМЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ
Обучающийся выразил своё мнение по сформулированной

им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

Слайд 172. РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
Работа характеризуется

смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
в работе нет нарушений абзацного членения текста

Слайд 18ТОЧНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя

речи.

Слайд 193. ГРАМОТНОСТЬ
Соблюдение орфографических норм
Соблюдение пунктуационных норм
Соблюдение языковых норм
Соблюдение речевых норм
Соблюдение этических

норм
Соблюдение фактологической точности

Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика