Культура речи. Русский язык и современная ситуация. (Лекция 1) презентация

Содержание

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ А.И.Дунаев, М.Я.Дымарский, В.А.Ефремов и др.; Под ред. В.Д.Черняк.- М.: Высшая школа, 2012. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум.- 14-е изд.,

Слайд 1Автор лекционного курса- к.ф.н. Кондарина Ирина Владимировна
Культура речи


Слайд 2Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ А.И.Дунаев, М.Я.Дымарский, В.А.Ефремов

и др.; Под ред. В.Д.Черняк.- М.: Высшая школа, 2012.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум.- 14-е изд., испр.- М.: Флинта: Наука, 2008
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012

Литература


Слайд 3Культура речи как учение о коммуникативных качествах речи
Русский язык и современная

ситуация

Слайд 4Русский язык в его современном состоянии. Язык и общество. Русский литературный

язык. Общее понятие о литературной норме.
Норма и кодификация. Основные типы норм. Отклонение от нормы и ошибка.
Язык и речь. Функции языка и речи. Речь и мышление. Речевая деятельность и ее разновидности.
Понятие речевой культуры. Основные культурно-речевые критерии.


План лекции


Слайд 5 общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов,

школьного обучения, письменного общения, науки публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемая носителями данного языка как образцовая.
Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.

Русский литературный язык -


Слайд 6наличие письменности
 нормированность
 кодифицированность
 стилистическое многообразие
относительная устойчивость
 распространенность
 общеупотребительность
 общеобязательность
соответствие употреблению, обычаям

и возможностям языковой системы.

Признаки литературного языка


Слайд 7Формы существования языка


Слайд 8Культура речи – нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку

в данном языковом коллективе в определенный исторический период; соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, построения словосочетаний и предложений.
Культура речи – раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения.

Понятие культуры речи


Слайд 9Нормативный аспект, т.е. соблюдение норм литературного языка
Коммуникативный аспект – выбор необходимых

для данной цели языковых средств
Этический аспект- знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.

Составляющие компоненты культуры речи


Слайд 10Предмет изучения дисциплины «Культура речи» – языковая структура речи в ее

коммуникативном воздействии.
Основные задачи культуры речи:
- охрана литературного языка,
- оптимальное применение носителями языка предложенных норм речи и правил ее построения

Предмет и задачи культуры речи


Слайд 11 Говорение, написание

передача информации



Виды речевой деятельности

Слушание, чтение

восприятие информации




Слайд 12Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных, грамматических средств, объективирующая работу

мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Устная речь – речь звучащая, создаваемая в процессе разговора.
Письменная речь – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная.

Устная и письменная разновидности русского языка


Слайд 13Норма – это оценка носителями языка тех или иных фактов в

качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных.
Литературно-языковая норма – стабильность формы языковых единиц в процессе их функционирования, поддерживаемая социальными установлениями и опирающаяся на авторитетные образцы.

Нормы литературного языка


Слайд 14 систематизация, закрепление в виде сводов правил, законов в грамматиках

и словарях особенностей функционирования языковых единиц.

Кодификация нормы –


Слайд 15 совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие коммуникантов

на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.

Культура речевого общения -


Слайд 16 потенциальные возможности языковой системы (фонемы, лексемы, морфемы, фразеологической единицы, синтаксической

конструкции), реализуемые в процессе функционирования в целях общения.

Культура языка -


Слайд 17Функционирование языковых единиц осуществляется в процессе речевой деятельности
Язык – знаковый механизм

общения, система знаковых единиц общения в их коммуникативной готовности

Речь – последовательность знаковых единиц в их конкретном применении.

Речь и язык

Речь – реализация языка


Слайд 18Язык – это связанная исторической и культурной преемственностью система членораздельных словесных

высказываний.
Важнейшие свойства языка – номинативность, предикативность, членораздельность, рекурсивность, диалогичность.

СВОЙСТВА ЯЗЫКА


Слайд 19Номинативность состоит в том, что основная единица языка – слово –

обозначает или именует предмет, образ которого содержится в представлении человека. Слово называет вещь, предмет мысли.
Предикативность есть свойство языка выражать и сообщать мысли.
Членораздельность есть свойство языка членить высказывания на повторяющиеся в других высказываниях воспроизводимые элементы.
Рекурсивность есть свойство языка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов.





Свойства языка


Слайд 20Функции языка и речи
Базовые функции языка: коммуникативная, когнитивная.
Производные функции: познавательная ,

эмоциональная и др.

Функции речи:
номинативная,
поэтическая,
этническая,
эмотивно-волюнтативная


Слайд 21Речь — осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание —

выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли.

Свойства речи


Слайд 22Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь представляет собой осуществление мышления в

языковой форме. Внешняя речь представляет собой общение между различными людьми.



Слайд 23Диалог есть совместная и разделенная последовательностью реплик речь нескольких людей, в

результате которой принимается общее решение. В ходе диалога люди обмениваются репликами-высказываниями, которые частично воспроизводят и повторяют друг друга и, главное, располагаются в последовательном порядке так, что каждое последующее высказывание основывается на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание.
Монологическая речь выделяет внутри себя смысловые части, которые ориентированы на внутреннюю ответную реакцию адресата. В условиях устной речи монолог имеет второстепенное значение и включается в диалог.

Диалогичность и монологичность речи


Слайд 24общий диалог, назначение которого состоит
в сопровождении речью

совместной
жизнедеятельности;
информационный диалог, назначение которого состоит в получении и сообщении новой информации;
диалектический диалог, назначение которого состоит в систематизации полученной информации и в построении картины реальности;
обучающий диалог, назначение которого состоит в формировании знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности;
соревновательный диалог, назначение которого состоит в распределении людей по их компетентности и пригодности к деятельности;
совещательный диалог, назначение которого состоит в принятии решения;
игровой диалог, назначение которого состоит в выработке форм выражения мысли в их отношении к типовым действиям и в согласовании действий с высказываниями, — общая и конкретная тренировка;
командный (управляющий) диалог, назначение которого в непосредственном управлении действиями.

Виды диалога


Слайд 25развертываются из различных видов называния, — определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение

и сам вопрос-ответ, когда он становится единым развернутым произведением

Композиционно-речевые формы монологической речи


Слайд 26Высказывания подразделяются по фактуре речи на устные, письменные, печатные и на

продукты массовой коммуникации.

Словесность


Слайд 28По положению коммуникантов в пространстве и времени различают контактное – дистантное

общение
По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: непосредственное – опосредованное общение
По средствам: речевое, паралингвистическое (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковое (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.)
С точки зрения формы существования языка: устное- письменное общение
С точки зрения переменной или постоянной позиции Я-говорящего и Ты –слушающего: диалогическое – монологическое общение
С точки зрения количества участников: межличностное – массовое общение
С точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся: частное – официальное.

Виды общения


Слайд 29Норма – оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве

правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных.
Вариантные нормы – результат такого изменения явления, при котором остается неизменной суть этого явления.

Нормированность речи


Слайд 30 нормы письменной и устной форм речи;
нормы письменной речи;


нормы устной речи.
К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
лексические нормы;
грамматические нормы;
стилистические нормы.
Специальными нормами письменной речи являются:
нормы орфографии;
нормы пунктуации.
Только к устной речи применимы:
нормы произношения;
нормы ударения;
интонационные нормы.

Типы норм


Слайд 31Разновидность литературного языка, исторически сложившаяся в определенное время в конкретном обществе,

представляющая собой замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни носителями языка

Функциональный стиль -


Слайд 32Сфера деятельности (наука, право, технологии, искусство и пр.)
Роль автора текста
Роль адресата

текста
Цель стиля (обучение, воздействие, эстетическое воспитание, призыв и пр.)
Преимущественное использование устной или письменной формы речи
Вид речи (монолог, диалог, полилог)
Тип коммуникации (общественная, частная)
Набор жанров
Характерные стилевые черты
Типичные языковые средства

Основания для выделения функциональных стилей


Слайд 33На формирование стилей оказывают влияние паралингвистические и металингвистические явления
Паралингвистические средства –

это средства, участвующие в организации текста вербального языка: графическая сегментация текста, его расположение на бумаге, шрифтовой набор, цифры, рисунки, таблицы и т.п.

Метаязыком называется язык «второго порядка». Вербальная основа метаязыков общественных и гуманитарных наук включает в сой состав общелитературную лексику, общенаучную лексику, термины, профессионализмы.


Слайд 34Система функциональных стилей


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика