Слайд 2
Культура речи
тема Публичное представление результатов
научного исследования
преподаватель Н.П. Павлова,
канд. филол.н.,
доцент
Слайд 3
План
Правила ораторского искусства.
Подготовка и особенности публичного выступления.
Подготовка презентации выступления.
Слайд 4Подготовка устного доклада
Обычно для доклада дается 10 минут
Вступление
должно подготовить аудиторию к
прослушиванию незнакомого текста в
исполнении неизвестного человека. В первых фразах
информация должна частично повторяться, то есть
содержать название работы и формулировку
проблемы. (1 мин.)
Актуальность избранного вами научного направления
(1 мин.)
Проблема, которую вы решаете (2 мин.)
Самые важные результаты (3 мин.)
Выводы, какие вы можете сделать из работы (3 мин.)
Слайд 5Подготовка устного доклада
Пишите
так, как говорите
Читайте так, как говорите
Не более 3-5 предложений в каждом абзаце
Используйте 1 и 2 лицо: «Вы можете спросить..» вместо «Иногда спрашивают…»
Читать или рассказывать текст?
«Собрать слушателей, а затем читать им
написанный материал – это все равно
что, пригласив приятеля прогуляться,
спросить, не возражает ли он пройтись
пешком, а самому ехать рядом в
автомобиле»
У.Брегг, лауреат
Нобелевской премии
При слушании текста,
читаемого с листа,
воспринимается
всего 17 % информации
Слайд 6Работа над текстом выступления
«Почему слушающий засыпает,
а говорящий нет? Первый больше
устает».
М. Жванецкий
Даже при внимательном слушании усваивается
60-70 % устной информации. Необходима адаптация
устной речи к особенностям ее восприятия. Способы
адаптации:
деление дискурса на простые высказывания;
повторы важных фраз и фрагментов;
структурирование речи (во-первых, во-вторых, в заключение…);
использование контактоподдерживающих средств (понимаете, знаете…).
Слайд 7Работа над текстом выступления
В области ораторского искусства выделяют три этапа выступления:
докоммуникативный этап (подготовка к выступлению)
коммуникативный этап (непосредственно выступление)
посткоммуникативный этап (анализ выступления)
Работа над содержанием выступления
Эта работа включает ряд последовательных этапов – составление плана, отбор теоретического, фактического материала, работу с материалом, работу над языком, стилем речи, композиционно-логическим расположением частей выступления. Рекомендуется использовать следующие основные формы работы над выступлением.
Слайд 8Работа над текстом выступления
Полный текст. Написанная речь лучше запоминается. Работа над
текстом дисциплинирует мысль автора. Преимущества:
во время выступления всегда под рукой готовый текст, в который можно подсматривать или который можно читать;
текст можно сохранить и воспользоваться им в дальнейшем для подготовки к выступлению по схожей тематике;
текст позволяет глубже вникнуть в сущность проблемы, отшлифовать наиболее важные моменты речи.
Слайд 9Работа над текстом выступления
Тезисы речи. Это предельно компактное изложение основных идей,
своеобразный план выступления. Работа над тезисами предполагает еще более серьезную подготовку. Конкретные фразы речи, примеры рождаются непосредственно во время выступления.
Конспект. Это краткое изложения выступления. Фиксируются главные мысли, при этом записи должны носить наводящий характер. Выступающий, в процессе сообщения пользуясь конспектом, не просто повторяет, а активно развивает зафиксированную мысль. Безусловно, работа с конспектом предполагает наличие у оратора более глубоких знаний по излагаемому вопросу, умение ориентироваться в материале, а также более серьезную и детальную подготовку.
Слайд 10Работа над текстом выступления
Рассыпной (карточный) конспект. Представляет собой краткое изложение выступления,
записанное на отдельных карточках. Карточки должны иметь маленький формат, позволяющий держать их в руке. На карточках записываются пункты плана, тезисы, цитаты, наиболее удачные формулировки, цифры и т.п. Перед выступлением карточки раскладываются в нужном порядке, иногда нумеруются. Они применяются в случае, когда докладчику необходимо озвучить большое количество сложных фактических данных, особенно динамично изменяющихся во времени. Для того, чтобы подготовиться к аналогичному выступлению в следующий раз, оратору достаточно переделать всего несколько карточек, где информация к этому времени уже изменилась.
Слайд 11Работа над текстом выступления
Репетиция перед выступлением. Закончив подготовку содержания материала выступления,
следует прочитать его вслух и при этом уточнить время его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют «речь для себя», внешний монолог. На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения и в первую очередь, на соответствие литературным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание на дикцию – ясное, четкое, «чистое» произношение звуков.
Внешний вид оратора. Успешность выступления в значительной степени зависит от того, как выглядит оратор. Чистый, отглаженный костюм, выражающий (но не слишком категорично) индивидуальность оратора, играет огромную роль в создании позитивного настроя у аудитории.
Слайд 12Работа над текстом выступления
Коммуникативный этап (выступление). Для успешного публичного выступления недостаточно
изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Важно продумать, в какой последовательности излагать собранный материал.
Построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому называют композицией речи или используют понятия «построение речи», «структура».
Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Особенности каждой части обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Здесь имеет место «закон края»: лучше усваивается и запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому начало (вступление) и окончание (заключение) выступления должны быть в центре внимания оратора.
Слайд 13Работа над текстом выступления
Советы психологов по преодолению от страха и скованности
Чрезмерное
погружение в собственные переживания Думайте о деле, сконцентрировав внимание на содержании речи (представляемая в речи проблема важнее всего)
Недооценка собственных возможностей Заставьте себя поверить, что очень хорошо подготовились к выступлению и можете сообщать слушателям нечто важное и полезное
Недостаток опыта Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова, участвуйте в различных дискуссиях: на планерке, совещании, в рабочем коллективе
Ошибочная оценка слушателей Постарайтесь увидеть в слушателях не цензоров, которые ищут, что сказано не так, как надо, а понимающих партнеров, доброжелательно к Вам настроенных
Воспоминания о провале Реагируйте на неудачу в прошлом спокойно, философски Это бывает с любым даже опытным оратором. Говорите себе: «Я наверняка выступлю лучше, чем в прошлый раз»
Слайд 14Работа над текстом выступления
Посткоммуникативный этап (анализ выступления).
После публичного выступления речь
необходимо проанализировать. Основными критериями критики речи являются следующие: объективность, ясность, наглядность, рациональность структуры, последовательность изложения, хорошее введение, повышение уровня напряжения речи к ее окончанию, требуемая громкость, гибкое изменение темпа и соответствующее ситуации поведение оратора во время речи. К недостаткам публичного выступления следует отнести: нарушение логической последовательности в изложении материла, перегрузку текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.
Слайд 15Презентация письменной
научной работы
хорошая подсказка и страховка от ошибок, помогающая
выдерживать
логику доклада, отразить наиболее значимые
и существенные моменты работы докладчика
возможность вместить большее количество информации
в один и тот же промежуток времени и тем самым повысить качество ее представления. Для этого важно не дублировать полностью текст на экране. В презентацию включайте информацию, которую проще увидеть, чем рассказать (таблицы, иллюстрации к тексту, сложные определения, схемы и т.д.). И наоборот, только проговаривайте текст, объясняющий ваши выводы, логические переходы между слайдами.
проявление уважения к слушателям, которым необходимо вникнуть в суть работы буквально «с ходу», в течение нескольких минут.
Слайд 16Презентация научной работы
Текст «на экране» строго выдерживается в стиле научной речи,
представлен тезисно, более того, он может состоять из фрагментов предложений. В нем совершенно недопустимы ошибки, то есть он должен соответствовать нормам языка.
Текст «проговариваемый» может быть более свободным. В устной речи не обязательно придерживаться строго научного стиля – он может быть более эмоционален. В устной речи ошибки менее заметны. Необходимо также учитывать особенности восприятия устной речи, то есть строить более короткие предложения и использовать простые формы предложений. Но предложения должны быть законченными. Темп речи должен быть медленнее обычного общения. Необходимо использовать различные интонации, паузы, подчеркивать логическим ударением важные моменты.
Слайд 17Подготовка устного выступления
При репетиции не проговаривайте текст выступления «в уме»
- делайте это вслух, засекая потраченное время.
Произнесите выступление вместе с презентацией два-три раза — от «здравствуйте, мой доклад называется» и до зачитывания выводов — так, как вы будете говорить на реальном докладе.
В первый раз доклад займет больше времени, чем в последующие.
Попробуйте произнести текст своего выступления в присутствии других людей/другого человека (например, кого-либо из родственников) или перед зеркалом.
2-3 первые фразы и 2 последние фразы вы должны знать наизусть!
Слайд 18Подготовка публичного
выступления
Поведение во время выступления
Выбрать подходящее место (не слишком высоко
над аудиторией)
Не начинать выступление по пути к трибуне
Не смотреть сразу в записи
Сказать несколько приветственных слов перед докладом
Смотреть в глаза слушателям
Не говорить о своих недостатках
Слайд 19Вопросы-ответы
Не стесняйтесь переспросить, если вопрос вам не совсем понятен. Можно просто
попросить повторить вопрос. Но лучше, если вы попробуете вопрос переформулировать:
Если я правильно понял, вы спрашиваете …/
Правильно ли я понял, что Вас интересует…и т. д.
Если вопрос касается материала, который вы не исследовали (в науке это называется «выходит за рамки иссле-дования»), то проще всего так и ответить: такой задачи не
ставилось, это не входило в проделанную работу.
Самое главное – будьте доброжелательны и снисходительны к аудитории.
Безусловно, за 7-10 минут невозможно разобраться в вашей работе настолько хорошо, как раз разобрались в ней вы. Воспринимайте задаваемые вопросы как попытку разобраться и понять.