Композиция сочинения (часть С ЕГЭ). Алгоритм выполнения задания презентация

Содержание

ЗАДАНИЕ НА УРОК. Заполните таблицу «Композиция и содержание сочинения»

Слайд 1



МБОУ г. Иркутска лицей №3
Композиция сочинения
(ЧАСТЬ С ЕГЭ).
Алгоритм выполнения

задания

О.А. ОВЧИННИКОВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Слайд 2ЗАДАНИЕ НА УРОК. Заполните таблицу
«Композиция и содержание сочинения»


Слайд 3Формулировка задания
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из

проблем,
поставленных автором текста (избегайте чрезмерного
цитирования)
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не
согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста
Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на
знания, читательский
или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента)
Объём сочинения – не менее 150 слов
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается
Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни
было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Слайд 4Алгоритм выполнения задания :
Выявить, сформулировать и прокомментировать
одну из проблем

(основную) предложенного текста

2. Определить и сформулировать позицию автора

Сформулировать собственное отношение
к поставленной проблеме.

4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух)

Слайд 5Композиция сочинения
Вступление

Проблема, над которой рассуждает автор в тексте

Комментарий

Авторская позиция

Ваше мнение

относительно позиции автора (согласие / несогласие)

1-ый аргумент – ссылка на художественный, научный, публицистический текст

2-ой аргумент – ссылка на личный жизненный опыт

Вывод (заключение)


Слайд 6Вступление
Задачи:
вступить в контакт с читателем;
подготовить его к восприятию текста;
подвести к формулировке

проблемы.
О чем писать:
сообщение о теме (о чем текст);
сообщение об авторе (если знаем);
цитата, связанная с проблематикой темы;
риторический вопрос, восклицание.

Можно начать сразу с формулировки проблемы!

(1-2 предложения)


Слайд 7К1. Формулировка проблемы
Проблема – это сложный вопрос,
требующий изучения, разрешения

(Толковый словарь)

Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.

Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы.

Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение!

Слайд 8Категории (виды) проблем
Философские проблемы затрагивают самые
общие особенности развития природы, общества,

мышления.
Социальные проблемы касаются устройства жизни общества
Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп
Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды
Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения

Слайд 9Проблема может быть
- Сложная
- Трудная
- Важная
- Серьезная
- Глубокая
- Основная
- Главная
- Актуальная
-

Злободневная
- Острая
- Назревшая

Слайд 10Проблема может быть сформулирована 2-мя способами:
Проблема чего?

Одним словом или словосочетанием:

Одиночества
Милосердия
Экологии
Взаимоотношений «отцов
и детей»
и т.д.

В форме вопроса:

Что важнее – закон или совесть?
Может ли прогресс быть
человечным?
Необходимо ли милосердие в
нашей жизни?
Возможно ли органичное
сочетание в жизни человека
«поэзии» и «прозы», духовного
и материального начал?
и др.


Слайд 11Типовые конструкции
Автор поднимает проблему…
Автор затрагивает очень важную
проблему…
Автора текста

волнует проблема…
Проблема, которую хотел показать нам
автор, такова…
Проблема, которую рассматривает автор,
заключается в том, что..
Текст … заставил меня задуматься над
проблемой…

(1-2 предложения)

Слайд 12Проблема может быть сформулирована с помощью следующих речевых оборотов:
Коснуться какой-либо проблемы
Уделить

внимание какой-либо проблеме
Над какой-либо проблемой думать, работать
Какая-либо проблема возникает, встает,
представляет интерес, заслуживает внимания,
ждет решения
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить,
обсудить, разрешить какую-либо проблему


(1-2 предложения)

Слайд 13К 1.Формулировка проблемы текста
Нужно ли …Зачем…Что будет, если…Возможно ли…Что делать…Кому

выгодно… Кто виноват в…Когда будет…Откуда …Как объяснить…Почему …Как связаны…Как влияет…?

Такова одна из проблем текста. Об этом размышляет автор статьи. Эту проблему рассматривает автор. На этот вопрос пытается ответить автор.

Слайд 14К2. Комментарий
Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Толковый словарь)
Задачи:
разъяснить, охарактеризовать

проблему;
показать ее актуальность;
объяснить интерес автора к проблеме;
показать ход мыслей автора.


Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

(6-8 предложений)

Слайд 15Прокомментировать проблему можно опираясь на следующие вопросы:
Как, на каком материале автор

раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?

Внимание!
Комментарий не пересказ! Комментируя, мы говорим о том, что делает автор, а не герои.

Слайд 16О чем можно писать в комментарии?
Насколько актуально то, о чем пишет

автор текста?  (Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?)
Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? (Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?)

Слайд 17О чем можно писать в комментарии?
Если возможно, коротко расскажите о том,

как эту проблему рассматривали другие авторы (или известные люди)
Знает ли выпускник о точке зрения, не совпадающей с позицией автора представленного текста?
Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

Слайд 18О чем можно писать в комментарии?
С каким настроением пишет автор? (грустная

ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.
Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?


Слайд 19О чем можно писать в комментарии?
Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не

читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял автор исходного текста.


Слайд 20Задание. Познакомьтесь с комментариями и попробуйте сформулировать проблему, над которой размышлял

автор исходного текста.

«Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребенка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимание на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчеркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек еще в начале своего жизненного пути».

(Проблема важности чтения классической литературы в детстве)


Слайд 21Задание. Познакомьтесь с комментариями и попробуйте сформулировать проблему, над которой размышлял

автор исходного текста.

«Особенно животрепещущей эта проблема стала в последнее время: благодаря развитию генетики человек может не только определить, но и «задать» предрасположенности и таланты. Очевидно авторское негодование: нам самим станет неинтересно жить, если мы будем знать все о своих задатках: все предначертано, нет возможности выбрать – многие страдали бы от чувства обреченности, а если каждому будут расшифровывать его геном – в человеке останется мало человеческого. «Жизнь подарена нам судьбой», - утверждает автор, и мы сами вправе этой жизнью управлять».

(Проблема наследственности и самоформирования)


Слайд 22Задание. Познакомьтесь с комментариями и попробуйте сформулировать проблему, над которой размышлял

автор исходного текста.

«Автор предложенного для анализа текста, размышляя о развитии языка, повествует о том, что в последнее время заимствования из других языковых систем приобрели масштабный характер. С. Казначеев с грустью пишет, что письменная форма русских слов искажается тем, что в устоявшиеся кириллические написания внедряются латинские и иные графические символы. Это, в свою очередь, ведет к нарушению функционирования языка, «к размыванию веками устанавливавшихся норм».

(Проблема развития и сохранения русского языка)


Слайд 23Задание. Познакомьтесь с комментариями и попробуйте сформулировать проблему, над которой размышлял

автор исходного текста.

«Случаи, подобные описанному автором, происходят в жизни довольно часто. Мы встречаем человека, понимаем, что ему необходима наша поддержка, но вместо того чтобы помочь, остаемся в стороне, думая, что ему окажет помощь кто-либо другой».

(Проблема безразличия людей к происходящему вокруг)


Слайд 24Типовые конструкции
Автор раскрывает проблему на примере…
В центре внимания автора…
Автор обращает внимание

на…
Автор особо подчеркивает, что…
Желая рассказать о проблеме, автор приводит в пример…

Слайд 25К3. Позиция автора
Задачи:
понять мнение автора о выделенной проблеме;
четко сформулировать вывод,

к которому приходит автор.
Можно и нужно использовать цитаты!

Проверь себя!
Если проблему сформулировать в виде вопроса, то позиция автора будет ответом на этот вопрос!
(Вернись к началу и проверь, как соотносится С1 и С3. Если не соотносятся, значит ты допустил ошибку!)

Слайд 26Типовые конструкции
- Автор считает, что…
- «…»,- пишет автор.
- Позиция автора такова:

«…»
Автор стремится донести до
читателя мысль о том, что…
- Автор убеждает нас в том, что…

(4-6 предложений)


Слайд 27Типовые конструкции
Автор обращает внимание на…рассуждает о…подчеркивает важность…опирается на чье-то мнение, на

факты, свидетельствующие о…допускает, что…приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…вспоминает, как…доказывает…описывает что…предлагает…предполагает…имеет в виду…принимает во внимание…видит что-то…возмущается чем-то…потрясен тем, что…спорит с…удивлен…подтверждает свою мысль…создает яркий художественный образ дождя…мастерски рисует картину снегопада, пейзаж…использует изобразительно-выразительные средства языка…отмечает достоинства или недостатки…критикует…расходится во взглядах с мнением большинства в вопросе о…оспаривает точку зрения тех, кто считает…отмечает недостатки…критикует…упоминает…анализирует

Слайд 28К4. Аргументация
собственной позиции
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для

обоснования какой-либо мысли;
совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо.

Аргумент – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может подтвердить тезис.
(Толковый словарь)

(4-8 предложений)


Слайд 29Аргументы
- Факты, события
- Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы)
Статистические данные
Свидетельства

очевидцев
Ссылки на авторитетных людей, цитаты из
их трудов и произведений
Пословицы и поговорки, отражающие
народную мудрость, опыт народа
Общественное мнение, отражающее
общепринятые нормы

Слайд 30 При работе с той частью сочинения, в

которой вы будете приводить аргументацию своего мнения, можно воспользоваться такой схемой:

Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой. актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)
Действительно, каждый ___________________________________________________________ ,
так как, во –первых, ____________________________________________________________ _________________________________________________________________ .
Во-вторых, ___________________________________________________________________.
И наконец, ___________________________________________________________________.
Таким образом, _____________________________________________________ .

Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении; возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.

Можно воспользоваться и такими выражениями:
NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на….
Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.


Слайд 31Типовые конструкции
Я согласен с автором…разделяю позицию автора…придерживаюсь той же точки зрения…
Автор

слишком категоричен и упускает из виду, что…позволю себе предположить, что…
Можно возразить автору тем, что…мнение автора противоречиво, так как…могу подтвердить его мысль примером…в чем-то автор прав, однако …нет сомнений в том, что…совершенно очевидно…

Слайд 32Аргументация собственного мнения
К аргументам, которые есть в этом тексте, я хотел

бы добавить свои.
Эту мысль подтверждает случай из жизни …
Мы убеждаемся в этом, читая русскую литературу (газеты, научные статьи …)
В качестве аргумента я хочу привести известную народную мудрость.
Эту мысль подтверждает и знаменитое высказывание писателя (учёного, публициста, …)
В качестве аргументов хочу привести следующие научные факты.
К такому выводу меня привели следующие размышления …
Предположим, что утверждение автора (моё утверждение) не верно.
Если бы герой поступил иначе, то …
В подобной ситуации я поступил бы так, потому что …

Слайд 33Аргументы и литературные аргументы
Проблема чуткости, сострадания и милосердия


Слайд 34Аргументы и литературные аргументы
Человек не может без своей родины


Слайд 35Аргументы и литературные аргументы
Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье


Слайд 36Аргументы и литературные аргументы
У каждого в руках судьба мира


Слайд 37Аргументы и литературные аргументы
Роль личности в истории


Слайд 38Аргументы и литературные аргументы
Человек и природа


Слайд 39Аргументы и литературные аргументы
Может ли искусство (книга) изменить жизнь человека?


Слайд 40Аргументы и литературные аргументы
Человек и научный прогресс (цивилизация)


Слайд 41Вывод (заключение)
Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его

и с авторской позицией по поднятой им проблеме, и со своим собственным видением этого вопроса.
Снова вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1-2 предложениях.

Слайд 42СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика