Презентация на тему Компонентный состав ЛЗ слова

Презентация на тему Компонентный состав ЛЗ слова, предмет презентации: Русский язык. Этот материал содержит 21 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Компонентный состав ЛЗ слова

Белица Татьяна Ивановна


Слайд 2
Текст слайда:

Компонентный состав ЛЗ слова. Метод компонентного анализа

Компонентный состав ЛЗ слова – сложная комплексная интегративная структура, объединяющая гетерогенные компоненты.
Многокомпонентность и гетерогенность ЛЗ слова обусловлена многосторонней референцией – способностью слова отсылать к определенным актуальным или ментальным сферам, отнесенность слова к определенной сфере.
Метод компонентного анализа – метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. Впервые был использован в 50‑е годы ХХ в.


Слайд 3
Текст слайда:

Сферы, с которыми соотносится ЛЗ слова:

в системе языка и речи слово соотносится с лексико-грамматической категорией (ГК);
в речи/тексте – с референтом (актуальным предметом действительности);
в системе языка – с денотатом (класс однородных предметов, ДК);
в системе языка – с сигнификатом (мысленно представляемая совокупность свойств, на основании которых предметы объединяются в один класс, СК);
в системе языка – с представлением (наглядно-чувственным образом, образными ассоциациями) говорящих о реальных или вымышленных объектах (ОК);
в системе языка – с человеком как субъектом номинации; коннотативный компонент (КК);
в системе языка – с функционально-стилевой сферой (СтК);
в речи/тексте – с социально речевой сферой, с человеком как S высказывания в конкретном коммуникативном акте, то есть с прагматикой (ПК).



Слайд 4
Текст слайда:

Иерархичность уровней ЛЗ слова

1. Уровень аспектов ЛЗ: 1) лексико-грамматический; 2) собственно семантический, или лексико-семантический; 3) функциональный.
2. Уровень макрокомпонентов.
3. Уровень микрокомпонентов, или сем.
Сема – мельчайшая, далее неделимая часть ЛЗ, в которой отражается квант нашего знания о предмете, явлении и т.д., а также феноменах эмоционально-психической деятельности сознания: эмоциях, чувствах, эмоциональных оценках.


Слайд 5
Текст слайда:

Лексико-грамматический аспект


Слайд 6
Текст слайда:

Лексико-семантический и функциональный аспекты


Слайд 7
Текст слайда:

Коннотативный компонент

ЛЭС: Коннотация (ср.-лат. connotatio, от connoto ‘имею дополнительное значение’) — эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы узуального (закреплённого в системе языка) или окказионального характера (В. Н. Телия).


Слайд 8
Текст слайда:

Макрокомпонент Образность

результат отражения образа как ассоциативно-психической сущности;
не членится на отдельные семы;
отражает национально-культурную специфику, языческие, мифологические, библейские представления, исторические ситуации, фольклорные, литературные аллюзии (беситься, чертополох, остолбенеть, ошеломить, обломовщина);
внутренняя форма слова (признак, положенный в основу наименования [А. А. Потебня]) – это образность, не связанная с коннотацией;
ОК без КК: клубника, земляника, крестины, небосвод, высотка;
ОК + КК: выкрутасы, кособокий, ершистый, кривотолки.


Слайд 9
Текст слайда:

Функциональный аспект


Слайд 10
Текст слайда:

Модель полной структуры семемы ЛЕ на уровне макрокомпонентов

1. Структура семемы виртуальной (не реализованной в речи) ЛЕ:

ГК <---> Д/СК <---> ОК <---> КК <---> СтК.

2. Структура семемы, реализованной в речи / тексте ЛЕ, т. е. актуального смысла:

ГК <---> Д/СК <---> ОК <---> КК <---> ПК <---> СтК

ГК <---> Д/СК : снег, лодка, река, рука, плечо, плыть, делать, желтый.

ГК <---> Д/СК <---> ОК :снегирь, колокольчик, рукав (реки), желтуха.

ГК <--->Д/СК <--->ОК <---> КК <---> СтК : носатый, рукастый, мягкотелый, мямлить, ишачить, канителиться, делец, хитрюга, выкрутасы, сборище, скопище.


Слайд 11
Текст слайда:

Типы номинаций


Слайд 12
Текст слайда:

Типы номинаций


Слайд 13

Слайд 14
Текст слайда:

Семы объективные – субъективные

по природе отраженных и закрепленных в ЛЗ слов признаков предметов.
объективные семы отражают такие признаки предмета, не зависящие от воли субъекта;
сема ‘возраст’ в ЛЗ слов дитя, ребенок, подросток, взрослый, старик;
сема ‘состоящий из трех одинаковых компонентов, составных частей’ в
ЛЗ слов трилистник, триумвират, троеборье, тройник, тройня.
субъективные семы отражают такие признаки предметов, которые им приписываются субъектом в актах номинации;
все субъективные семы по своей природе ассоциативные, такие семы представлены в метафорических ЛЗ, поскольку метафоры порождаются на основе ассоциаций:
верста, каланча – о человеке очень высокого роста;
серебристый голосок, горькая правда.


Слайд 15
Текст слайда:

Семы предметные (конкретные) – отвлеченные (абстрактные)

конкретные семы, репрезентированные словами ‘рука’, ‘нога’, ‘глаз’, ‘стена’, ‘дверь’, ‘передвигаться с помощью ног’, ‘брать (что-н. рукой’) и т. п.;
абстрактный характер имеют сигнификативные семы ‘состояние’, ‘отношение’, ’время’, ‘пространство’, ‘сознание’, ‘мышление’, ‘мысль’, ‘думать’, ‘рассуждать’;
абстрактный характер имеют семы, отражающие различные признаки-характеристики человека и предметов, состояний и т. д.: семы ‘большой / громоздкий’ и ‘неуклюжий’ в переносных ЛЗ слов медведь и слон;
сема ‘очень быстрый, мгновенный’ в слове молниеносный (ответ, удар) и т. д.
абстрактный характер имеют также коннотативные семы.


Слайд 16
Текст слайда:

Семы ядерные – периферийные

ядерные семы – это семы значимые, существенные при выделении предметов реальной действительности и их противопоставлении в когнитивном процессе;
И. А. Стернин: ядерная сема отражает, во-первых, постоянный признак предмета, во-вторых, обязательный, неустранимый признак предмета, «т. е. такой, мысленное устранение которого из предмета нарушает тождество предмета – он утрачивает свою качественную определенность и / или способность выполнять основную функцию».
сема ‘женщина’ выступает ядерной в любой номинации женщины и гипосемой, объединяющей все номинации женщин в общем поле ЛЕ, обозначающих человека, архисемой в группах, объединяющих названия женщин по разным признакам (врач, менеджер, поэтесса, артистка, арфистка, манекенщица), по родственным отношениям (мать, сестра, дочь, бабушка, прабабушка) и т. д.
периферийная сема отражает непостоянный и необязательный признак предмета, в меньшей степени осознающийся говорящими, чем ядерный признак:
мать ‘женщина по отношению к своим детям’ – не выражены периферийные семы ‘родившая’, ‘вскормившая грудью ребенка’ (в сознании русских мать ассоциируется с рождением ребенка, кормлением его грудью, воспитанием).


Слайд 17
Текст слайда:

Семы эксплицитные (выраженные) – имплицитные (невыраженные)

по характеру представленности в ЛЗ слова.

Средства выражения сем:
1) аффиксы (суффиксы, префиксы, основы): суффиксы существительных -ист- и -тель- выражают сему ‘лицо (чаще – мужского пола)’ (фольклорист, пианист, визажист, учитель, грабитель);
2) сочетаемость слова с другими словами: вереница гусей и переносно вереница образов, воспоминаний, мыслей ‘следующие друг за другом мысленные объекты’;
3) контекст (предложение): С докладом выступил известный фольклорист (‘лицо мужского пола’) – С докладом выступила известный фольклорист (‘лицо женского пола’);
4) с помощью метаязыка:
беседа ‘разговор, официально-деловой или задушевный’ (‘общение’, ‘устное’ через метаслово разговор и сфера общения ‘официально-деловое’ / ‘задушевное (т. е. доверительное, дружеское);
разговор ‘словесный обмен мнениями, беседа’ (‘общение’, ‘устное’, но не выражена сема ‘сфера общения’, она актуализируется в словосочетаниях: разговор официальный, неофициальный, доверительный, задушевный, неприятный, разговор по душам).


Слайд 18
Текст слайда:

Семы явные – скрытые

по характеру представленности в ЛЗ слова;
явные семы эксплицируются в словарных метатолкованиях и контекстах, скрытые семы не имеют явной выраженности, но осознаются говорящими на основании их коллективного опыта;
одна и та же сема может быть явной в одном ЛЗ и скрытой в другом:
стол ‘предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках’ скрытые семы: ‘изготовленный человеком’ (из опыта мы знаем, что любой предмет мебели может быть изготовлен руками человека), ‘за которым обычно сидят’ (это тоже известно из опыта) и ‘функция’ как обобщенная сема, которая в системе лексики выражается синлексемами письменный стол, обеденный стол, кухонный стол, офисный стол и т. п. и контекстами, например: Садитесь за стол, будем обедать = обеденный стол; На столе учителя лежали тетради = письменный стол.


Слайд 19
Текст слайда:

Семы актуализованные (актуализированные) – неактуализованные (неактуализированные)

по отношению к речи;
в устных и письменных высказываниях ЛЗ реализуется, актуализируются не целиком, в совокупности всех своих сем, а частями, каждая часть актуальна для конкретной речевой ситуации, остальные семы «погашаются», или нейтрализуются, контекстом:
жаворонок ‘певчая птица отряда воробьиных’
Жаворонок относится к семейству воробьиных –актуализованные семы: ‘птица’, ‘небольшая’, ‘семейства воробьиных’;
не актуализована сема ‘певчая’ (в лирических произведениях русских поэтов жаворонок называется певцом полей, то есть актуализируется сема ‘певчая птица’, нейтрализуются семы ‘небольшая’ и ‘семейство воробьиных’).


Слайд 20
Текст слайда:

Семы постоянные – переменные

по характеру актуализации в высказываниях;
постоянные семы реализуются в любом высказывании, переменные семы могут реализоваться в одних контекстах и быть не реализованными («погашенными», нейтрализованными) в других контекстах.
постоянными являются как ядерные, так и периферийные семы;
в словарных толкованиях переменные семы выражаются метасловами иногда, обычно, союзами или, а также и др.,
отговорка ‘ссылка на несущественное или вымышленное обстоятельство с целью уклониться от чего-н.’ (переменные семы подчеркнуты);
пещера ‘углубление, полое пространство под землей или в горном массиве’.


Слайд 21
Текст слайда:

Семы интегральная (общая, родовая, архисема) – дифференциальная (видовая)

по различительной силе;
интегральная сема (ИС) объединяет некоторое множество ЛЕ в единое целое (группу, поле), дифференциальные семы (ДС) разделяют такое множество на подмножества;
в многоуровневых классификациях ЛЕ используются термины гиперсема, гипосема и архисема для различения интегральных сем разных уровней классификации ЛЕ; в таких случаях термин интегральная сема становится родовым по отношению к видовым терминам гиперсема, гипосема, архисема.
гиперсема ‘устная речевая деятельность’ объединяет глаголы с такой семой в ЛСП; ДС ‘передавать информацию’ (говорить, наговориться, сказать, сообщить) и ‘характеристика процесса речи’ (мямлить, брюзжать) разделяют данное поле на два подполя, и каждая из них становится гипосемой своего подполя.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика