Слайд 1Коммуникативный аспект культуры речи
Слайд 2План:
Определение коммуникативного аспекта культуры речи.
Коммуникативные качества речи.
Приемы стимулирования внимания
и интереса слушателей.
Домашнее задание
Слайд 31. Коммуникативный аспект культуры речи
Основа коммуникативного аспекта культуры речи – умение
отбирать и употреблять языковые средства в процессе речевого общения.
Слайд 42. Коммуникативные качества речи
Правильность речи – владение нормами русского литературного языка
Слайд 52. Коммуникативные качества речи
2. Чистота речи – отсутствие нелитературных элементов (варваризмов,
архаизмов, диалектизмов, жаргона)
Проблемы:
уменьшение объема словарного запаса;
утрата вкуса к слову;
засилие иностранных слов;
слова-паразиты и
речевые штампы
Слайд 62. Коммуникативные качества речи
3. Точность речи – верное словоупотребление.
Средства точности:
верное словоупотребление;
правильный
и точный выбор синонимов;
разграничение полисемии;
разграничение омонимов и синонимов;
знание архаизмов, профессионализмов, жаргонизмов;
повышенное требование
к точности речи
Слайд 72. Коммуникативные качества речи
4. Логичность речи:
а) соблюдение законов логики:
Закон тождества
Закон противоречия
Закон
третьего лишнего
Закон достаточного основания
б) отсутствие алогизмов
в) соблюдение правил порядка слов
Слайд 82. Коммуникативные качества речи
5. Выразительность речи - поддержание внимания и интереса
слушателей.
Условия выразительности:
самостоятельность мышления автора;
неравнодушие автора к речи;
хорошее знание выразительных возможностей
языка
Слайд 92. Коммуникативные качества речи
6. Образность речи - использование тропов и фигур.
Слайд 102. Коммуникативные качества речи
7. Доступность (простота) речи – безыскусственность, отсутствие вычурности.
3
условия простоты:
понятность;
доходчивость;
отсутствие велеречивых фраз
Слайд 112. Коммуникативные качества речи
8. Действенность речи - эффективность
Слайд 122. Коммуникативные качества речи
9. Уместность речи – подбор языковых средств в
соответствии с ситуацией.
4 вопроса:
Кто такой оратор? Какова его роль в данной аудитории?
Какова аудитория в своем количестве и качестве?
Каков предмет речи относительно оратора и аудитории?
Как должна произноситься монологическая речь?
Слайд 132. Коммуникативные качества речи
9. Уместность речи – подбор языковых средств в
соответствии с ситуацией.
2 критерия уместности:
исторический;
условия общения.
Слайд 143. Приемы стимулирования внимания и
интереса слушателей
1. Показ жизненно практической значимости
информации.
2. Анализ истории вопроса (краткий исторический экскурс).
3. Создание проблемной ситуации.
4. Прием «остранения».
5. Прием сравнения, сопоставления.
6. Психологическая пауза.
7. Учет психологических особенностей слушателей.
Слайд 153. Приемы стимулирования внимания и
интереса слушателей
8. Импровизация.
9. Прием разнообразия форм
и методов подачи материала(тесты, игры, диалоги и т.д.).
10. Драматизация монолога (введение в речь цитат, риторических вопросов).
11. Переход от монолога к диалогу.
12. Неожиданные риторические вопросы.
13. Шутка, использование юмора.
14. Использование принципиально нового фактического материала.
Слайд 163. Приемы стимулирования внимания и
интереса слушателей
15. Новизна информации.
16. Использование крылатых
фраз, оригинальных высказываний выдающихся людей.
17. Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления.
18. Показ не только результата, но и процесса.
19. Использование «закона края».
20. Выдвижение гипотез, предложении.
21. Использование пословиц, поговорок.
22. Оптимальное сочетание эмоциональных и рациональных факторов, приемов.
Слайд 174. Домашнее задание
Как описать объект?
Каковы существенные характеристики объекта (размер, формы, свойства)?
Какова
его структура (состав его элементов, связей, отношений)?
Чем отличается данный объект от сходных, близких ему объектов?
Какова история появления данного объекта?
Каково предназначение данного объекта?
Кто чаще всего использует объект?
Для чего можно использовать объект с наибольшей эффективностью?
Слайд 185. Домашнее задание
Как описать событие?
Кто (что), когда, почему, с какой целью
что-то сделал?
Каковы условия, обстоятельства совершенного события?
Как можно квалифицировать событие?
В чем сходство и в чем его различие от аналогичных событий?
Из какого источника вам известно о событии? Надежен ли он?
Можно ли было изменить или избежать события?
Каковы возможные последствия данного события?