Слайд 1
Итоговое сочинение – рассуждение с литературным аргументом
в 11 классе
Человек
и общество
Материалы для подготовки к сочинению в 2017 – 2018 учебном году
Слайд 2 Понятия, входящие в данное тематическое направление.
Перед началом работы над
сочинением выпускники должны точно представлять , что означают понятия
«человек» и « общество»
Слайд 3Работаем над понятиями
Общество – это группа людей, объединённых общими взглядами и
идеями, целью, нормами и правилами жизни. Это конкретный тип социальной системы, форма социальных отношений. Общество имеет свои законы, идеалы, правила, традиции, культуру, мораль, эстетические вкусы…
Слайд 4Работаем над понятиями
Человек – единица различных групп и общностей, где он
выступает как личность.
Человек в социальном смысле – существо, возникающее, развивающееся и находящееся в коллективе.
Человек – индивидуум и индивидуальность
Слайд 5Какими могут быть человек и общество
Человек, как и общество, может быть
честным, нравственным, духовным, добропорядочным,
или
бесчестным, лицемерным, злым, непорядочным,
или даже – преступным.
Слайд 6Работаем над рассуждением
В 1-ой композиционной части сочинения – рассуждении – необходимо
дать развёрнутый ответ на вопросы: «Каковы могут быть взаимоотношения человека и общества? Как взаимодействуют и как влияют друг на друга общество и человек?»
Слайд 7Взаимоотношения Ч. и О.
Человек принимает общество, живёт в согласии с
его законами и устремлениями.
Человек служит обществу. Чувствует свою ответственность перед ним. Общество несёт ответственность за человека.
Слайд 8Взаимоотношения Ч.и О.
Человек не принимает законы, мораль общества.
Человек находится в противостоянии
к обществу.
Человек – в остром конфликте с обществом
Слайд 9Взаимоотношения Ч. и О.
НО! Человек не может жить без общества, вне
общества!
Человек ищет гармоничное общество, близкое его взглядам, чувствам, морально – нравственным понятиям, пониманию окружающего мира, быта и бытия.
Слайд 10Каждый человек хочет жить в гармонии с окружающими.
Талантливый, интеллигентный человек в
жестоком, примитивном, злом обществе чувствует себя трагически одиноким. И он стремится найти своё, близкое ему по духу общество, гармоничное и родное.
Аргумент: В. Маяковский, « Скрипка и немножко нервно»
Важно ли человеку иметь общество, близкое его душе?
Слайд 11Может ли человек жить в обществе и быть свободным от него?
Каждый
человек должен жить по правилам и традициям общества. Нельзя игнорировать социальные и нравственные законы. В противном случае человек изгоняется из общества.
М. Горький, рассказ « Старуха Изергиль», легенда о Ларре.
Слайд 12При введении литературного аргумента обратите внимание:
*Формулировка темы должна прозвучать в аргументе.
*Герои,
их действия и поступки, эпизоды, сцены литературных произведений, которые анализируются, должны соответствовать этой формулировке.
*Необходимо проанализировать: кто герой? Что он делает? Зачем и почему он это делает? Какова позиция автора сочинения?
Слайд 13Можно ли чувствовать себя счастливым в обществе?
Бесспорно, счастлив тот, кто,
имея высокие, благородные цели, чувство долга, служит обществу, людям. Благородный, честный человек, смелый, умеющий повести за собой, способный на подвиг ради общего блага.
М. Горький, рассказ « Старуха Изергиль», легенда о Данко.
М.А. Шолохов, рассказ «Судьба человека»
Слайд 14Какого человека можно считать опасным для общества?
Это зависит от общества. Если
общество бесчестно, лицемерно, жестоко, то опасны люди честные , благородные, нравственные , имеющие собственную точку зрения и умеющие открыто выражать свою позицию.
А.С. Грибоедов, комедия « Горе от ума», Чацкий.
М.А. Булгаков, роман « Мастер и Маргарита», Мастер.
Слайд 15Кого можно считать опасным для общества?
Для общества, живущего в соответствии с
нормами морали, исповедующего законы уважения к человеку и милосердия, опасны эгоисты, презирающие нравственные законы, индивидуалисты, игнорирующие морально – этические законы, предатели
М. Горький, рассказ « Старуха Изергиль», легенда о Ларре.
Слайд 16Может ли измениться отношение человека к обществу и общества к человеку?
Человек
способен внутренне меняться на протяжении жизни, нравственно совершенствоваться, серьёзнее относиться к людям, к обществу, анализировать свои поступки и менять отношение к людям.
А.С. Пушкин, роман « Евгений Онегин», Онегин.
Слайд 17Неоднозначность отношений человека и общества
Человек может, с одной стороны, понимать общество,
помогать ему ( если общество соответствует его внутреннему миру). С другой стороны, тот же человек ставит себя выше общества, игнорирует общественные и моральные законы.
Ф.М. Достоевский, роман « Преступление и наказание», Р. Раскольников.
Слайд 18Литературные аргументы.
А.С. Грибоедов, « Горе от ума»
А.С. Пушкин, « Евгений Онегин»
М.Ю.
Лермонтов,« Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь, « Шинель»
И.С. Тургенев, « Отцы и дети»
А.Н. Островский, « Гроза»
И.А. Гончаров, « Обломов»
Л.Н. Толстой, « Война и мир»
Слайд 19Литературные аргументы
Ф.М. Достоевский, « Преступление и наказание»
А.П. Чехов, « Вишнёвый сад»
М.Горький,
« Старуха Изергиль»
М.А. Булгаков, « Мастер и Маргарита»
М.А. Шолохов, «Судьба человека»
А.П. Платонов, « Котлован»
А.И. Солженицын, « Один день Ивана Денисовича»
Слайд 20Литературные аргументы
А. Грин, « Алые паруса»
Ч. Айтматов, « Плаха»
В.П. Астафьев, «
Людочка»
В.Г. Распутин, « Живи и помни»
В.М. Шукшин, « Чудик»
Произведения о Великой Отечественной войне.