Грамматические средства языка презентация

Содержание

План лекции 1. Понятие грамматической нормы, причины ее нарушения. 2.Слабые участки в системе морфологических норм имени 3.Слабые участки в системе морфологических норм глагола 4. Типичные ошибки в сфере синтаксических

Слайд 1Грамматические средства языка:
Морфологические и синтаксические нормы


Слайд 2План лекции
1. Понятие грамматической нормы, причины ее нарушения.
2.Слабые участки в

системе морфологических норм имени
3.Слабые участки в системе морфологических норм глагола
4. Типичные ошибки в сфере синтаксических норм

Слайд 3Грамматические нормы -
правила образования и использования морфологических форм различных частей

речи (морфологическая норма) и синтаксических конструкций (синтаксическая норма).

Слайд 4Причины колебания грамматических норм
1. Различное употребление вариантов в связи с функционально-стилевой

окраской, сферой употребления слова:
аневризм (нейтр.) – аневризма (мед.), клавиш (техн.) – клавиша (муз.)
2. Временной параметр - по степени современности/ устаревания варианта:
банкнот – банкнота (устар.),
согласно приказу – согласно приказа (устар.)

Слайд 5Морфологические нормы существительного
Вызывает затруднения определение
рода несклоняемых существительных
вариантов падежных окончаний
вариантов числа


Слайд 6Варианты падежных окончаний существительных: Р.п., ед. чл., м.р.
А / Я
стакан чая,


много народа
Окончание является нормативным

У / Ю
стакан чаю
много народу
Окончанию присущ разговорный оттенок, сохраняется только во фразеологических об-х
без году неделя, спору нет, что есть духу




Слайд 7П.п., ед чл., м.р.
Е
в цехе, в отпуске
Нормативное окончание; различает варианты

по смыслу в изъяснительном значении:
говорить о саде;
в строе языка

У / Ю
в цеху, в отпуску
Используется в разговорной речи; различает варианты по смыслу в обстоятельственном значении:
на снегу; в саду




Слайд 8И.п., мн. чл., м. р.
И / Ы
слесари, токари, шоферы, кондукторы
Используется в

литературной речи

А / Я
слесаря, токаря, шофера, кондуктора
Форма присуща разговорной речи




Слайд 9Число форм на – А / Я в литературной речи растет:
адреса,

берега, голоса, директора, доктора, окорока, ордера, паспорта, профессора….
В данных словах формы на – Ы являются устаревшими.
Есть и разграничение по значению:
Образы – образа, лагери – лагеря,
корпусы - корпуса

Слайд 10Р. п., мн. чл., м.р.
ОВ

носков, рельсов,
килограммов



много дел, каникул,
яблок



Слайд 11Морфологические нормы прилагательного
Выбор краткой и полной формы прилагательного связан со сферой

употребления, смысловыми оттенками.
Стилистически различаются формы краткого прил. на - ЕН и –ЕНЕН:
безнравствЕН (нейтральный вариант) – безнравствЕНЕН (вариант с книжной окраской)

Слайд 12Морфологические нормы числительного
Выделяются три вида числительных:
Количественные (один, два, три..)
Порядковые (первый, второй,

третий...)
Собирательные (двое, трое, четверо; оба, обе)
Особые трудности вызывают количественные и собирательные числительные

Слайд 13Собирательные числительные сочетаются:
1. С существительными м.р. и общего рода, называющими лицо

(трое мужчин, пятеро сирот)
2. С существительными, имеющими форму только мн. чл. (двое саней, четверо суток)
3. С существительными «дети, ребята, люди» (двое детей, трое молодых людей)
4. С личными местоимениями (нас двое, их пятеро)

Слайд 14Собирательные числительные
не сочетаются с существительными женского рода, также как и с

лицами высокого общественного положения, обозначениями профессий или рода деятельности человека
В данных случаях используются количественные числительные:
Две девушки, три профессора, четыре генерала

Слайд 15Морфологические нормы местоимений
Ошибки, связанные с речевой избыточностью в употреблении возвратных

местоимений свой, своя:
Своя автобиография
Все от души поздравляли выпускницу с отличной защитой своей диссертации

Слайд 16Морфологические нормы местоимений
Возможно двоякое понимание текста в случаях, когда местоимение соотнесено

с несколькими предшествующими существительными:
У тебя проблемы с кожей?
Знаешь, это не беда.
Позвони – и мы поможем
С ней расстаться навсегда!

Слайд 17Морфологические нормы глагола
При образовании некоторых глагольных форм возникают затруднения.
Недостаточные глаголы –

глаголы, ограниченные в образовании или употреблении личных форм. Они не образуют формы 1 л. ед. чл. настоящего -будущего времени.


Слайд 18Причины отсутствия формы – фонетико-орфоэпические
Редко употребляются в литературном языке из-за необычного

звучания формы 1 лица следующих глаголов:
басить, галдеть, преградить, соседить, шкодить….
Вызывает затруднение употребление глаголов из-за фонетического сходства
бужу (будить и бузить), тужу (тузить и тужить), держу (дерзить и держать)

Слайд 19Примеры недостаточных глаголов
победить, очутиться, ощутить, чудить, пылесосить, дудеть
При использовании данных глаголов

нужно использовать описательные формы :
сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить, воспользуюсь пылесосом…..

Слайд 20. К недостаточным глаголам относятся также
глаголы, не употребляющиеся в 1-2

лице ед. и мн. чл. по семантическим причинам, т.к. они обозначают процессы, происходящие в живом / растительном мире, в неживой природе:
телиться, течь, сквозить, ржаветь, горчить, колоситься, разрастись….


Слайд 21Изобилующие глаголы
– глаголы, которые образуют двоякие формы настоящего времени.
Полоскает – полощет,

махает – машет, плескает – плещет, капает – каплет, кудахтает – кудахчет
Первые формы без чередований характерны для разговорной речи, а вторые – для нормативной речи.


Слайд 22Вызывает затруднение и образование повел. накл. глагола
Есть глаголы, которые образуют параллельные

формы ед. чл., повел. накл:
почисти – почисть, не порти – не порть, уведоми – уведомь
взглянуть - ?, положить - ?, класть - ?, пойти - ?, обнять - ?, ехать - ?
взгляни, положи, клади, пойди, обними, поезжай.


Слайд 23Образование возвратных форм глагола
Постфикс - СЯ имеет два значения:
1. Возвратное (действие,

направленное на себя)
2. Страдательное (действие, совершаемое над к.-б)

Слайд 24Ошибки в образовании возвратных форм глагола
Неразличение возвратных / невозвратных форм глагола

характерно для разговорной речи:
Женщина стиралась в ванной
Коровы, отправляющиеся на убой
Деталь бросается в ящик
Дети играются в песочнице


Слайд 25Вопросы
1. Кто последний (6)/ крайний (3)? За кем буду (1)?
2. Извиняюсь

(2(+1))/ извините (6+1). Прошу меня извинить (1).
3.Сколько время (3) / времени (2(+1))? Который час (4(+1))?
4. Обращение: извините / простите, пожалуйста (4), сударыня / сударь (1) ; мужчина/ женщина (3); молодой человек/ девушка (2); господин / дама (2).

Слайд 26Литературный вариант
Кто последний? (норм.)
«Последующий» - “тот, кто идет по следу”;
Последний (слав.)

- 1)“тот, кто перед ним”.
2) “по времени самый недавний (только что стал в очередь)”
Кто крайний? (разг.)
Крайний (укр.)– “стоящий на краю” (получается, что очередь стоит на краю, в стороне от ряда)

Слайд 27Литературный вариант
Извиняюсь – “извинять самого себя (простореч.)
«Извиниться» используется только не в

значении 1 лица (ты извиняешься, он извиняется)
Извините – “хотите получить прощение” (норм.)

Слайд 28Литературный вариант
До XIX века – «Который час?». Сейчас - устаревшая форма.
Позже

– Сколько часов? (груб., простореч.)
Сколько (сейчас) времени? (норм.)
Сколько время? [Скока время?] (разг.)

Слайд 29Обращение
по полу (сударь / сударыня, господин /дама, барышня)
по возрасту (молодой

человек / девушка;
мужчина / женщина)
по профессии или роду деятельности (доктор, сестра, нянечка (мед.), коллега (мед./ юрис.);
по принадлежности к семье (сестра, мать, отец, сынок, дочка, дядя, тётя)

Слайд 30Обращение в русском языке
По сфере общения:
товарищ — самый общий этикетный знак,

устанавливающий принадлежность адресата к группе единомышленников,
этикетный знак «гражданин» указывает на отношения «старший — младший» или на равенство собеседников; в обстановке официального общения (гражданин + ФАМИЛИЯ) и в обстановке обиходно-бытовой;
господин – госпожа - сфера дипломатического и делового общения людей, принадлежащих к странам с различным общественно-политическим устройством.


Слайд 31Обращение
Мужчина, молодой человек /парень, сударь, гражданин, друг, товарищ
Женщина, девушка, дама, гражданка,

сударыня
Господа и дамы
По имени, имени-отчеству, Ты - Вы
Извините, прошу прощения, передайте, пожалуйста

Слайд 32Синтаксические нормы
Появление речевых недочетов в синтаксисе обусловлено незнанием:
порядка слов в предложении


координации подлежащего и сказуемого
согласования определений и приложений
правил управления
правил использования причастных/ деепричастных оборотов

Слайд 33Выделяются три основных вида подчинительной связи
Согласование – вид подчинительной связи, при котором

зависимое слово ставится в той же грамматической форме, что и главное (сухие цветы)
Управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенной грамматической форме (вытянуться в линию, поехать на вокзал)
Примыкание - вид подчинительной связи, при котором зависимость подчинительного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией (читать вслух, идти не спеша)



Слайд 34Трудные случаи согласования
Особым случаем согласования является координация (лат. con – с,

вместе, ordinatio - упорядочение) – синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым, при которой происходит полное / частичное уподобление форм слова.

Слайд 35Трудные случаи координации связаны с выбором форм рода и числа
При подлежащем,

имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть, несколько и др.),
сказуемое может ставится в ед. чл. (грамматическое согласование)
и во мн. чл. (согласование по смыслу)



Слайд 37Более употребительным является грамматическое согласование
1. Форма ед. чл. характеризует совместность действия
Много

проблем появилось у студентов
2. Обозначает пространство, вес, количество, меру
С тех пор прошло более пяти десятилетий
3. Ед. чл. ставится при сказуемом, выраженным глаголом со значением наличия, существования
На столе было три телефона
4. При подлежащем «один, тысяча, миллион, ряд»
Был принят ряд важных законов

Слайд 38Требуется постановка сказуемого в форме мн.чл.:
1. Главные члены предложения оторваны друг

от друга
Большинство студентов, поступивших в вузы, успешно сдали сессию
2. Влияние однородных членов предложения, усиливающих представление о множественности
Большинство служащих, рабочих, инженеров помогали в реконструкции завода
3. При подчеркивании активности действия, когда оно приписывается каждому лицу в отдельности
Большинство участников заседания выступили

Слайд 39Всегда имеет форму мн. чл.
сказуемые при подлежащем, выраженном сочетанием существительных в

И.п. и Тв. п.
Матвеев с Александровым подошли к складу

Слайд 40Всегда имеет форму ед. чл.
1. Сказуемое при подлежащем, обозначающим неодушевленный предмет
Несколько

пыльных ламп погасло
2. Сказуемое, стоящее в форме страд. залога
Большинство курортников уже размещено в санатории
3. Сказуемое при подлежащем, выраженном относительным местоимением
Кто еще приходил к нему?

Слайд 41Трудные случаи управления


Слайд 42 Виды управления различаются стилистической окраской
Беспредложные конструкции (слабое управление) являются общеупотребительными,

а предложные (сильное управление) характерны для официально-делового и научного стилей.
Письмо матери
Письмо, написанное матерью (письмо от матери)
Письмо, написанное матери (письмо к матери)

Слайд 43Употребление отыменных предлогов
Предлог благодаря употребляется в случаях, когда речь идет

о причинах, вызывающих желательный результат:
Выздоровел благодаря правильному лечению
В остальных случаях рекомендуется употреблять предлог из-за:
Из-за урагана крыши домов снесло

Слайд 44Предлоги согласно, вопреки, благодаря
употребляются с существительными, стоящими только в форме Д.п.:
Согласно

договору, вопреки указанию, благодаря упорству

Слайд 45Разграничение предлогов ввиду / вследствие
Прошу оформить мне командировку ввиду / вследствие

предстоящего отъезда
Прошу предоставить мне отпуск ввиду / вследствие болезни
Ввиду – указание на причину, ожидаемую в будущем
Вследствие – указание на причину, уже случившуюся (есть определенный результат в настоящем)

Слайд 46Разграничение предлогов в целях / с целью
Предлог с целью употребляется только

с неопределенной формой глагола
С целью скрыть
Предлог в целях используется в сочетании с отглагольными существительными
В целях обеспечения использования


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика