Формирование языковых понятий у учащихся начальной школы презентация

Сущность языковых понятий Понятия - это форма мышления (наряду с суждением и умозаключением), которая отражает существенные признаки предметов и явлений окружающего мира в их взаимосвязи. Для усвоения языковых

Слайд 1Формирование языковых понятий у учащихся начальной школы
План.
1. Сущность

языковых понятий.
2. Трудности усвоения языковых понятий.
3. Этапы формирования языковых понятий.
4.Условия успешного овладения языковыми понятиями.


Слайд 2Сущность языковых понятий

Понятия - это форма мышления (наряду с суждением и

умозаключением), которая отражает существенные признаки предметов и явлений окружающего мира в их взаимосвязи.

Для усвоения языковых понятий необходимо:

отобрать основные ЯП для включения их в программу и учебники;
определить степень полноты их усвоения;
разработать методику формирования ЯП.


Слайд 3Сущность языковых понятий
Определить понятие - значит установить его предел, границы, позволяющие

отличить данное понятие от других понятий того же рода.


Например: Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


Существенные и несущественные признаки понятий.


Слайд 4Сущность языковых понятий
? Выделите существенные и несущественные признаки понятий: окончание, подлежащее,

сказуемое, предложение.


? Докажите на примере, что при усвоении понятия необходимо пользоваться совокупностью признаков:

лететь, долететь, перелететь, отлететь, летчик, перелет, летное…

подтолкнуть, подвинуть, подарок, подводный…

Слайд 5Трудности усвоения языковых понятий

1. Абстрактный характер формируемых понятий.

2. Противоречие

между лексическим и грамматическим значением слова, между формой и содержанием.

3. Трудность осознания того, что грамматическая форма в русском языке имеет определенное значение.


Слайд 6Этапы формирования языковых понятий
анализ языкового материала и выделение существенных признаков понятия;



обобщение признаков понятия. Формулировка понятия. Введение термина (если незнаком);

работа над точностью формулировки определения понятия;

углубление понятия. Перенос знаний на новый языковой материал. Установление взаимосвязи с изученными понятиями.


Слайд 7Слайд с иллюстрацией
1 этап:
анализ языкового материала и выделение существенных признаков

понятия.

? Задача

? Какой языковой материал необходимо подобрать при изучении понятия «Глагол»?


Фото/диаграмма


Слайд 8Слайд с иллюстрацией
Разгадывание кроссвордов и запись слов, отвечающих на вопрос что

делает?
выяснение их обобщенного значения.
Рассмотри картинки.
Составь предложение по каждой картинке.
Назови, кто что делает.
На какие вопросы отвечают слова: прыгает, колет, варит, играет, загорает, лежит?
Что эти слова обозначают?

Фото/диаграмма


Слайд 9Слайд с иллюстрацией
Упр. 251.
Отгадывание загадки о ветре. Распознавание в тексте

слов, называющих действия ветра (действие предмета).

? Какова роль «конфликтных» слов:
Однажды кот подкрался к попугаю:
“Сейчас тебя я, братец, попугаю!”


Фото/диаграмма


Слайд 10Слайд с иллюстрацией
2 этап:
обобщение признаков понятия. Формулировка понятия. Введение термина

(если незнаком).

? Задача

Вывод определения состоит в подведении понятия под ближайших род (родовое понятие) и выделение признаков.

Фото/диаграмма


Слайд 11Слайд с иллюстрацией
3 этап:
работа над точностью формулировки определения понятия, осознание

ее.

? Задача

Определение понятия может быть:
описательным;
функциональным;
структурно-логическим.

? Сколько частей в определении понятия? Какие вопросы можно поставить к каждой части?

Фото/диаграмма


Слайд 12Слайд с иллюстрацией
4 этап:
углубление понятия. Перенос знаний на новый языковой

материал. Установление взаимосвязи с изученными понятиями.

Система упражнений (использование учебника, дополнительного материала, компьютера…):
а) постановка цели выполнения упражнения;
б) определение способа решения поставленной задачи;
в) образцы выполнения;
г) выполнение учащимися;
д) проверка.

Упр.252

Фото/диаграмма


Слайд 13Закрепление сведений о глаголе
Распознавание глаголов среди других частей речи.
Будем учиться отличать

глаголы от других слов.
Прочитайте задание.
Какое задание нужно выполнить?
Как будете находить глаголы?
Кто не допустил ошибок?
Как вы отличали глаголы от других слов?
Кто допустил ошибку? Какую? Почему это слово не является глаголом?

Найдите и выпишите глаголы:

Красит, играет, красный, бег, дует, бежит, свистит, свист, воет, прыгнул, водит, водитель.

Распознавание глагольных вопросов.
Прочитайте задание, которое нужно выполнить. Почему важно уметь отличать вопросы, на которые отвечают глаголы?
Выполните задание.
Перечислите вопросы, которые вы выписали.
Какие новые вопросы глаголов встретились в задании по сравнению со сведениями в учебнике?
На какие еще вопросы отвечают глаголы?
Подберите слова к каждому вопросу.

Выпишите вопросы, на которые отвечают глаголы:
Что делает? Какой? Что? Что сделал? Кто? Что сделать? Какие? Что буду делать?


Слайд 14
Усвоить понятие - это значит уметь:

отличить данную категорию от сходной;


привести свои примеры;
пользоваться знаниями на практике.

Объем понятия - класс объектов, который относится к этому понятию, объединяется им.

Содержание понятия - система существенных свойств, по которым происходит объединение данных объектов в единый класс


Слайд 15Условия успешного овладения языковыми понятиями
Активная умственная деятельность учащихся на уроке.
Развитие

у учащихся лингвистического отношения к
слову и предложению.
Осознание существенных и несущественных
признаков понятий.
Включение нового материала в систему ранее
изученного. Установление взаимосвязей между
понятиями.
Использование наглядного материала.
Поэтапное формирование понятия.
Система упражнений.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика