Слайд 1Формирование навыка анализа предложения
Подготовила :
Мерзлякова Наталья
Слайд 2Ступени понятия о предложении:
составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его
мысли , темы;
произнесение с нужными интонациями;
членение на слова;
постановка вопросов к словам в предложении;
счет числа слов;
составление схемы – моделирование: ________;
моделирование состава предложения и его границ: ;
составление предложений по их моделям.
Слайд 3Место предложения в тексте
Аналитический путь
(напечатанный текст разделяется на несколько предложений, производится
чтение этого текста с паузами)
Синтетический путь
(составление нескольких последовательных предложений, создания текста – рассказа, описания и пр)
Целесообразно понятие «текст» ввести одновременно с понятием «предложение».
Слайд 4Изучение категорий предложения
Существуют вопросительные, восклицательные, повествовательные (побудительные тоже можно брать во
внимание)
Анализ и определения этих предложений производятся по следующим критериям:
а) цель высказывания: сообщение чего-либо, вопрос, приказ или просьба;
б) интонация: сообщения или повествовательная, вопросительная или эмоциональная , восклицательная;
в) в предложениях целесообразно выявить также утверждение или отрицание.
Слайд 5Знакомство со сложными предложениями
Проводится на основе анализа и синтеза
Анализ:
анализируется текст,
выделяются предложения, в них соответственно главные члены.
Синтез:
два предложения составляются на близкие темы, устанавливается смысловая связь между ними; возможно, оба предложения входят в текст сочинения
Слайд 6Практические действия учащихся
анализ: выделение всех предложений из текста, где не расставлены
знаки препинания;
попытка расстановки знаков пунктуации (точек, вопросительных знаков, запятых и пр.);
усложнение предложений вне текста или (и) в тексте, обоснование необходимости
введения новых слов (смысловые, коммуникативные цели);
составление разнообразных по типам и по тематике предложений, введение их в текст;
комментирование построения предложений, их смысла, пунктуации;
работа с союзами и, а, но в сложном предложении;
работа с союзами когда, где, что, который в сложных предложениях;
построение предложений с сочинительными и подчинительными связями;
отработка интонаций в устном выразительном чтении и в собственной речи: интонации вопроса, перечислительной интонации, интонации завершенности, восклицательной и пр.
Слайд 7Виды обобщения
Моделирование:
отношения между понятиями «речь», «текст», «предложение», «слова – члены предложения»;
связей
внутри предложения: главные члены, второстепенные члены предложения;
компонента текста (абзаца), состоящего из предложений
подготовка обобщенных сообщении типа «Типы предложений», «Простое и сложное предложения», «Части речи и члены предложения», «Роль интонации в предложениях разных типов» и т. п.;
обобщенное сообщение «Знаки препинания: знаки в конце предложения; когда ставится запятая; знаки в записи прямой речи».
Слайд 8Виды упражнений
1.Упражнения рецептивного типа.
Назначение-организация усвоения учащимися знаний на готовом материале.
2.
Упражнения репродуктивного типа.
Обеспечивает обратную связь в цепочке “учитель – ученик” и самоконтроль учащегося.
3. Упражнения продуктивного типа
Ученик добывает новые знания в результате творческой деятельности
Слайд 9В ходе выполнения учащимися упражнений разных типов у них развиваются умения:
1)
проводить смысловой анализ предложения с учётом его содержательной и грамматической сторон;
2) устанавливать грамматические связи между словами;
3) правильно квалифицировать явления, связанные с понятиями “предикативность” и “грамматическая основа” на уровне предложения и текста;
4) строить предложения на основе правил лексической и грамматической сочетаемости слов и уместно использовать их в речи;
5) создавать собственные речевые произведения на базе перехода от предикативности предложения к предикативности текста.
Слайд 10Виды упражнений для учащихся 5-ых классов
1. Упражнения рецептивного типа
1. Вы знаете,
что обязательным показателем предложения является наличие грамматической (предикативной) основы, а в устной речи – интонации. Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.
1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.)
2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.)
3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.)
4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.)
5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.)
6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.)
7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)
- Как вы объясните тот факт, что в некоторых предложениях сказуемое состоит из нескольких слов или выражено не глагольными формами? Можно ли определить время в тех предложениях, сказуемое в которых выражено не глаголом или вовсе отсутствует? Каким образом?
Слайд 11Упражнения репродуктивного типа
Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов
выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:
1) лес тёмный;
2) лес потемнел;
3) тёмный лес;
4) пошли в лес;
5) сразу пошли;
6) решили и пошли;
7) в лес;
8) ребята пошли в лес;
9) тёмный и тихий лес.
- Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.
Слайд 12Упражнения продуктивного типа
От данных глаголов образуйте все возможные формы наклонений и
составьте с ними предложения, употребив эти формы в роли сказуемых. Проследите, как изменяется значение предложения в зависимости от лексического и грамматического значения сказуемого.
Разбудить, выяснять, выяснить, употребить, употреблять.