Череступенчатое словообрaзование в совремеенном русском языке презентация

Речь ццет об интересном явлении современного словообразования, когда, вопреки имеющейся в языке закономерности, причастные формы на -ствующий образуются, минуя глагол, от существительных. В словообразовательной цепочке, таким образом, оказывается пропущенное звено1, а

Слайд 1Череступенчатое словообрaзование
в совремеенном русском язык


Слайд 2Речь ццет об интересном явлении современного словообразования, когда, вопреки имеющейся в

языке закономерности, причастные формы на -ствующий образуются, минуя глагол, от существительных. В словообразовательной цепочке, таким образом, оказывается пропущенное звено1, а именно словообразующий глагол. Эго, как считает ЕА Левашов, делает эти формы псевдопри- частными. Приведем примерьг. Полная словообразовательная цепочка: монах — монашество — монашествовать — монашествующий; первый — первенство — первенствовать — первенствующий. Неполная, трехчленная цепочка: диссидент — диссидентство — диссидентствующий; двухчленная цепочка: интеллигент — — интеллигентстеующий; фашист — фашиствующий. Такое словообразование свидетельствует о развитости словообразовательной системы в целом, так как производное слово как бы появляется вне очередности, раньше непосредственно производящего.

Слайд 3Словообразование ― это раздел науки о языке, который изучает строение слов

и способы их образования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.

Морфема ― это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Морфема обладает грамматической формой и грамматическим значением. Она способна передавать разные типы значений:

Слайд 4корневая морфема);

грамматическое (приставка, суффикс);

словообразовательное (аффиксы).

Главной морфемой слова является корень ― главная

значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный, подводный, водяной, водник ― все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень -вод- .

Слова с одним и тем же называются однокоренными. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (дом, домик, домишко, домовой) или к разным частям речи (свет, световой, светить, светло).

Слайд 5Приставка ― значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для

образования новых слов. В русском языке большая часть приставок исконно русские (без-, от-, под-, над-), но есть и иноязычные приставки: суб-, анти-, контр-, экс- - субъект, экс-президент. Правописание некоторых приставок зависит от их значения или положения: прибрежный (близость к чему-либо), предобрый (очень добрый), сбежать, бездельник.

Суффикс ― значимая часть слова, стоящая после корня, служащая для образования новых слов (школа - школьник) или новых форм (играть - играл). Многие суффиксы свойственны определенным частям речи, например, суффиксы -чик, -щик, -тель свойственны именам существительным: летчик, сварщик, учитель, ученица.

Слайд 6Окончание ― изменяемая часть слова, стоящая в конце и служащая для

связи слов в словосочетании или предложении. Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений ― падеж и число, у прилагательных, причастий и некоторых местоимений ― падеж, число и род; у глаголов ― лицо и число.

Слайд 7Словообразование в современном
Русском языком
Словообразование в высшей степени подвижно, в

его системе заложены большие потенции, реализация которых практически не ограничена. Именно поэтому в активные периоды жизни языка они особенно дают о себе знать.
Бурные процессы в современном словообразовании объясняются причинами внеязыковыми и внутриязыковыми, которые чаще всего переплетаются, усиливают друг друга. Например, законы аналогии, экономии речевых средств, законы противоречий, как правило, на уровне словообразования поддерживаются или стимулируются социальными причинами. Так, ускорение темпов жизни усиливает действие закона речевой экономии, а рост эмоциональной напряженности в жизни общества активизирует процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей.
Наибольшей устойчивостью обладают общие способы словообразования. Более изменчивы и подвижны типы словообразования в рамках стабильных способов. Даже сам тип может использоваться как определенный образец для образования нового слова, например бомжатник по образцу лягушатник; ельцинизм по образцу фрейдизм; тамиздат, самиздат по образцу госиздат, Политиздат; читабельный, носибельный, смотрибельный по образцу операбельный (в выступлении Е. Примакова - даже так: политикарезонабельна); луноход, марсоход по образцу землеход и др.


Слайд 8   Словообразование - один из разделов курса "Современный русский язык", представляющий

собой описание словообразовательной системы в синхроническом (синхронном) плане. Термин "словообразование" употребляется также и для обозначения самого словообразовательного строя языка, определенного яруса его структуры, создаваемого словообразовательными, или деривационными [от лат. derivatio - отделение, отклонение; образование] значениями и средствами их выражения.
   Изучение законов словообразования знакомит с внутренними ресурсами русского языка, показывает перспективы в создании новых слов и приносит большую пользу в овладении орфографией.
   В учебной практике раздел "Словообразование" принято делить на две части:
   1. Морфемика, изучающая состав и типы морфем, морфологическую структуру слова, членимость слова на морфемы и т. п.
   2. Собственно словообразование, занимающееся рассмотрением способов, типов и моделей словообразования, их продуктивности в различных частях речи, слово- и формообразования и т. п.
МОРФЕМИКА.    Морфемой называют мельчайшую (далее неделимую) часть слова, обладающую значение Последним она, прежде всего, и отличается от фонемы, которая никаким значением, кроме словоразличительного, не обладает. Так, с фонетической точки зрения, конечный "звук" в словоформе вода - это определенный вариант фонемы ], позволяющий отличить ее звуковую оболочку от звуковой оболочки, например, предложного словосочетания в аду [ваду] и т.п. С морфологической же точки зрения -а в вода - это окончание, имеющее следующие грамматические значения: именительный падеж, женский род, единственное число имени существительного.
   Прежде чем перейти к собственно морфемике (составу морфем русского языка и членению этих слов на морфемы), необходимо остановиться на некоторых особенностях слов русского языка.

Слайд 9Морфологическое словообразование. Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является

морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, – сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

1. Сложение – это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усечённых основ (зав-уч, зам-пред). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т. п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).


Слайд 10возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова

только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имен образуются и существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов - исключительно глаголы.

В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-; про-, анти- и др. и суффиксы -ит, -ент, -акт-, -аж и др.: аморальный, репродукция, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж.

Иноязычные морфемы обычно входят в состав иноязычных слов, бытующих в русском языке, но иногда они сочетаются и с русскими основами (авиатор - новатор, дирижер - ухажер).


Слайд 11
Современные средства массовой информации оказались средоточием тех процессов, которые происходят в

русском языке, в том числе вето словообразовании. Более того, именно газета, резко изменившая свой облик и направленность, стимулирует эти процессы, расшатывая привычные рамки сложившейся системы. И хотя способы, типы и средства словообразования в принципе остаются прежними, активно изменяется характер именований, которые образуются с помощью этих способов и средств. В известные словообразовательные типы вливается все новый и новый лексический материал. Характерно и то, что функционально этот материал значительно расширился - используются единицы, находящиеся на границе литературного языка (разговорный литературный язык), и единицы, выходящие далеко за пределы литературного языка (просторечие, жаргоны). На этом огромном языковом материале активизируется словотворчество, с одной стороны, реализующее потенциал языка, с другой - порождающее ситуативные окказионализмы.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика