Бессоюзные сложные предложения презентация

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Эпиграф урока Верны ли слова великого классика, вынесенные в эпиграф урока? Это мы и проверим сегодня

Слайд 1Да или нет
Словосочетание – это самая маленькая синтаксическая единица
Нет
Словосочетание состоит из

основного и зависимого слова

Нет

Предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными

Да

К двусоставным предложениям относятся назывные распространённые

Нет

Неполные предложения – это односоставные предложения

Нет

Сложные предложения бывают только сложносочинёнными и сложноподчинёнными.

Нет

ССП состоят из главной и придаточной части и употребляются с подчинительными союзами

Нет

Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы косвенных падежей

Нет

Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению

Да

СПП бывают с двумя или несколькими придаточными

Да


Слайд 2Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а

не памятью.

Эпиграф урока

Верны ли слова великого классика, вынесенные в эпиграф урока?

Это мы и проверим сегодня на уроке.
Тема нашего урока …


Слайд 3http://www.habazavr.ru/
К урокам Хабазовой М.Н.
Бессоюзные сложные предложения.
Знаки препинания в БСП:


запятая, точка с запятой.


Слайд 4А можете ли вы предположить, что это за предложения?
Название говорит

само за себя – в этих предложениях нет союзов.

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это сложное предложение, в котором грамматические основы связаны между собой лишь по смыслу и интонацией (без применения союзов или союзных слов).

Грамматические основы объединены в сложное предложение только для того, чтобы между ними были установлены смысловые отношения. В союзных предложениях отношения между основами выражены чётко и понятны. Например, союз а выражает, противопоставление, союз если – условие, а союз так как – следствие.

Смысловые отношения в бессоюзном слож-ном предложении выражены не так явно, они должны извлекаться адресатом из содержания частей.
Например, по-разному можно истолковать смысл предложения:

Подморозило, стало скользко.
Если просто сообщать как о погодных ус-ловиях, то происходит перечисление этих изменений, их надо произносить с интона-цией перечислительной, на письме нужно ставить запятую.

Но можно указать на причину того, отчего стало скользко. В таком случае это причин-ные отношения, произносить их надо с пре-дупредительной интонацией, неспокойным понижением голоса перед второй частью, на письме поставим двоеточие:
Подморозило: стало скользко.

Таким образом, смысловые отношения в БСП выражают знаки препинания и интонация.

Назначение БСП в том, что они делают речь более выразительной. Применяются БСП в основном в письменной речи.


Слайд 5Наступило утро, пошел снег, с востока ветер погнал облака в нашу

сторону.

Задание. Определите, какова интонационная связь в приведённых ниже предложениях.

Служить бы рад — прислуживаться тошно.

Неожиданно возникла страшная мысль: вдруг всё произойдёт без моего участия.

перечисление

противопоставление

пояснение


Слайд 6Чем отличаются БСП от ССП, СПП?
Грамматические основы в БСП связаны между

собой только интонационно, без союзов или союзных слов, в них нелегко определить смысловые отношения, которые в устной речи выделяются интонационно, а на письме – знаками препинания.

Слайд 7Пробудился город: загудели автомобили, загрохотали трамваи, затрещали мотоциклы.
Задание. Запишите только

буквами: сложное предложение = С, простое = П.

Есаул выбежал из землянки, вскочил на коня, гикнул молодецки и скрылся из виду.

Расстроенный полученной новостью, учитель замолчал.

Ветер усиливался, огонь разгорался.

Я понял: уговоры закончились.

П

С

П

С

С


Слайд 8Как только хлынул дождь, он перешел с прогулочного шага на быстрый

бег.

Какое это предложение?

Это сложноподчиненное предложение

Уберите из этого предложения союз и подумайте, что изменилось в предложении?

Хлынул дождь, он перешел с прогулочного шага на быстрый бег.

Убранный союз как только стёр смысловые отношения, которые в БСП уже выражаются не так чётко.

Как же установить смысловые отношения в БСП и как передать их в письменной устной речи?

Смысловые отношения устанавли-ваются исходя из содержания простых предложений, которые входят в БСП. Устно передать эти отношения можно при помощи интонации, а в письме – знаков препинания: двоеточия, запятой, точки с запятой и тире.


Слайд 9Итак, как вы поняли, что такое БСП?
Смысловые отношения устанавли-ваются исходя из

содержания простых предложений, которые входят в БСП. Устно передать эти отношения можно при помощи интонации, а в письме – знаков препинания: двоеточия, запятой, точки с запятой и тире.

В БСП предложения объединяются для того, чтобы между ними устано-вились смысловые отношения. В предложениях с союзами эти отношения выражены явно. В БСП адресат сам должен определить отношения между частями.

БСП – это сложное предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно, без помощи союзов и союзов слов.


Слайд 10Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Пользуетесь ли вы этим знаком

сейчас? Почему?

Не известны правила постановки точки с запятой.

Точка с запятой очень выразительный знак, это излюбленный знак писателей и поэтов, им часто пользуются для описания природы.

В следующем примере проверим ваше языковое чутьё

;


Слайд 111. Пригород обставлен рядами новостроек (?) они пряничными домиками смотрятся на

высоком берегу реки.

В каком предложении чтение требует более длительной паузы между простыми предложе-ниями, следовательно, и точки с запятой?

Во втором предложении, где и ставится точка с запятой.

Почему?


Потому что точка с запятой в БСП ставится, когда внутри частей сложного уже имеются другие знаки препинания.

Ваш вывод?

Точка с запятой ставится, если части БСП со значением одновременности или последовательности распространены и имеют внутри себя запятые.

2. Пригород обставлен рядами новостроек (?) они пряничными домиками смотрятся на высоком берегу реки, которая пряталась в зелени тополей, берёз, черёмух.

Точка с запятой ставится иногда и в тех случаях, когда внутри частей БСП нет знаков препинания, но части эти менее связаны по смыслу между собой, т.е. более самостоятельны: см. пример выше

Был вечер; дедушка собирался на ежедневную прогулку.

1. Пригород обставлен рядами новостроек (,) они пряничными домиками смотрятся на высоком берегу реки.

2. Пригород обставлен рядами новостроек (;) они пряничными домиками смотрятся на высоком берегу реки, которая пряталась в зелени тополей, берёз, черёмух.


Слайд 12Пример рассуждения при постановке точки с запятой в БСП.
Рассуждения по тексту.
В

распахнутые окна глянуло ясное весеннее утро; в яблоневом саду, не умолкая ни на секунду, чирикали воробьи и ябедничали сороки.

В предложении две части.

Первая: в распахнутые окна глянуло ясное весеннее утро

Вторая: в яблоневом саду, не умолкая ни на секунду, чирикали воробьи и ябедничали сороки

Во второй части имеется деепричастный оборот, который выделяется запятыми, поэтому между частями БСП ставим точку с запятой.


Слайд 13Известный лингвист А.М. Пешковский считал:
«Бессоюзие… по всей вероятности, древнее и

сочинения и подчинения. В древней … обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзие предложений там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов»

Задание. Прочитайте предложения на следующем слайде. Из какого произведения эти предложения? В этом произведении очень много БСП. Попытайтесь объяснить это, учитывая высказывание А.М. Пешковского.


Слайд 141. Заря свет зажгла, туман поле покрыл. Щёкот соловьиный затих, говор

галочий пробудился.

2. С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы калёные, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные.

3. Стоят стяги в Путивле, Игорь ждёт милого брата Всеволода.

4. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает.

5. Тоска разлилась по Русской земле, печаль тяжко потекла среди земли Русской.

Слайд 15Дополнительный материал
Бессою́зие или аси́ндетон (греч.) — стилистическая фигура: построение речи, при

котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.
Например:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
А. Блок.

Задание. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, используя высказывание А.М. Пешковского в качестве тезиса.


Слайд 16Закончите фразу:
сегодня я узнал(а) …
мне понравилось …
теперь я могу


я понял(а), что …
на уроке мне было непонятно …
мне захотелось подробнее узнать о …
самым интересным для меня было задание …

Домашнее задание

Закончить сочинение.
Упр. 218.
Подготовиться к словарному диктанту №10.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика