Аттестационная работа. Правильно ли мы говорим. Проблемы употребления тех или иных выражений и пути их устранения презентация

Проблема исследования Выбор и употребление отдельных слов, грамматических форм и конструкций. Цель исследования Сбор информации и анализ ошибок ,связанных с грамматически неправильным выражением мысли. Анализ количества ошибок ,возникающих

Слайд 1Аттестационная работа






































Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Мельникова
Оксана Олеговна
«МБОУ Песчаноозерная СШ» Чановского района Новосибирской области

Проект на тему:
«Правильно ли мы говорим?»


Слайд 2Проблема исследования
Выбор и употребление отдельных слов, грамматических форм и конструкций.

Цель

исследования
Сбор информации и анализ ошибок ,связанных с грамматически неправильным выражением мысли.
Анализ количества ошибок ,возникающих в результате смешения значений слов.




Слайд 3Задачи исследования
-Обозначить проблемы употребления тех или иных выражений и наметить пути

их устранения.
Гипотеза
-Точное употребление слов является не только требованием стиля, но и требованием смысла.
Методы исследования
-При выполнении работы использовались методы опроса, анализа литературы, беседы.

Слайд 4

План работы 1. Определить проблему исследования. 2. Сформулировать цель работы. 3. Исходя из цели, определить задачи работы над проектом. 4. Сформулировать предварительную гипотезу. 5. Решить , какими методами пользоваться, чтобы проверить выдвинутую гипотезу. 6. Определить форму изложения результатов исследования. 7.Собрать информацию, необходимую для реализации цели. 8.Проанализировать необходимую информацию. 9.Сделать выводы.

Слайд 5Чтобы правильно и хорошо говорить ,надо ясно мыслить. Это требует умения

выбирать и употреблять в речи наиболее точные и нужные слова. Если человек употребляет неточные или первые попавшиеся слова ,значит, он не до конца продумал содержание своего выступления. Нам редко приходится слышать содержательную и хорошо оформленную речь. Учащиеся даже самых старших классов допускают большое количество ошибок, связанных с неправильным словоупотреблением. Причина этому- невнимательное отношение к значению слова, нежелание вдумываться в его смысл, в его семантику. Проанализировав некоторую литературу, я выбрала наиболее часто употребляемые выражения для анализа с точки зрения «правильности».

Слайд 6Неопытные ораторы.
На собраниях, отчетах часто слышим выражения

: «Об этом будет сказано ниже»; « Выше упоминалось».Слова выше и ниже в сочетании с глаголом говорить применимы только к печатному тексту, но не к устной речи. Здесь правильным является употребление слов ранее и дальше.
2.Последний или крайний.
Часто в очереди мы слышим вопросы :«Вы последний?» или « Вы крайний?». Какое из этих выражений применимо в данном случае? В русском литературном языке слово крайний имеет три значения : 1)расположенный на краю ( крайний дом); 2)конечный,предельный (крайний срок);3)чрезмерный в проявлении тех или иных свойств ( крайний эгоист). Начинающего ряд называют первым, а понятию первый противопоставляется понятие последний.


Слайд 73.Плацкарт или плацкарта?
Нередко у кассы мы можем услышать :

« Билет до ……, плацкарт ». Ошибка довольно распространенная не только в данном случае. Она связана со смешением категории рода. Существительное плацкарта женского рода. Можно привести еще ряд часто встречающихся ошибок: красивая тюль, крепкое кофе и т.д.

4. Можно ли купить килограмм сахара?
Оказывается , нельзя, так как слово сахар принадлежит к группе слов, обозначающих целое, из которого берется часть. Например : производство сахара - килограмм сахару; импорт бензина - литр бензину.

Слайд 85. ТортЫ или тОрты?
Как произнести слово торт во множественном

числе, не знают даже многие взрослые. Таких аналогичных примеров множество. Здесь следует обратить внимание на качество ударения в словах. Если ударение является неподвижным , то образуются следующие формы: тОрты, договОр- договОры,слЕсарь- слЕсари.
6. Апельсин или апельсинов?
Часто встречаются неправильные случаи употребления слов ,которые в родительном падеже множественного числа получают окончание –ов : апельсин-апельсинов, мандарин-мандаринов,помидор-помидоров. Распространенной ошибкой является употребление окончания –ов в родительном падеже множественного числа существительных мужского и среднего рода, не имеющих окончания: сапогов, носков,грузинов и т.д.

Слайд 97.В разговорной речи очень часто встречаются случаи неправильного произношения с точки

зрения ударения. Можно привести множество примеров : пОняла вместо понялА, звОнит вместо звонИт,полОжил вместо положИл.
8.В речи некоторых взрослых встречаются ошибочные выражения, связанные с произношением фамилий.К примеру, если украинские фамилии склоняются на своем родном языке,то в русском языке они не склоняются.Не учитывая этой особенности украинских фамилий на –ко , некоторые то и дело склоняют их.Не склоняются у нас и иноязычные фамилии с конечным гласным и все иноязычные фамилии с конечным согласным, если они относятся к женщинам.Мужские же имена с конечным согласным склоняются преимущественно вместе с фамилией.



Слайд 109.Каждое слово в русском языке ,даже самое незначительное, может иногда иметь

большое значение и быть совершенно незаменимым .Однако бывают случаи , когда даже очень важные слова становятся вдруг лишними. В школе и дома юноши и девушки как бы соревнуются в употреблении лишних слов ( молчал,не разговаривая, пойдем сходим).

10.В транспорте очень распространены выражения «Вы сходите?» или «Вы выходите?». Сами говорящие даже не задумываются о том,как правильно задать вопрос. Правы те, кто говорит «Вы выходите?».Конечно, всякий раз не будешь исправлять данную ошибку, но , хочется слышать вокруг себя грамотную речь.

Слайд 1111.Пислушиваясь к речи окружающих, часто слышишь : надеть пальто,надеть сапоги,одеть платье.Многие

неправильно употребляют глаголы надеть и одеть. Необходимо , чтобы каждый школьник знал о том , что глагол надеть употребляется в тех случаях, когда действие обращено на того,кто его производит ( надеваю платье) , а также в предложениях с предлогом на ( надеваю платье на куклу) .Глагол одеть означает облачить кого-нибудь во что-нибудь, употребляется тогда,когда действие обращено на другого человека или предмет ( одеваю брата, одеваю куклу).

Слайд 12Вывод:
Проанализировав сведения ,полученные в результате наблюдения , хочется

надеяться, что современная школа исправит и выведет на должный уровень качественный состав техники речи учащихся. Такие ошибки, которые мы рассмотрели в данной работе еще могут быть устранены.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика