Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Мельникова
Оксана Олеговна
«МБОУ Песчаноозерная СШ» Чановского района Новосибирской области
Проект на тему:
«Правильно ли мы говорим?»
Слайд 2Проблема исследования
Выбор и употребление отдельных слов, грамматических форм и конструкций.
Цель
исследования
Сбор информации и анализ ошибок ,связанных с грамматически неправильным выражением мысли.
Анализ количества ошибок ,возникающих в результате смешения значений слов.
Слайд 3Задачи исследования
-Обозначить проблемы употребления тех или иных выражений и наметить пути
их устранения.
Гипотеза
-Точное употребление слов является не только требованием стиля, но и требованием смысла.
Методы исследования
-При выполнении работы использовались методы опроса, анализа литературы, беседы.
План работы
1. Определить проблему исследования.
2. Сформулировать цель работы.
3. Исходя из цели, определить задачи работы над проектом.
4. Сформулировать предварительную гипотезу.
5. Решить , какими методами пользоваться, чтобы проверить выдвинутую гипотезу.
6. Определить форму изложения результатов исследования.
7.Собрать информацию, необходимую для реализации цели.
8.Проанализировать необходимую информацию.
9.Сделать выводы.
Слайд 5Чтобы правильно и хорошо говорить ,надо ясно мыслить. Это требует умения
выбирать и употреблять в речи наиболее точные и нужные слова. Если человек употребляет неточные или первые попавшиеся слова ,значит, он не до конца продумал содержание своего выступления. Нам редко приходится слышать содержательную и хорошо оформленную речь. Учащиеся даже самых старших классов допускают большое количество ошибок, связанных с неправильным словоупотреблением. Причина этому- невнимательное отношение к значению слова, нежелание вдумываться в его смысл, в его семантику. Проанализировав некоторую литературу, я выбрала наиболее часто употребляемые выражения для анализа с точки зрения «правильности».
Слайд 6Неопытные ораторы.
На собраниях, отчетах часто слышим выражения
: «Об этом будет сказано ниже»; « Выше упоминалось».Слова выше и ниже в сочетании с глаголом говорить применимы только к печатному тексту, но не к устной речи. Здесь правильным является употребление слов ранее и дальше.
2.Последний или крайний.
Часто в очереди мы слышим вопросы :«Вы последний?» или « Вы крайний?». Какое из этих выражений применимо в данном случае? В русском литературном языке слово крайний имеет три значения : 1)расположенный на краю ( крайний дом); 2)конечный,предельный (крайний срок);3)чрезмерный в проявлении тех или иных свойств ( крайний эгоист). Начинающего ряд называют первым, а понятию первый противопоставляется понятие последний.
Слайд 73.Плацкарт или плацкарта?
Нередко у кассы мы можем услышать :
« Билет до ……, плацкарт ». Ошибка довольно распространенная не только в данном случае. Она связана со смешением категории рода. Существительное плацкарта женского рода. Можно привести еще ряд часто встречающихся ошибок: красивая тюль, крепкое кофе и т.д.
4. Можно ли купить килограмм сахара?
Оказывается , нельзя, так как слово сахар принадлежит к группе слов, обозначающих целое, из которого берется часть. Например : производство сахара - килограмм сахару; импорт бензина - литр бензину.
Слайд 85. ТортЫ или тОрты?
Как произнести слово торт во множественном
числе, не знают даже многие взрослые. Таких аналогичных примеров множество. Здесь следует обратить внимание на качество ударения в словах. Если ударение является неподвижным , то образуются следующие формы: тОрты, договОр- договОры,слЕсарь- слЕсари.
6. Апельсин или апельсинов?
Часто встречаются неправильные случаи употребления слов ,которые в родительном падеже множественного числа получают окончание –ов : апельсин-апельсинов, мандарин-мандаринов,помидор-помидоров. Распространенной ошибкой является употребление окончания –ов в родительном падеже множественного числа существительных мужского и среднего рода, не имеющих окончания: сапогов, носков,грузинов и т.д.
Слайд 97.В разговорной речи очень часто встречаются случаи неправильного произношения с точки
зрения ударения. Можно привести множество примеров : пОняла вместо понялА, звОнит вместо звонИт,полОжил вместо положИл.
8.В речи некоторых взрослых встречаются ошибочные выражения, связанные с произношением фамилий.К примеру, если украинские фамилии склоняются на своем родном языке,то в русском языке они не склоняются.Не учитывая этой особенности украинских фамилий на –ко , некоторые то и дело склоняют их.Не склоняются у нас и иноязычные фамилии с конечным гласным и все иноязычные фамилии с конечным согласным, если они относятся к женщинам.Мужские же имена с конечным согласным склоняются преимущественно вместе с фамилией.
Слайд 109.Каждое слово в русском языке ,даже самое незначительное, может иногда иметь
большое значение и быть совершенно незаменимым .Однако бывают случаи , когда даже очень важные слова становятся вдруг лишними. В школе и дома юноши и девушки как бы соревнуются в употреблении лишних слов ( молчал,не разговаривая, пойдем сходим).
10.В транспорте очень распространены выражения «Вы сходите?» или «Вы выходите?». Сами говорящие даже не задумываются о том,как правильно задать вопрос. Правы те, кто говорит «Вы выходите?».Конечно, всякий раз не будешь исправлять данную ошибку, но , хочется слышать вокруг себя грамотную речь.
Слайд 1111.Пислушиваясь к речи окружающих, часто слышишь : надеть пальто,надеть сапоги,одеть платье.Многие
неправильно употребляют глаголы надеть и одеть. Необходимо , чтобы каждый школьник знал о том , что глагол надеть употребляется в тех случаях, когда действие обращено на того,кто его производит ( надеваю платье) , а также в предложениях с предлогом на ( надеваю платье на куклу) .Глагол одеть означает облачить кого-нибудь во что-нибудь, употребляется тогда,когда действие обращено на другого человека или предмет ( одеваю брата, одеваю куклу).
Слайд 12Вывод:
Проанализировав сведения ,полученные в результате наблюдения , хочется
надеяться, что современная школа исправит и выведет на должный уровень качественный состав техники речи учащихся. Такие ошибки, которые мы рассмотрели в данной работе еще могут быть устранены.