5 ступень. Русский язык. Местоимение. Глагол презентация

Содержание

ОБЪЯСНЯЕМ ПОЯСНЯЕМ ВНОСИМ ЯСНОСТЬ ПРОЛИВАЕМ СВЕТ РАСТОЛКОВЫВАЕМ ИНТЕРЕСНО ДОСТУПНО ВРАЗУМИТЕЛЬНО ДЕТАЛЬНО ДОСКОНАЛЬНО ПО ПУНКТАМ ДО ТОЧКИ . слайд Учись учиться. ← Увидели. ← Прочитали вслух .

Слайд 1Русский язык

5 ступень
внятно
толково
доходчиво
доступно
понятно
ОГО


Слайд 2
ОБЪЯСНЯЕМ
ПОЯСНЯЕМ
ВНОСИМ ЯСНОСТЬ
ПРОЛИВАЕМ СВЕТ
РАСТОЛКОВЫВАЕМ

ИНТЕРЕСНО
ДОСТУПНО
ВРАЗУМИТЕЛЬНО
ДЕТАЛЬНО
ДОСКОНАЛЬНО
ПО ПУНКТАМ
ДО ТОЧКИ .

слайд
Учись учиться.
← Увидели.
← Прочитали

вслух .

↑ПОНЯЛИ.

← Услышали.

↑ПОНЯЛИ.

← Повторили.

ПРОДОЛЖИЛИ…

Окончание работы на слайде →

появление логотипа ОГО.


Слайд 3Догоняй

занимайся
упражняйся
тренируйся


Слайд 4Части речи. Местоимение.

ОгО


Слайд 5
МЕСТОИМЕНИЕ - это часть речи.
Я, ты, он, она, оно, мы, вы,

они - ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ указывают на предметы, но не называют их.

я

мы

ты

вы

он

она

оно

они

Личные местоимения
Бывают первого
второго
третьего
лица.

Личные местоимения бывают
единственного
множественного числа.

Личные местоимения
3 лица ед.ч. изменяются по родам.

м.р.

ж.р.

ср.р.

Я, мы - местоимения 1-го лица

Ты, вы - местоимения 2-го лица

Он, она, оно, они - местоимения 3-го лица

ОгО


Слайд 6
Личные местоимения отвечают на те же вопросы,
на которые отвечают

имена существительные.
Имена существительные НАЗЫВАЮТ предметы.
Местоимения УКАЗЫВАЮТ на предметы, но НЕ НАЗЫВАЮТ их.

Изменяем местоимения по падежам:

И.п.

кто?

Р.п.

кого?

Д.п.

кому?

В.п.

кого?

Т.п.

кем?

П.п.

о ком?

я

меня

мне

меня

мной

обо мне

мы

нас

нам

нас

нами

о нас

1 лицо

у меня

ко мне

на меня

со мной

у нас

к нам

на нас

с нами

МЕСТОИМЕНИЯ С ПРЕДЛОГАМИ
ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО.

кто? иду по лесной дорожке.

Мошки столбом вьются вокруг кого? .

Статные осины лепечут за кем? .

кому? нравится золотой голос малиновки.

Вставим в предложения местоимение я (в нужной форме), пользуясь указанными вопросами.

Я

меня

мной

Мне

Заменим местоимение я на местоимение 1-го лица множественного числа.

Мы

нас

нами

Нам

Надо изменить
форму глагола.

идём

мною

ОгО

ед.ч.

мн.ч.


Слайд 7
кто?
кого?
кому?
кого?
кем?
о ком?
ты
тебя
тебе
тебя
тобой
о тебе
вы
вас
вам
вас
вами
о вас

2 лицо

у тебя

к тебе

на тебя

с тобой

у вас

к вам

на вас

с вами

С ПРЕДЛОГАМИ ↓

Продолжаем изменять местоимения по падежам:

Ты идёшь в поход.

Теперь у тебя много забот.

Тебе надо решить, что необходимо взять в дальнюю дорогу.

тобою

с тобою

кто?

И.п.

у кого?

Р.п.

На тебя возлагают большие надежды.

Определим падеж местоимений.

кому?

Д.п.

на кого?

В.п.

ЗАМЕНИМ местоимение 2-го лица единственного числа местоимением 2-го лица множественного числа.

Вы

Надо изменить
форму глагола.

идёте

вас

Вам

вас

ОгО

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

ед.ч.

мн.ч.


Слайд 8
Продолжаем изменять местоимения по падежам:
И.п.
кто?
Р.п.
кого?


Д.п.

кому?

В.п.

кого?

Т.п.

кем?

П.п.

о ком?

он

его

ему

его

им

о нём

они

их

им

их

ими

о них

3 лицо

она

её

ей

её

ею

о ней

оно

его

ему

его

им

о нём

с предлогами.

И.п.

кто?

Р.п.

у кого?

Д.п.

к кому?

В.п.

на кого?

Т.п.

с кем?

П.п.

о ком?

он

у него

к нему

на него

с ним

о нём

она

у неё

к ней

на неё

с нею

о ней

оно

у него

к нему

с ним

о нём

на него

После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква Н: от него, за ней, перед ними.

с предлогами.

они

у них

к ним

с ними

о них

на них

ед.ч.

мн.ч.

ОгО

ОДИНАКОВО.

ОДИНАКОВО.


Слайд 9Части речи. Глагол.

ОгО


Слайд 10
МЫ ЗНАЕМ…
ГЛАГОЛ.
что делать?
учить
что делает?
гуляет
что делают?
гуляют
единственное ед. ч.
множественное число мн. ч.
что

делал?

прошедшее

настоящее

смотрел

что делает?

смотрит

будущее

что будет делать?

будет смотреть

прош.вр.

наст.вр.

буд.вр.

что сделал?

мужской

женской

наступил

что сделала?

наступила

средний

что сделало?

наступило

м.р.

ж.р.

ср.р.

неопределённая форма глагола
отвечает на вопросы
что делать?
что сделать?

что делает?

читает

что сделает?

нарисует

и др.

Наступило лето.

гл.

Догоняй

ОгО


Слайд 11решать

Глагол.
Очень внимательно подбираем вопросы к глаголам.
Неопределённая форма

глагола отвечает на вопросы
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Поставим глаголы в неопределённую форму :

решают

что делают?

что делать?

бегать

бегаем

что делаем?

что делать?

бежать

бежим

что делаем?

что делать?

нести

несёт

что делает?

что делать?

носить

носят

что делают?

что делать?

молчать

будете молчать

что будете делать?

что делать?

решить

решат

что сделают?

что сделать?

улучшить

улучшат

что сделают?

что сделать?

улучшать

улучшают

что делают?

что делать?

Чётко читаем глаголы, слышим себя, «ловим смысл».

строить

будут строить

что будут делать?

что делать?

ОгО


Слайд 12помогать
помочь
победить
решить
решать
опоздать
опаздывать
побелить
белить

неопределённая форма глагола
отвечает на вопросы
что делать?
что сделать?
Различайте слова:
Надеть на себя (что?)

пальто, шапку, варежки, туфли.

Надеть (на кого? что?) на братишку рубашку.

Одеть (кого? что?) сестрёнку, куклу.

Заменим каждое словосочетание одним словом.

Оказывать помощь

Одержать победу

Принять решение

Принимать решение

Прийти с опозданием

Сделать белым

что делать?

что делать?

Оказать помощь

что сделать?

что сделать?

что сделать?

что сделать?

что сделать?

что сделать?

что делать?

что делать?

что сделать?

что сделать?

Приходить с опозданием

что делать?

что делать?

что сделать?

что сделать?

Делать белым

что делать?

что делать?

Глагол.

ОгО


Слайд 13Правильно написать глаголы
помогут вопросы неопр.ф.
что делать? что сделать?

неопределённая форма глагола
отвечает

на вопросы
что делать?
что сделать?

В неопределённой форме после буквы Ч пишется мягкий знак Ь.
ЧЬ (что делать? беречь, печь)
(что сделать? испечь

Поставим глаголы в неопределённую форму:

ИСПЕКУ

испечь

что сделать?

что сделаю?

ЛЯЖЕТ

лечь

что сделать?

что сделает?

ТЕЧЁТ

течь

что делать?

что делает?

БЕРЕГУТ

беречь

что делать?

что делают?

ПРИЛЯГУ

прилечь

что сделать?

что сделаю?

СТРИГУТ

стричь

что делать?

что делают?

ЗАЖГУТ

зажечь

что сделать?

что сделают?

ИЗВЛЕКУ

извлечь

что сделать?

что сделаю?

ПЕЧЁТЕ

печь

что делать?

что делаете?

ПЕРЕСЕЧЁТ

пересечь

что сделать?

что сделает?

ОгО


Слайд 14
Изменение глаголов по лицам и числам. СПРЯЖЕНИЕ.


Слайд 15
Спряжение глаголов.
Я, мы - местоимения 1-го лица.
Ты, вы

- местоимения 2-го лица.

Он, она, оно, они - местоимения 3-го лица.

Изменение глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ.

1-е

2-е

3-е

что делаю?

я

зову

мечтаю

что делаешь?

ты

зовёшь

мечтаешь

что делает?

он

зовёт

мечтает

что делаем?

мы

зовём

мечтаем

что делаете?

вы

зовёте

мечтаете

что делают?

они

зовут

мечтают

звать

мечтать

Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?

ОКОНЧАНИЕ

ЧТО ДЕЛАТЬ?

на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? и подобные.
глаголы в настоящем времени не отвечают.

наст.вр.

ОгО



Слайд 16
Спряжение глаголов.
1-е
2-е
3-е
что сделаю?
я
спою
решу
что сделаешь?
ты
споёшь
решишь
что сделает?
он
споёт
решит
что сделаем?
мы
споём
решим
что сделаете?
вы
споёте
решите
что сделают?
они
споют
решат
спеть
решить
Изменение глаголов по лицам

и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ.

1-е

2-е

3-е

я

буду петь

что будешь делать?

ты

будешь петь

будешь решать

что будет делать?

он

будет петь

будет решать

что будем делать?

мы

что будете делать?

вы

что будут делать?

они

петь

решать

ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

будем петь

будем решать

будете петь

будете решать

будут петь

будут решать

если глагол в неопределённой форме
отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?
то в будущем времени он отвечает
на вопрос ЧТО СДЕЛАЕТ? и подобные.

если глагол в неопределённой форме
отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?
то в будущем времени он отвечает
на вопрос ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? и подобные.

простое

сложное

Чтобы различать эти формы будущего времени их назвали:

буд.вр.


что буду делать?


буду решать

Второе слово в сложном буд. времени
В неопр. ф.

ОгО

окончаний


Слайд 17
Как определить лицо и число глаголов?
Лицо и число глагола определяется по

местоимению и окончанию
глагола.

читать газеты?

В газетах всё самое важное и интересное.

газеты каждый день.

2-е лицо

ед.ч.

Ты

любишь

сообщают

Мы

читаем

они
слово помощник

3-е лицо

мн.ч.

1-е лицо

мн.ч.

Лицо и число глагола
определяется и только по окончанию глагола.

ЧИТАЕШЬ КНИГУ

ПОЁМ ПЕСНИ

ПЕРЕГИБАЕТ ПАЛКУ

ЗАГРУСТИТЕ О ЛЕТЕ

2-е лицо

ед.ч.


1-е лицо

мн.ч.



3-е лицо

ед.ч.

2-е лицо

мн.ч.


БУДУ СТРОИТЬ ЛЕТОМ

1-е лицо

ед.ч.


Сначала будем пользоваться таблицей спряжения, а потом выучим окончания.


Слайд 18
Окончания глаголов 2-го лица единственного числа.


Слайд 19
Глаголы настоящего и будущего времени
во втором лице единственного числа имеют

окончания -ЕШЬ -ИШЬ ЁШЬ .

На конце глаголов
во втором лице
единственного числа
пишется мягкий знак
Ь

(Иду) на лыжную прогулку.

Поставим глаголы, данные в скобках,
в форму
2 лица, единственного числа.

Быстро (скольжу) по ровному полю.

Даже (пою) от удовольствия.

А вот и горка.

Легко (беру) подъём.

Уже (стою) на самой вершине.

Как стрела (лечу) вниз.

А там (спешу) на гладкую лыжню.

Идёшь

скользишь

поёшь

берёшь

стоишь

летишь

спешишь

Смотрим внимательно.

Зимой на лыжах ходишь,
Резвишься на катке,
А летом с удовольствием
Купаешься в реке.



Внимание!!! Как интересно! Окончание «спряталось» .

- ся (сь)

называют

суффикс

возвратный суффикс

или

после окончания

Ты улыбаешься


Вспоминаем…


Слайд 20
Глаголы настоящего и будущего времени
во втором лице единственного числа имеют

окончания -ЕШЬ -ИШЬ -ЁШЬ

- ся

Возвратный суффикс →

Нужно «спрятать» окончания, добавив суффикс - ся.

стучишь

веселишь

учишь

несёшь

берёшь

развернёшь

договоришь

приготовишь

лечишь

готовишь

ся

ся

ся

ся

ся

ся

ся

ся

ся

ся











Не забываем писать Ь.

ОКУНЁШ СЯ

Ь

ВОЗВРАТИШ СЯ

Ь

ОТПРАВИШ СЯ

Ь

У глаголов наст. и буд. вр. во 2-ом лице единственного числа

окончания

-ЕШЬ -ИШЬ -ЁШЬ

и на конце глаголов
и перед суффиксом -ся.


Слайд 21
Спряжение глаголов.
и


Слайд 22
Учёные разделили все существительные на три группы
три СКЛОНЕНИЯ.
Существительные
каждого склонения

имеют сходные падежные окончания,
поэтому запоминать их так удобнее.

Глаголы
разделили
на две группы ↓

СПРЯЖЕНИЕ.

и

Сравним ОКОНЧАНИЯ глаголов спряжения.

и

Сделаем вывод об окончаниях.

ударные □

безударные □

ударные □

безударные □

У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания ОДИНАКОВЫЕ.

ОгО

Под ударением → ё
Без ударения → е

=






одинаково

и во ǁ спр.

и в ǀ спр.


















Слайд 23
ударные □
безударные


ударные □

безударные □


одинаково

и во ǁ спр.

и в ǀ спр.

БУДЕМ ОПРЕДЕЛЯТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
ПО ОКОНЧАНИЮ.

СОКРАЩЕНИЯ:

ǀ спряжение

ǁ спряжение

ǀ спр.

ǁ спр.

ОгО


Слайд 24
ОгО
ЗАДАНИЕ 1.
Заменить глаголы в единственном числе глаголами во множественном

числе. Определить спряжение глаголов.

Соловей

Дятел стучит.

Сова кричит.

Иволга свистит.

Жаворонок звенит.

он

что делает?

поёт.

они

что делают?

поют

ǀ спр.

стучат

ǁ спр.

кричат

ǁ спр.

свистят

ǁ спр.

звенят

ǁ спр.

ЗАДАНИЕ 2.

Данные глаголы запишите в 1 л. мн. ч., во 2л. ед. ч. Укажите спряжение глаголов.

Образец:

шуршит

мы

что делаем?

ты

что делаешь?

шуршим

шуршишь

ǁ спр.

грызёт

трещит

молчит

бредёт

грозит

грызём

грызёшь

ǀ спр.

трещим

трещишь

ǁ спр.

молчим

молчишь

ǁ спр.

бредём

бредёшь

ǀ спр.

грозим

грозишь

ǁ спр.


Слайд 25
ЗАДАНИЕ 1.
Определите спряжение глаголов.
Любишь, дружит, купят, крикнешь, жалят,

задрожишь,

лежит, носим, не замечаешь, катаете, ночуют, сможешь.

ǁ спр.

ǁ спр.

ǁ спр.

ǀ спр.

ǁ спр.

ǁ спр.

ǁ спр.

ǁ спр.

ǀ спр.

ǀ спр.

ǀ спр.

ǀ спр.


ЗАДАНИЕ 2.

Определите по данному образцу число, лицо и спряжение указанных глаголов.

поют

они

что делают?

мн. ч.

3 л.

ǀ спр.

идёшь

сверкает

учим

говорит

выполняете

ты

что делаешь?

ед. ч.

2 л.

ǀ спр.

он, она, оно

что делает?

ед. ч.

3 л.

ǀ спр.

мы

что делаем?

мн. ч.

1 л.

ǁ спр.

что делает?

ед. ч.

3 л.

ǁ спр.

вы

что делаете?

мн. ч.

2 л.

ǀ спр.

И УДАРНЫМ И БЕЗУДАРНЫМ ОКОНЧАНИЯМ .

он, она, оно

Личные окончания даны, верно записаны. Мы по окончаниям определяли спряжение.

образец

ОгО


Слайд 26
ОгО
ЗАДАНИЕ 1.
Выпишите из текста глаголы, выделите их окончания. Обозначьте

спряжение.

И УДАРНЫМ И БЕЗУДАРНЫМ ОКОНЧАНИЯМ .

Машины – автоматы следят за движением поездов, включают и выключают
уличные фонари, пекут хлеб, шьют одежду.
Несколько автоматов объединяют вместе и получают автоматическую линию.
На заводе автоматической линией управляет один человек.

Следят,

включают,

выключают,

пекут,

шьют,

объединяют,

получают,

управляет.

ǁ спр.

ǀ спр.

ǀ спр.

ǀ спр.

ǀ спр.

ǀ спр.

ǀ спр.

ǀ спр.

НО НЕ ВСЕГДА НАМ ПРИХОДИТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ,
В КОТОРЫХ МЫ ВИДИМ
ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ,
И МОЖЕМ ПО НИМ СРАЗУ ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ.

Например:

ДИКТАНТ

ИЗЛОЖЕНИЕ

СОЧИНЕНИЕ

ДОПИШИТЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ…

и другие…

Личные окончания даны, верно записаны. Мы их видим и по окончаниям определяем спряжение.

Как определять спряжение, выполняя такие задания ?

узнаем далее…


Слайд 27
три СПОСОБА ОПРЕДЕЛЕНИЯ спряжения глаголов.


Слайд 28
Спряжение глаголов определяют:
-ут
-ют
-ат
-ят
1. По ударным окончаниям глаголов при спряжении.
2. По окончанию

3 ЛИЦА МНОЖЕСТВЕННОГО числа настоящего или будущего простого времени.

3. По НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ глагола.

глаголы
оканчиваются на

ить

Продолжение следует…


одинаково

ОНИ что делают? что сделают?

← в определении
спряжения
не помогает.


ОгО



ǀ спр.

ǁ спр.

ǀ спр.

ǁ спр.


Слайд 29
Как определить спряжение глаголов?
3. По НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ глагола.
- ать
глаголы
оканчиваются на
- ять
-

ить

- еть

- ыть

- оть

- уть

Продолжение…

(кроме брить стелить)

четыре глагола на ать

слышать

дышать

держать

гнать

семь глаголов на еть

зависеть

видеть

ненавидеть

смотреть

вертеть

обидеть

терпеть

Большинство глаголов на

брить стелить


Объединим наши знания по спряжению глаголов.

Переходим на следующий слайд.

ть

Определение спряжения глагола сразу по
неопределённой форме, может привести
к ошибкам.

кричать

неопр. ф. заканчивается на -ать

НО это ОШИБОЧНО!



ǁ спр.

ǀ спр.

ǁ спр.


Слайд 30
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
ǀ спряжение
ǁ спряжение
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
-ёшь
-ёт
-ём
-ёте
-ут
-ют


-ишь
-ит
-им
-ите
-ат
-ят


- ать
- ять
- еть
- ыть
-

оть

- уть

ть

- ить

брить стелить

и слышать

дышать

держать

гнать

зависеть

видеть

ненавидеть

а ещё смотреть

вертеть

и обидеть

и терпеть

1. По ударным окончаниям глаголов при спряжении.

2. По окончанию 3 ЛИЦА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА настоящего или будущего простого времени.

3. По НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ глагола.



Определить спряжение глагола можно :

ОНИ что делают? что сделают?

ǀ спряжение

ǁ спряжение

е\ё


Слайд 31
ОгО
глаголы-исключения
понимать и знать.
слышать
дышать
держать
гнать
зависеть
видеть
ненавидеть
смотреть
вертеть
обидеть
терпеть
Поставим все слова во 2-е лицо ед.ч.

и в 3-е лицо мн.ч. .

2-е лицо ед.ч.

3-е лицо мн.ч.

ты что делаешь?

они что делают?

гонишь

гонят

ǁ спр.

держишь

держат

дышишь

дышат

слышишь

слышат

зависишь

зависят

видишь

видят

ненавидишь

ненавидят

смотришь

смотрят

что значит глаголы-исключения?


Брить
стелить.

Оканчиваются на -ить
по правилу эти слова
должны относиться ко ǁ спр.

Но они
ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Они относятся к
ǀ спр.

Гнать, держать, дышать, слышать,
зависеть, видеть, ненавидеть,
смотреть, вертеть, обидеть, терпеть.

Оканчиваются на -ать - еть
по правилу эти слова
должны относиться к ǀ спр.

Но они
ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Они относятся ко
ǁ спр.

вертишь

вертят

обидишь

обидят

терпишь

терпят

стелить

брить

бреешь

бреют

стелешь

стелют

ǀ спр.


Слайд 32
слышать
дышать
держать
гнать
видеть
смотреть
вертеть
терпеть
Поставим образованные слова во 2-е лицо мн.ч.

и в 3-е лицо ед.ч. .

2-е лицо мн.ч.

3-е лицо ед.ч.

вы что сделаете?

догоните

догонит

ǁ спр.

задержите

задержит

подышите

подышит

услышите

услышит

увидите

увидит

посмотрите

посмотрит

завертите

завертит

перетерпите

перетерпит

стелить

брить

побреете

побреет

застелете

застелет

ǀ спр.

услышать

подышать

задержать

догнать

увидеть

посмотреть

завертеть

перетерпеть

застелить

побрить

ǁ спр.

ǀ спр.

1-е лицо мн.ч.

мы что сделаем?

догоним

задержим

подышим

услышим

увидим

посмотрим

завертим

перетерпим

побреем

застелем

Образуем от нескольких глаголов-исключений однокоренные слова с приставками

что делать?

что сделать?

ОгО

Поставим слова в 1-е лицо мн.ч. .


Слайд 33
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ спряжения глаголов.
Применяем на практике.


Слайд 34
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
1 попытка. По ударным окончаниям глаголов при

спряжении.

2 попытка. По окончанию 3 ЛИЦА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА настоящего или будущего простого времени..

3 попытка. По НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ глагола.

МОЖНО определить спряжение глаголов :

если говорить на «спортивном языке» выполнив три попытки.

Может первая попытка будет удачной.

Может понадобится две попытки.

Может нужно выполнить все три попытки.

Если безударное окончание
(?)

Переходим
к следующей попытке.

Если (?)

Переходим
к следующей попытке.

сократим запись.

по ударным □.

по □ 3 л. мн. ч.

ОгО


Слайд 35
1. По ударным □ .
2. По □ 3 л.

мн. ч.

3. По НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ глагола.

летать

1 попытка.

ǀ спр.

ǁ спр.

Определили с первой попытки.

думать

1 попытка.

окончание безударное (?)

2 попытка.

Безударное личное окончание
ясно произносится
можно определить спр.

Определили со второй попытки.

клеить

1 попытка.

окончание безударное (?)

2 попытка.

Безударное личное окончание ,
-ют или -ят (?)

3 попытка.

клеить

ǁ спр.

Определили с третьей попытки

Мы рассматриваем ТРИ попытки.

я

и

Значит
↙ напишем.

е


Слайд 36
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
1 попытка
2 попытка.
МОЖНО определить спряжение

глаголов :

выполнив две попытки↓

Может первая попытка будет удачной.

Может понадобится две попытки.

Если (окончание безударное).

Переходим
к следующей попытке.

по ударным □ .

по НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ глагола.

К определению спряжения глагола
по неопределённой форме глагола
обращаемся тогда,
когда окончание при спряжении БЕЗУДАРНОЕ.

подтвердим спр. по окончанию 3 л. мн. ч.

ОгО

Переходим на следующий слайд.


Слайд 37
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
1. по ударным □
2. по

НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ глагола.

Мы рассматриваем ДВЕ попытки.

подтвердим спр. по окончанию 3 л. мн. ч...

красить

1 попытка.

окончание безударное (?)

2 попытка.

красить

Оканчивается на - ить.

Определили со второй попытки.

пищать

1 попытка.

ǁ спр.

Определили с первой попытки.

подтвердим спр. по окончанию 3 л. мн. ч...

они красят

жить

1 попытка.

│ спр.

Определили с первой попытки.

ОгО

Если бы определяли спряжение глагола сразу по
неопределённой форме
допустили бы ошибку →


пищать

│ спр.

жить

ǁ спр.


ǁ спр.

ǁ спр.


Слайд 38
что делать?
сиять
сверкать
ǀ спр.
что делать?
шагать
идти
ǀ спр.
что сделать?
погасить
потушить
ǁ спр.
что делать?
мёрзнуть
зябнуть
ǀ спр.
что делать?
замечать
видеть
ǁ спр.
глагол
исключение
ǀ

спр.

ǀ спр.

ǁ спр.

ǀ спр.

ǀ спр.

что делать?

что делать?

что сделать?

что делать?

что делать?

Чтобы определить правильно спряжение
сначала всегда выполняем ПЕРВУЮ попытку.

думать

что делать?

ǀ спр.

молчать

что делать?

ǁ спр.

ударное
окончание

безударное
окончание




*****************************************************************************************

Спрягаем глагол,
изменяем окончание.

Проверяем ударное окончание
или безударное.

безударное
окончание

безударное
окончание

безударное
окончание

он идёт
ты идёшь

ударное
окончание

что делать?

болтать

говорить

ǁ спр.

ǀ спр.

что делать?

По окончанию
3 лица единственного числа
настоящего или
будущего простого времени.

По неопределённой форме.

СРАЗУ
по ударным окончаниям
глаголов при спряжении.

Подбираем к данным глаголам

БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ слова.

Определяем спряжение всех глаголов.

определяем спряжение
с первой попытки

определяем
с первой попытки










безударное
окончание

безударное
окончание

безударное
окончание

безударное
окончание

безударное
окончание

определяем
с первой попытки

безударное
окончание


ОгО

синонимы


Слайд 39Задания по определению спряжения МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ.
Сравним виды заданий.
ЗАДАНИЕ 1.


смотрит

вертят

метёт

думаем

Личные окончания даны, верно записаны. Нам нужно по окончаниям определить спряжение.

схватим

возят

чертишь

бегаете

-ит

-ят

-ёт

-ем

-им

-ят

носит

держим

красишь

поёт

ОгО

Мы даже не использовали
знания
об исключениях
из таблицы спряжения,
хотя нам встретились
эти глаголы – исключения.


ЗАДАНИЕ 2.

Бегаем, чистит, пишет, светят, мечтаешь, знают, плывём, сидите, стоишь.

ǀ спр.

ǁ спр.

е / ё

и

бегаем

чистит

пишет

светят

ат

ят

ут

ют

мечтаешь

знают

плывём

сидите

стоишь

Определить спряжение данных глаголов.

Распределить глаголы в два столбика – по спряжениям.

-ем

-ет

-ешь

-ют

-ём

-ит

-ят

-ите

-ишь

Надо внимательно прочитать задание и выбрать нужный способ определения спряжения.

ǁ спр.

ǀ спр.

ǀ спр.

ǁ спр.

-ишь

ǁ спр.

-ете

ǀ спр.

-ит

ǁ спр.

ǁ спр.

-им

ǁ спр.

-ишь

ǁ спр.

-ёт

ǀ спр.

ǁ спр.


Слайд 40
ЗАДАНИЕ 1.
тонуть
плыть
ставить
править
ǀ спр.
1 попытка.
окончание безударное (?)
2 попытка.
Безударное

личное окончание
ясно произносится.

1 попытка.

окончание ударное

ǀ спр.

1 попытка.

окончание безударное (?)

2 попытка.

Оканчивается на ить

ǁ спр.

1 попытка.

окончание безударное (?)

2 попытка.

Безударное личное окончание
-ят ясно произносится.

ǁ спр.

Определить спряжение данных глаголов.

ǀ спр.

Оканчивается на уть

Безударное личное окончание
-ят ясно произносится.

ǁ спр.

Оканчивается на ить

ǁ спр.

подтверждаем спр.


Слайд 41
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ↓
В русском языке есть РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ глаголы.
Глаголы ,

которые спрягаются по-разному.

хотеть

бежать

что делаю?

я

хочу

что делаешь?

ты

хочешь

что делает?

он

хочет

что делаем?

мы

хотим

что делаете?

вы

хотите

что делают?

они

хотят

ǀ спр.

ǁ спр.

что делаю?

я

бегу

что делаешь?

ты

бежишь

что делает?

он

бежит

что делаем?

мы

бежим

что делаете?

вы

бежите

что делают?

они

бегут

ǁ спр.

ǁ спр.

ǀ спр.

ОгО


Слайд 42
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.


Слайд 43

ОгО
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Мы

определяли спряжение глаголов.

У глаголов одного и того же СПРЯЖЕНИЯ ударные и безударные окончания ОДИНАКОВЫЕ.

1. По ударным □ .

2. По □ 3 л. мн. ч.

3. По НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ глагола.

ТЕМА:

Мы знаем…

по □ 3 л. мн. ч.

по НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ глагола.


Слайд 44
Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
ОгО
Способы

определения спряжения

Слайд 45что делать?

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Что

надо сделать чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

я строю

ты стро…шь

он стро…т

мы стро…м

вы стро…те

Чтобы правильно написать личное окончание глагола, нужно ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ.

Как определить спряжение?

НАМ ПОМОЖЕТ…

что делаешь?

строить

ǁ спр.

и

и

и

и

они стро…т

я

я читаю

ты чита…шь

он чита…т

мы чита…м

вы чита…те

они читают

Безударное личное окончание
ясно произносится
можно определить спр.

что делать?

что делаешь?

читать

ǀ спр.

е

е

е

е

Важно всё сделать чётко:
от постановки вопроса
до определения спряжения.

думать

что делать?

ǀ спр.

безударное
окончание



По окончанию
3 лица единственного числа
настоящего или
будущего простого времени.

По неопределённой форме.

ОгО


Слайд 46
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
что делать?

реша…шь

что делаешь?

решать

ǀ спр.

ВНИМАНИЕ!
Возможная ошибка!

что делать?

решить

что сделать?

Это неопределённая форма
глагола решишь

е

что делать?

встреча…м

что делаем?

встречать

ǀ спр.

е

что сделать?

встрет…те

что сделаете?

встретить

ǁ спр.

и

что делать?

запреща…т

что делает?

запрещать

ǀ спр.

е

что делать?

слыш…шь

что делаешь?

слышать

ǁ спр.

и

глагол
исключение

глаголы-исключения

ЗНАТЬ.

что делать?

спаса…м

что делаем?

спасать

ǀ спр.

е

что делать?

бре…шь

что делаешь?

брить

ǀ спр.

е

глагол
исключение

ОгО


Слайд 47
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
дыш……
что делать?
дышать
что

делаешь?

глагол
исключение

ǁ спр.

2-е лицо ед.ч.

шь

и

2-е ЛИЦО ед. ч.

мечта……

что делать?

мечтать

что делаешь?

ǀ спр.

2-е лицо ед.ч.

шь

е

подерж……

что сделать?

подержать

что сделаешь?

(однокоренное слово со словом держать)
глагол
исключение

ǁ спр.

2-е лицо ед.ч.

шь

и

наблюда……

что делать?

наблюдать

что делаешь?

ǀ спр.

2-е лицо ед.ч.

шь

е

скос……

что сделать?

скосить

что сделаешь?

ǁ спр.

2-е лицо ед.ч.

шь

и

посад……

что сделать?

посадить

что сделаешь?

ǁ спр.

2-е лицо ед.ч.

шь

и

светле……

что делать?

светлеть

что делаешь?

ǀ спр.

2-е лицо ед.ч.

шь

е

сажа……

что делать?

сажать

что делаешь?

ǀ спр.

2-е лицо ед.ч.

шь

е

молот……

что делать?

молотить

что делаешь?

ǁ спр.

2-е лицо ед.ч.

шь

и

ОгО

ǀ спр.

ǁ спр.

НАМ ПОМОЖЕТ…

е

и

-ЕШЬ
-ИШЬ

ТЫ


Слайд 48
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
2-е

ЛИЦО мн. ч.

закопа…те

что сделать?

закопать

что сделаете?

ǀ спр.

2е лицо мн.ч.

е

заброс…те

что сделать?

забросить

что сделаете?

ǁ спр.

2е лицо мн.ч.

и

обид…те

что сделать?

обидеть

что сделаете?

глагол
исключение

ǁ спр.

2-е лицо мн.ч.

и

обижа…те

что делать?

обижать

что делаете?

ǀ спр.

2-е лицо мн.ч.

е

!!! НЕ ПУТАТЬ
с глаголом исключением

зиму…те

что делать?

зимовать

что делаете?

ǀ спр.

2-е лицо мн.ч.

е

леч…те

что делать?

лечить

что делаете?

ǁ спр.

2е лицо мн.ч.

и

провод…те

что сделать?

проводить

что сделаете?

ǁ спр.

2е лицо мн.ч.

и

провожа…те

что делать?

провожать

что делаете?

ǀ спр.

2-е лицо мн.ч.

е

задыш…те

что сделать?

задышать

что сделаешь?

(однокоренное слово со словом дышать)
глагол
исключение

ǁ спр.

2-е лицо ед.ч.

и

излуча…те

что делать?

излучать

что делаете?

ǀ спр.

2-е лицо мн.ч.

е

ОгО

ǀ спр.

ǁ спр.

НАМ ПОМОЖЕТ…

е

и

ВЫ

обидеть


Слайд 49
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
3-е

ЛИЦО ед. ч.

слома…т

что сделать?

сломать

что сделает?

ǀ спр.

3е лицо ед.ч.

е

молв…т

что делать?

молвить

что делает?

ǁ спр.

3е лицо ед.ч.

и

подкорм…т

что сделать?

подкормить

что сделает?

ǁ спр.

3е лицо ед.ч.

и

напада…т

что делать?

нападать

что делает?

ǀ спр.

3е лицо ед.ч.

е

пообеща…т

что сделать?

пообещать

что сделает?

ǀ спр.

3е лицо ед.ч.

е

перегон…т

что сделать?

перегнать

что сделает?

(однокоренное слово со словом гнать)
глагол
исключение

ǁ спр.

3-е лицо ед.ч.

и

куса…т

что делать?

кусать

что делает?

ǀ спр.

3-е лицо ед.ч.

е

мысл…т

что делать?

мыслить

что делает?

ǁ спр.

3-е лицо ед.ч.

и

затян…т

что сделать?

затянуть

что сделает?

ǀ спр.

3-е лицо ед.ч.

е

заверт…т

что сделать?

завертеть

что сделает?

(однокоренное слово со словом вертеть)
глагол
исключение

ǁ спр.

3-е лицо ед.ч.

и

ОгО

ǀ спр.

ǁ спр.

НАМ ПОМОЖЕТ

е

и

он она оно


Слайд 50
3 способа определения СПРЯЖЕНИЯ глагола:
По УДАРНЫМ окончаниям
глагола при спряжении.

По окончанию


3 л. мн. ч..

По НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ
глагола.

К определению спряжения глагола по неопределённой форме можно обращаться тогда, когда по ударным окончаниям определить спр. не удалось.

При написании личных окончаний глаголов

вопросы, сомнения трудности вызывают ↓

1.

2.

3.


При определении спряжения
по неопределённой форме
НЕ забываем
глаголы исключения.

брить стелить

В этом случае
определяем спряжение ↓

2 и 3 способом.

ǀ спр.

ǁ спр.

ǀ спр.

ǁ спр.

-ут

-ют

-ат

-ят

ǁ спр.

-ить

ǀ спр.

ОгО

+ глаголы
исключения

Объединяем знания.


Слайд 51
-ТСЯ
-ТЬСЯ
- СЯ
Мы будем называть↴
- суффикс.


Слайд 52
- ся
СУФФИКС
-ТСЯ
Помогут вопросы
что делает? что делают? что сделает? что сделают?
-ТЬСЯ
что делать?

что сделать?

Правильно написать такие глаголы ПОМОГАЮТ ВОПРОСЫ.

занимат ?


Звуко – буквенная дорожка

з а н и м а т ь с я

[з]

[а]

[н᾽]

[а]

[м]

[ц]

О!

ВОПРОС

что делать?

так слышим

так пишем

Как напишем?

ь

[и]

[а]

Знаем, что будем
писать
-тся или -ться
[ца ] только слышим.

ся

занима ?т ?


Звуко – буквенная дорожка

з а н и м а е т с я

[з]

[а]

[н᾽]

[а]

[м]

[ц]

О!

ВОПРОС

что делает?

так слышим

так пишем

Как напишем?

[и]

[а]

Знаем, что будем
писать
-тся или -ться
[ца ] только слышим.

ся

Ь нет

Ь есть

Ь нет

Ь есть

[и]

что делать?

заниматься

ǀ спр.

е

О!

ся

Безударные личные окончания глаголов.

Ь нет

ОгО

он

он


Слайд 53












-ТСЯ
Слушай вопросы.
-ТЬСЯ
Правильно написать такие глаголы ПОМОГАЮТ ВОПРОСЫ.
Знаем, что будем писать-тся

или -ться
[ца ] только слышим.

что делает?

что делают?

что делать?

учит

учат

учить

ся

ся

ся

в вопросе нет Ь

нет Ь

в вопросе нет Ь

нет Ь

в вопросе есть Ь

есть Ь

↙ Продолжаем.

стучит

стучат

стучать

ся

ся

ся

огорчает

огорчают

огорчать

ся

ся

ся

светит

светят

светить

ся

ся

ся

радует

радуют

радовать

ся

ся

ся

что делает?

что делают?

что делать?

ОгО

Читаем ↓
как пишем.


Слайд 54
Правописание глаголов в прошедшем времени.


Слайд 55
Как отличить глагол в прошедшем времени

от глагола в настоящем и будущем времени.

МЫ ЗНАЕМ…

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы:

что делал? что сделал?

что делала? что сделала?

что делало? что сделало?

что делали? что сделали?

Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -Л:

формообразующий суффикс прошедшего времени.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени.

Глаголы в прошедшем времени изменяются ПО ЧИСЛАМ,
а в единственном числе ↓

мн.ч.

ед.ч.

светили

светил

светила

светило





Окончания глаголов прошедшего времени ↑


-нулевое



ОгО

Глаголы в прошедшем времени
по лицам НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ.

Я читал, ты читал, он читал.

ПО РОДАМ.


Слайд 56
ГЛАГОЛЫ в прошедшем времени, в единственном числе изменяются по

родам.







что делало?




что делал?
-нулевое



что делала?
- а




мужской род

шумел

ласкал

мужской род - м. р.

женский род

средний род

женский род - ж. р.

средний род - ср. р.

шумела

ласкала

шумело

ласкало

ветер

волна

море







он, мой м.р.

она, моя ж.р.

м.р.

ж.р.

ср.р.

Род глагола (в прош. вр., в ед. ч.) определяется по роду имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

оно, моё ср.р.

ОгО


Слайд 57
От глаголов в настоящем времени образуем глаголы в прошедшем времени:
прыгает
наст. вр.

прош. вр.

мн.ч.

ед.ч.

ж.р.

м.р.

ср.р.

прыгали

прыгал

прыгала

прыгало

сидит

сидели

сидел

сидела

сидело

белеет

белели

белел

белела

белело

говорит

говорили

говорил

говорила

говорило

ловит

ловили

ловил

ловила

ловило

играет

играли

играл

играла

играло

Не все глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -Л:

что делал?

нёс

сох

лёг

спас

м.р.

суффикс -л появляется в других формах прошедшего времени

что делала?

ж.р.

несла

сохла

легла

спасла

что делали?

мн.ч.

несли

сохли

легли

спасли


подсказка

вёз

везла

везли

что делает?

что делали?

что делал?

что делала?

что делало?

ОгО


Слайд 58подбежать

КАК УЗНАТЬ, КАКОЙ СУФФИКС ПИШЕТСЯ ПЕРЕД СУФФИКСОМ -Л
в глаголах

прошедшего времени?




подбежали

Пишется тот же суффикс ,
что и перед –ТЬ в неопределённой форме.

вид…ли

видеть

е

слыш…ли

слышать

а

та…ли

таять

я

ла…ли

лаять

я

брос…ли

бросить

и

нач…ли

начать

а

обид…ли

обидеть

е

ве…ли

веять

я

Образуем неопределённую форму от данных ГЛАГОЛОВ:

что делал?

грыз

м.р.

лез

вёз

прош. вр.

нет суффикса -Л:

что делать?

грызть


Звуко – буквеная дорожка

[ы]

[г]

[р]

[с᾿]

так слышим

так пишем

[т᾿]

проверочное слово

грызёт

лезть


Звуко – буквенная дорожка

[э]

[л᾿]

[с᾿]

так слышим

так пишем

[т᾿]

проверочное слово

лезут

везти


Звуко – буквенная дорожка

[э]

[в᾿]

[с᾿]

так слышим

так пишем

[т᾿]

проверочное слово

везут

[и]

так пишем

ОгО

'


Слайд 59







ОгО

Образуйте глаголы прошедшего времени :
неопр. ф. гл.
рыбачить
зависеть
растаять
услышать
почуять
залаять
верить
посеять
- рыбачил
прош.

вр.

- зависел

- растаял

- услышал

- почуяла

- залаяла

- верили

- посеяли

Запишите ответы глаголами↓

прош. вр.

мн. ч.

Возводить здание.

Проливать слёзы.

Приступить к какому – либо действию.

Сыпать семена в почву.

Скреплять клеем.

Нежить, холить
и заботливо ухаживать.

строить

-строили

Что делать?

плакать

-плакали

Что делать?

Что сделать?

начать

-начали

сеять

-сеяли

Что делать?

клеить

-клеили

Что делать?

лелеять

-лелеяли

Что делать?

Запишите словосочетания с глаголами в прошедшем времени :

Река, облако, ребёнок, дети.

бежать

Река

она

что делала?

бежала

,

облако

оно

что делало?

бежало

,

ребёнок

он

что делал?

бежал

,

дети

они

что делали?

бежали

.

Каша, борщ, вареники, варенье.

кипеть

Каша

она

что делала?

кипела

,

борщ

он

что делал?

кипел

,

вареники

они

что делали?

кипели

,

варенье

оно

что делало?

кипело

.

Ваш ответ.

Проверяем.

ЧТО ДЕЛАЛ?

ЧТО ДЕЛАЛА?

ЧТО ДЕЛАЛИ?


Слайд 60Переходим на следующую ступень…
Спасибо!


Слайд 61Догоняй


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика