Слайд 1Золотые страницы Гжельской керамики
Выполнено: Артемьева Ксения,
Янак Алина, Забавина Елена
9«В» класс
МОУ СОШ № 22
Слайд 2Цель.
Познакомиться с особенностями промысла – Гжельская керамика.
Слайд 3У истоков промысла
Гжель - местность, расположенная на юго-востоке Московской области, включающая
несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду. Так основная деятельность местного населения и дала название региону. Сегодня фабрика «Объединение Гжель» - традиционный народный художественный промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свои современные художественно-стилевые особенности, свою художественную школу.
Слайд 4Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое
появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э. С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. С 1339 года, момента первого документального свидетельства в духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты, Гжель фигурирует как центр керамического производства в России, поставщик Царева Двора богатый высококачественным сырьем – глинами и профессиональными мастерами.
Слайд 5
Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых
технологий, форм, декора. До 14 века Гжель производила гончарную посуду, в 17 веке – «чернолощеную» керамику, «муравленую» посуду.
Слайд 6
В 18 веке к Гжели приходит слава крупного гончарного района, производящего
художественную майолику. В начале 19 века в результате экспериментальных работ по созданию фарфора был получен так называемый «полуфаянс», роспись которого выполнялась синей смальтовой краской.
Примечание:
Майолика - Изделия с цветным пористым черепком, покрытые белой эмалью, на которую до или после обжига наносится роспись жидкими либо густыми эмалевыми красками. Под этим понятием подразумевается и керамика с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.
Слайд 7Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро
вырождалось и на рубеже 19-20 веков пришло к полному забвению. Своим новым рождением в 1940-х годах Гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой и местным мастерицам Т. С. Дунашовой, Т.С. Ереминой и др. При разработке нового, современного стиля в фарфоре за идею был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью, существовавший в начале 19 века на изделиях из полуфаянса, но используется иной современный материал- фарфор, а так же новые керамические краски - высокотемпературный подглазурный кобальт.
Слайд 82. Технология производства
По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных
станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий.
Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.
Слайд 9
1806 год – освоен выпуск
фарфора. Какой бы материал не использовали Гжельцы, образное содержание, композиционные приемы, художественно-стилевые особенности были типичны только для данного региона. Появившийся в начале 19 века фарфор отличается яркой многоцветной росписью с использованием золота, люстровых красок.
Слайд 10 Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых
формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.
Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
Слайд 11 Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта.
Традиционная
роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.
Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.
Техники росписи:
1. Подглазурная роспись кобальтом.
2. Подглазурная роспись кобальтом, золото.
3. Надглазурная роспись, золото.
4. Глухой кобальт, надглазурная роспись цветными красками, золото.
Слайд 16Выводы
Гжель – один из крупнейших керамических центров русской культуры. До сегодняшнего
времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу, известному с 14 века.
Слайд 17Ресурсы:
Сайт: www. russia.rin.ru
Алексахин, Н.Н. Волшебная глина / Н. Н. Алексахин -
М. : Изд . Агар, 2001 – 34 с.
2. Максимов, Ю. В. У истоков мастерства / Ю. В. Максимов – М. : Просвещение, 1983. 42-43, 65-67, 56 с.