Промыслы для туризма или туризм для промыслов? презентация

Содержание

Киселева Дина Ахметжановна Доктор исторических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корр. РАЕН. Специалист по проблемам этнополитики, этнокультурного развития России, межнациональных отношений. Зав. каф. общественных наук Института

Слайд 1Промыслы для туризма или туризм для промыслов?



Слайд 2Киселева Дина Ахметжановна
Доктор исторических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования

РФ, член-корр. РАЕН.
Специалист по проблемам этнополитики, этнокультурного развития России, межнациональных отношений.
Зав. каф. общественных наук Института туризма и гостеприимства (филиал) (г. Москва) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».
Автор более 230 научных и научно-методических трудов , в т.ч. более 15 монографий. Труды изданы в РФ, Великобритании, Германии, Казахстане, Монголии, США, Франции, Японии.


Слайд 3Народы России и ближнего зарубежья


Слайд 4Человек – не средство, а ЦЕЛЬ модернизации


Слайд 5Представления о туризме


Слайд 6Этнокультурное богатство – ресурс консолидации общества
Культурное богатство народов России может и

должно стать действенной силой модернизации, гражданской консолидации общества и укрепления патриотизма. Внутренний туризм – один из оптимальных инструментов решения данной задачи. Главное – ГУМАНИЗАЦИЯ условий жизни и самого человека
Некоторые принципиальные условия:
- преодоление невежества молодежи и других социально-демографических групп в этнокультурной сфере,
- стимулирование представителей туристской отрасли к развитию этнокультурного туризма,
- поощрение россиян к развитию внутри- и межрегиональных туристских практик.


Слайд 7 Структура внутреннего российского туристского потока [А.Н. Маковоз, зам. нач. Управления развития

внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму. http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140919/ (дата обращения: 31.10.2012)]

Слайд 8 НХП Подмосковья (по данным Минкультуры области, 2012)


Слайд 9Концепция развития туризма в Московской области до 2020 г.:
жостовская роспись. Центр

промысла – д. Жостово Мытищинского района;
художественная обработка дерева. Центры промысла – г. Сергиев Посад, с. Богородское и г. Хотьково Сергиево-Посадского района;
художественные лаки. Центр промысла – с. Федоскино Мытищинского района;
художественная керамика. Центры промысла – пос. Вербилки Талдомского района (фарфоровый завод), «Гжельский куст» в Раменском районе (керамическое производство);
платочное производство. Центр промысла – г. Павловский Посад.
Среди перспективных видов туризма промыслы находятся в культурном (ярмарочный, событийный).
В отношении НХП предлагается их «максимально широкое использование в культурном туризме, в предприятиях торговли и питания». В каталоге маршрутов Министерства физкультуры, спорта, туризма и работы с молодежью области (сайт министерства) – упоминание 12 мест, связанных с НХП.


Слайд 10Поощрение россиян
76% россиян проводят досуг у ТВ и радио, 75% -

занимаются домашним хозяйством, около половины читают, встречаются с друзьями или просто отдыхают, треть бывает на природе, слушает музыку или смотрит видео. В остальные виды активности на досуге включены не более 20% населения, причем главным образом весь досуг связан с пребыванием дома. Т.е. в целом россияне включены в те формы досуга, которые не связаны с внутренним саморазвитием и с тратой финансовых ресурсов. При растущем запросе на разнообразие и активные формы досуга само распространение таких форм и их масштабы не постоянны и не широки по охвату.
(Готово ли российское общество к модернизации. Аналитический доклад Института социологии РАН совместно с Представительством Фонда. Ф. Эберта в РФ. М., 2010. С.43-44)

Слайд 11Реальные предпочтения и возможности
Установка на выстраивание интерактивных связей, развитие отношений кооперирования

и коммуникативные взаимодействия (готовность к участию в решении общих дел, толерантность, умение приспосабливаться) не имеют приоритетной значимости.
Культурно-историческая самобытность России большинством населения воспринимается не как проклятие, что нам навязывалось в 1990-е годы, а как непреходящая базовая ценность.
Именно это должно стать брендом, лозунгом, основной идеей для развития внутреннего туризма.


Слайд 12ПРЕОДОЛЕТЬ НЕВЕЖЕСТВО И ПРЕДРАССУДКИ
Этнокультурное просвещение и образование для молодежи (курс «Народы

России» введен в РГУТиС по инициативе ректора проф. А.А. Федулина)
Взаимный обмен выставками, фестивалями этнокультур, ярмарками ремесел и пр. между регионами РФ
Обучение основам этнокультурной грамотности и межэтнического общения педагогов, госслужащих, работников туристской индустрии, социальных работников и др.
Расширение социальной и иной рекламы с привлечением узнаваемых, авторитетных лиц для представления брендов, товаров, территорий, услуг, традиций своего и других народов разных регионов
Поощрение СМИ, практикующих демонстрацию позитивных межкультурных взаимодействий в труде, искусстве, спорте, досуге и т.д.





Слайд 13Этнокультурный туризм
турист
Чувство приобщения к культуре, которая воспринимается как безусловная ценность


Культурная программа

нередко является дополнительной (на курорте, в деловом и академическом туризме)

Важно(!) доверие к гиду , выполняющему эстетическую функцию и функцию отбора достойных внимания объектов


Слайд 14Эффективно и ответственно учитывать
Историческое наследие места

Неравномерность развития регионов

Важность гражданского воспитания, социально-психологической

и культурной адаптации разных групп к динамике развития

Требование сохранить единство и целостность России, гармонизировать отношения между стратами и структурами

Незримое противопоставление центра и провинций


Слайд 15Предложения туристских услуг должны учитывать
Социально-демографические группы


Возраст
Образование
Степень мобильности
Традиционалисты и модернисты
Семьи
Инициативные группы


Запросы
Саморазвитие
Праздник
Развлечение
Релаксация
Оздоровление
Приоритетные


ценности
Трудолюбие
Честность
Профессионализм
Семья

Слайд 16Развитие туризма
Поощрение межрегионального сотрудничества представителей турфирм на договорной основе
Поощрение турфирм, предоставляющих

специальные пакеты услуг семьям, молодежи, инвалидам, пенсионерам
Межрегиональные конкурсы на лучший маршрут для туристов из культурно различных (и близких) регионов (с.Посад – столица игрушки России)
Паспортизация НХП и их ежегодный мониторинг
Предоставление лучшим турфирмам, экскурсоводам и т.д. лучшего рекламного места в населенном пункте, печати, времени на ТВ и радио
Визуализация пространства (брэнд и «узнаваемое лицо»; «музыкальные обои»
Предоставление лучшим туристским структурам преимущественного права на использование наиболее оптимального по цене и качеству набора услуг транспортных компаний, гостиниц, посещения их клиентами выставок, премьерных показов и т.п.

Слайд 17Поощрение россиян
Учитывать возраст и образование, степень мобильности, традиционалистские или модернистские интересы

и пр., давать возможности для каждой реализовать запросы в саморазвитии, развлечении, релаксации, оздоровлении.
Бонусные комплекты и единые билеты межрегионального обмена для разных социальных групп
Предоставление льгот и скидок на транспорте, в приобретении турпутевок, при посещении мероприятий семьям, молодежи, инвалидам,
Поддержка в СМИ и Интернете: постоянная рубрика, передача с выступлениями жителей региона – активных участников внутреннего туризма, в т.ч. самодеятельного
Конкурсы, в т.ч. межрегиональные, фотографий, видео, рассказов активных участников внутреннего туризма


Слайд 18Некоторые варианты
Местные, межобластные и межрегиональные конкурсы турфирм и экскурсоводов на лучший

продукт для внутреннего туризма (по категориям туристов, видам услуг и пр.) с бонусами лучшим:


лучшее рекламное место на территории населенного пункта
регулярное предоставление бесплатного эфира (ТВ, радио) в лучшее время для презентации туристских услуг
льготные условия по размещению и поездкам туристов для фирмы-победителя
учреждение номинации «Экскурсовод года», «Маршрут года»
перекрестные мероприятия по туризму между разными регионами на основе договоров о комплексном сотрудничестве

Формирование пакетов туристских услуг для учащейся молодежи, пенсионеров, многодетных семей, инвалидов с поощрением занимающихся данной деятельностью структур


льготные цены на поездки и гостиничное обслуживание
привлечение меценатов
поощрение транспортных и сервисных предприятий
межрегиональные обмены социально ориентированными выставками и маршрутами
постоянные рубрики в местных СМИ о туризме по России (авторы – туристы, гиды, журналисты и пр.)


Слайд 19Привлечение потребителя

Молодежь
привлечение корреспондентов из социальных сетей и чатов
конкурсы на лучший репортаж,

фото- и видеоальбом и т.п. о путешествии по стране
встречи с путешественниками


Пенсионеры
единый билет на посещение ряда музеев, выставок, усадеб и пр.
публикации заядлых туристов и краеведов о любимых маршрутах
встречи с молодежью


Семьи
единый билет на межрегиональные посещения музеев, выставок, фестивалей и пр.
выставки семейных фотографий и публикации репортажей о поездках по стране
семейные обмены


Слайд 20Привлечение молодежи
Целенаправленная, массированная, методичная и наступательная информационная экспансия,
Лоббирование привлекательных для

молодежи знаний о регионах России через популярные социальные сети, музыкальные, игровые и спортивные объединения. Практическое участие в разработке маршрутов и экскурсий на конкурсной основе с адекватными мерами поощрения.
Средства: периодические издания, ТВ и радио (постоянная рубрика), межрегиональные обмены, Twitter, Facebook, В контакте и пр., сайты молодежных клубов и организаций и т.п., встречи с представителями этнокультурных организаций, путешественниками, энтузиастами.
Именно внутрироссийские формы досуга способны реализовать особо важные для россиян ценности приватного мира и душевной гармонии, комплиментарного общения


Слайд 21Нужны паспортизация и ежегодный мониторинг состояния НХП


Слайд 22Индикаторы классности НХП
1. История промысла («длинная» или «короткая»), подтверждаемая научными исследованиями

и сохранившимися артефактами, преемственностью технологических основ и художественного достоинства.
2. Наличие и состояние комплекса научно-исследовательской базы по данному промыслу, которые зафиксированы в доступных источниках, документах, коллекциях и пр.
3. Наличие предприятия и масштаб производства.
4. Факт оказания государственной или иной значимой поддержки в период существования промысла и в настоящее время.
5. Устойчивость бренда НХП, связанного с конкретной этнической культурой, регионом или страной в целом.
6. Наличие сети магазинов, ее территориальная распространенность.


Слайд 23Индикаторы классности НХП
7. Функционирование музея НХП, масштабы и характер музейно-выставочной деятельности.
8.

Наличие и состояние учебного заведения и системы повышения квалификации кадров, в т.ч. мастер-классов.
9. Системность, уровень и качество проведения экскурсий, фестивалей, ярмарок, этнокультурных праздников на базе НХП.
10. Состояние информационно-коммуникативной и рекламной поддержки НХП.
11. Состояние инфраструктуры (дороги - включая дорожные указатели и автозаправки, доступный транспорт, общепит, гостиницы и пр.).
12. Масштабы и перспективы туристической привлекательности НХП.


Слайд 24Типы НХП по актуальному состоянию
Погибающие промыслы
Требующие поддержки
Процветающие промыслы
Функционирующие
без выраженной динамики


в своем развитии







Слайд 25 Широкое привлечение специалистов (пример – проект «Деревни мастеров». Автор –к.и.н., доц.,

член Союза художников РФ В.Б. Ключикова. Получено авторское свидетельство (5.07.2012)

Слайд 26Некоторые предложения
Составление справочника-путеводителя о НХП области, обучение экскурсоводов и музейных работников

с механизмами поощрения спецпрограмм для туристов по центрам НХП

Проводить регулярный фестиваль «Игрушка в культуре России» с приглашением представителей разных республик

Разработать механизмы взаимной ответственности и поощрения ведомств, предприятий и турбизнеса за совместную деятельность в этом направлении

Включить в обязательную отчетность турфирм конкретные показатели развития внутриобластных и межрегиональных туристических практик

Разработка маршрутов и экскурсий для разных групп потребителей, виртуальный музей, участие в местных СМИ по истории и культуре регионов (перекрестные публикации)


Слайд 27Административный ресурс
Судя по информации на сайтах министерств Московской области:
«Информация об

итогах социально-экономического развития Московской области в 2012 году и основных задачах на 2013 год в сфере культуры» Министерства культуры области не содержит конкретных предложений по поводу поддержки НХП.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2018 ГОДЫ» не содержит конкретных предложений по развитию туризма в центры НХП.
Нет примеров взаимодействия двух министерств в этой сфере.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика