Слайд 1Опыт работы по нравственно- патриотическому воспитанию:
« Малая Родина- твоё начало»
Автор: воспитатель
Мирсаяпова Марина Васильевна МКДОУ д/с № 1 К.В. « Светлячок»
2014 год
Слайд 2Актуальность темы
В последнее время чувство патриотизма приобретает всё большее общественное
значение и становиться задачей государственной важности. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности.
Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства – к своей семье, дому, детскому саду, своей улице, своему посёлку, к тому, что значимо и понятно - с любви к его малой Родине.
Слайд 3Основные законодательные
и нормативно-правовые документы
Закон об Образовании
Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федерации
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г. »
ФГОС дошкольного образования
Слайд 4Цель работы:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному
наследию своего народа, создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Слайд 5Задачи:
Расширять представления детей о семье, детском саде, родном городе.
Воспитывать
любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу.
Побуждать детей к выполнению общественно – значимых, добрых дел для семьи, детского сада, города.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Привлекать родителей к совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада по ознакомлению дошкольников с малой Родиной.
Развивать духовно-нравственный потенциал педагогов посредством повышения уровня самообразования в области патриотического воспитания.
Слайд 6Направления работы
Создание развивающей предметно- пространственной среды в детском саду, способствующей
воспитанию гражданина, патриота
Привлечение родителей к воспитательно– образовательному процессу через различные формы
Разработка методического инструментария по ознакомлению дошкольников с малой Родиной
Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства в процессе реализации системы работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной
Слайд 7Принципы работы:
системного и организованного подхода;
индивидуального и дифференцированного
подхода;
учета региональных условий;
активности и действенности;
интегрированного подхода к обучению;
Слайд 8Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства
Анкетирование
«Роль педагога в ознакомлении дошкольников
с малой Родиной
Консультирование
«Прошлое и настоящее моего города»
Семинар постоянно действующий по теме:
«Изучение нормативных и законодательных документов
Наглядная информация
Стенд «Для вас педагоги»,
Выставки методической и энциклопедической литературы,
Педагогический совет по теме:
«Система работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной»
Открытые показы
Мастер- класс
Выставки
выставки методической и педагогической литературы, фотовыставки .
Слайд 9Развивающая среда
Уголок патриотического воспитания: фотоальбомы, дидактические игры, государственная и олимпийская
символика,
Книжный уголок : подборка художественных произведений, пословиц, поговорок, иллюстраций
Уголок изобразительного творчества: расходные материалы, образцы рисунков, декоративных росписей, фотографии, народные игрушки
Игровая зона: атрибуты для с/р игр «Семья», «Детский сад», профессии, игры со строительным материалом, дидактические игры.
Слайд 10 Организация воспитательно– образовательной работы с детьми
Непосредственно- образовательная деятельность
Познавательно
развитие,
Развитие речи,
Рисование
Лепка
Аппликация
Музыка
Физическое развитие
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Наблюдения
игры
Чтение художественной литературы
Рассматривание фотографий, иллюстраций
Ситуативные беседы,
Обсуждение праздников, мультфильмов,
Проектная деятельность
Самостоятельная деятельность детей
Игры
Деятельность в уголках творчества
Культурно – досуговая деятельность
Сезонные праздники
Театральные представления
Общественно – значимые праздники
Досуги, развлечения
Слайд 11Работа с родителями
Анкетирование
«Отношение родителей к вопросам патриотического воспитания в
д/с»,
«Результативность взаимодействия детского сада и семьи»
Консультирование
«Наш дом – наша крепость»; «Куда пойти с ребёнком»; «Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине»; «Интересные места в нашем города.»
Наглядная информация
Ширмы-передвижки «Люби и знай свой край родной»;
Фотостенд «Хорошо у нас в саду»;
Родительские собрания
«Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе проектной деятельности»
Выставки
Рисунков «Портрет мамы»; поделок «Из природного материала»; «Новогодних игрушек»
Праздники и развлечения
«День знаний»., «День города Сатки», концерт посвящённый Дню матери; «8 Марта», «День защитника Отечества»; Праздничный концерт, посвящённый 9 Мая
Проектная деятельность
«Вместе мы по городу идём», «Любимый уголок Сатки», «Пока мы помним - мы живём,; «Все профессии нужны»
Другая деятельность
Субботники; изготовление атрибутов для игр, праздничных мероприятия, фотоальбомов, стенгазет.
Слайд 12Предполагаемые результаты:
Дошкольник знает свое имя, фамилию, день рождения, имена родителей, адрес;
Дошкольники называют достопримечательности города;
Перечисляют представителей растительного и животного мира, способы защиты и охраны природы от губительного влияния человеческого фактора;
Ориентируются по карте; узнают на открытках знакомые места и памятники, могут рассказать о них;
Знают и называют основные предприятия города, и профессии людей, называя основные трудовые действия, знает кем и где работают члены семьи;
Реализуют полученные знания в повседневной жизни и в продуктивной деятельности;
Испытывают чувство гордости за свою семью, город;
Уважают труд взрослых, помогают старшим и сверстникам;
Слайд 13Перспективы в работе:
Пополнять картотеку конспектов НОД по краеведению;
Продолжать пополнять в
ДОУ музей «Моя малая родина –город Сатка»;
Разработка анкет для родителей;
Пополнение и изготовление дидактических игр; Привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок, организации музея;
Постоянно пополнять уголки по краеведению в группах;
Вести семинары по повышению профессиональной компетентности воспитателей по вопросу патриотического воспитания.
Слайд 14Планирование работы с детьми на 2014 – 2015 учебный год
Слайд 17Результативность работы
Разработан и систематизирован методический инструментарий:
перспективный план работы с
детьми по ознакомлению дошкольников с малой Родиной
конспекты занятий
сценарии праздников, развлечений, досугов
По результатам внутреннего мониторинга более 90 % детей имеют средний и высокий уровень усвоения программного материала по данной теме.
Установлена взаимосвязь с родителями.
Подобран консультационный материал для родителей.
Оформлен наглядный материал: стенгазеты, фотоальбомы, презентации.
По результатам социологического опроса 80% родителей удовлетворены работой детского сада.
Создана оптимальная развивающая предметно-пространственная среда для ознакомления дошкольников с малой Родиной.
Педагогами детского сада накоплен:
опыт работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной;
консультационный материал;
проектные работы.