Слайд 1МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
«Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности». В. Сухомлинский
Учитель математики МКОУ СОШ№4 с.Золотаревка Касмынина А.Ф.
Слайд 2Одной из возможностей развития логического мышления являются математические игры
В играх
ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал, то есть способствует развитию как мышления в целом, так и логического мышления в частности
Слайд 3Из опыта по организации математических игр
"Человек играет только тогда, когда
он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является настоящим человеком, когда он играет" (Шиллер). "Человек должен выбирать: быть ничем или играть, что он и делает" (Сартр).
Слайд 4Игра – путь к познанию самого себя
Удивление, окрылённость, азарт, любопытство в
глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и не возможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный сообразительный – вот что можно видеть во время математической игры на уроке.
Слайд 5Игра как форма организации урока
Обучающие игры выполняют три основные функции:
1.Инструментальная:
формирование определенных навыков и умений.
2.Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся.
3.Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в дидактических, последняя – в ролевых играх.
Слайд 6Этапы обучающей игры
Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
1. Создание игровой
атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников.
2. Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них.
3. Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача.
4. Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).
Слайд 7Разновидности обучающих игр
имитационные игры используются при формировании определенных навыков;
- сюжетно-ролевые. В
их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет (играет) определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры;
- инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.
Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес, помогает им усваивать учебный материал и сознательная цель - сосредоточить внимание выделяется для детей легче всего в игре.
Слайд 8Также можно выделить следующие виды игр
1) игры-путешествия, которые призваны усиливать
впечатления, обращать внимание детей на то, что находится рядом, окружает их. Это вид игр очень часто используется учителями-практиками на уроках математики, педагоги предлагают детям совершить какое-либо математическое путешествие в страну чисел, примеров, задач и т.п.;
2) игры – поручения, которые проще по содержанию, а по продолжительности короче, однако они учат детей наблюдательности и самоконтролю.
Этот вид дидактической игры может быть использован на уроках математики, например, при индивидуальном выполнении какого-либо задания;
3) игры-предположения («Что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления и последующего действия.
Такие игры требуют от детей сообразительности, наблюдательности, внимания, хорошо развитого логического мышления. Игры-предположения очень часто помогают учителю на уроках математики создать проблемную ситуацию и сформулировать цель урока;
4) игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний и находчивости детей. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать и делать выводы.
5) игры-беседы. В их основе - общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных, мыслительных и познавательных процессов.
Слайд 9Математическая игра на уроке.
Простейшие математические игры часто используют как задачи, в
которых нужно найти выигрышную стратегию, либо одно положение перевести в другое. Иногда задачи бывают весьма простыми, когда они решаются известными методами, такими как инвариант и раскраска, но есть и весьма простые, но до сих пор неразрешённые задачи, связанные с математическими играми. Сущность математической игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость.
Слайд 10Примеры математических игр
Математическая карусель - командное соревнование в решении задач. Всем
командам, участвующим в карусели, предлагается в строго определенном порядке (одинаковом для всех команд) один и тот же набор задач, к которым достаточно указывать верные ответы.
Математический бой - соревнование двух команд в решении математических задач. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. При решении задач команда может использовать любую литературу, но не имеет права общаться по поводу решения этих задач ни с кем, кроме членов жюри. По истечении отведенного времени начинается собственно бой, когда команды рассказывают друг другу решения задач в соответствии с данными правилами.
Слайд 11Математические игры
Сим — топологическая игра, заключающаяся в том, что игроки (обычно
двое) по определённым правилам рисуют линии на бумаге.
Ним — математическая игра, в которой два игрока по очереди берут предметы, разложенные на несколько кучек. За один ход может быть взято любое количество предметов (большее нуля) из одной кучки. Выигрывает игрок, взявший последний предмет
Игра в 15, или такен
Игра «Математическое лото»
Магический квадрат.
Математическая эстафета
Вычерчивание фигур одним росчерком
Слайд 12Методические требования к проведению урока – игры.
При организации уроков - игр
с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики:
Цель игры, количество играющих, какие материалы понадобятся для игры, правила игры, время игры, наблюдение за учениками и их интересом к игре, выводы .
Слайд 13Математические развлечения
Всевозможные головоломки, хитрые задачи, задачи-шутки, а также разные психологические тесты,
с помощью которых можно проверить свою сообразительность. Пример такой задачи: «Как сделать из трех спичек «четыре», не ломая при этом ни одной?». Не правда ли, ответ: «Сложить из имеющихся спичек цифру «четыре» — не сразу приходит в голову?
Слайд 14Ребусы
Арифметические ребусы,
Ребусы с ключевыми словами,
Ребусы с квадратиками,
Цифровые ребусы
Слайд 15Головоломки
Игровые головоломки
Числовые головоломки
Головоломки со спичками
Парангон
Слайд 16ВЫВОД
Математические игры и развлечения дают возможность ученикам проявить себя, свои способности,
проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме.
Значит: игра – дело серьёзное.