Слайд 1Использование изотерапии на коллективных занятиях по рисованию с детьми с нарушением
речи. (старшая группа)
2010 год.
Слайд 2Результат вводного обследования детей
(диагностика Комаровой Т.)
Слайд 3
ЦЕЛЬ: Помочь детям с нарушением речи через изодеятельность решить проблемы, связанные
с нарушением познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, сенсорики, моторики.
ЗАДАЧИ: Образовательные:
Совершенствовать технические умения и навыки;
Учить детей разной технике изображения предметов и явлений.
Развивающие:
Развивать содержательность и связность речи, упражнять в правильном использовании грамматических форм языка, точно выражать свои мысли и чувства;
Развивать познавательные процессы, образное мышление, предпосылки словесно-логического мышления, любознательность, наблюдательность;
Развивать фантазию, творчество, воображение;
Развивать мелкую моторику и тактильное восприятие;
Формировать навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
Формировать предпосылки для развития коммуникативных и социальных навыков в процессе коллективной деятельности;
Формировать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на предметы и явления окружающего мира, продукты изобразительной деятельности.
Слайд 4Перспективный план коллективных занятий на год :
Слайд 6Перспективный план коллективных занятий по рисованию на I квартал
Слайд 7Принципы построения и проведения занятий.
Принцип систематичности и последовательности;
От простого к сложному
;
Оптимальное соотношение известного и неизвестного;
Принцип интереса (построение работы с опорой на интересы отдельных детей и группы детей в целом );
Использование музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств ;
Не применять негативных оценочных суждений ;
Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей с ОНР(недостаточные объем сведений об окружающем и концентрации внимания; эмоциональная незрелость ;замкнутость ,тревожность) и психофизиологические недостатки (ограниченный объем движений общей моторики ,ослабленный мышечный тонус мелкой моторики , дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового внимания , восприятия и памяти );
Принцип индивидуализации ,построенный на учете индивидуально –личностных особенностей детей с ОНР: темперамент ,характер ,интересы и др. Данный принцип реализуется через рисование по замыслу , свободный выбор изобразительных материалов и техники изображения .;
Принцип связи речи с психологическими процессами.
Слайд 8Структура проведения занятия
приветствие
психогимнастика
Дыхательная гимнастика
Мотивация, использование персонажа
Объяснение, показ
Коллективная работа
Активное экспериментирование
Динамические упражнения для
расслабления различных групп мышц
Пальчиковая гимнастика
Музыкальное сопровождение
Индивидуальная работа
Анализ детской работы
эмоциональная поддержка продукта детской деятельности
Психофизическая разгрузка
(упражнения на релаксацию)
Слайд 9План занятия по рисованию на тему :
« Что такое лето ?»
Предварительная
работа: наблюдение на прогулке за природой ; экскурсия в ближайший парк ; рассматривание иллюстраций ; разучивание стихов о лете ; оформление фотогалереи . «Вот оно какое наше лето»; тонирование листа бумаги .
Задачи :
Образовательные : Учить отражать свои впечатления о лете в рисунке . Учить передавать форму предметов их строение и соотношение по величине . Закреплять умение рисовать различными изобразительными материалами .
Развивающие : Развивать композиционные умения , мелкую моторику рук , творческое воображение .
Воспитательные : Вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии образов. Формировать навыки коллективной работы.
Материал : Длинное полотно тонированной бумаги ( обои) , отдельные листы разных размеров, гуашь, фломастеры, восковые мелки, кисточки, салфетки, ножницы, музыкальное сопровождение: грамзапись «Вот оно какое наше лето»
Проведение занятия:
Настрой: Психогимнастика «Ласковое солнышко»
Вводная часть: Беседа о том, что делали летом, чем занимались ; пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Основная часть: Рисование детьми элементов общей работы под музыку из м/ф «Дед Мороз и лето»;
индивидуальная работа , динамическая пауза «Угадайте, где мы были», вырезывание элементов работы и расположение их на общем листе.
Заключительная часть: Анализ (отметить правильность расположения элементов, яркость красок, настроение);
предложить продолжить работу над картиной ещё некоторое время для дальнейшего её пополнения (рисование ягод пальчиками, грибов -обрывками цветного скотча, наклеивание листочков, травинок, вспомнить и почитать стихи о лете).
Слайд 10Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики.
Слайд 11Пальчиковая гимнастика
(автор Нищева Н.В.; журнал «Воспитание и обучение 2008 г.»)
Слайд 12Психогимнастика
(автор Пожиленко Е.А.)
Слайд 13Динамические паузы
(автор Нищева Н.В., Громова О.Е.)
Слайд 14Предметно- развивающая среда
Фланелеграф, мольберт, коврограф
Фигурки людей, животных, транспорта, птиц, сказочных персонажей
Алгоритмы
последовательного изображения объектов,
предметов, человека
Экран для пальчикового театра теней
коврики с пуговицами, кнопками, липучками
Трафареты, штампики, свечи, поролон, кисти
Восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши
Гуашь, краски, акварель
Листы бумаги различного формата
Д/и «Живые фигурки», «Составь человека», «На что это похоже?»
Магнитофон, записи классической музыки и легкой музыки, звуков живой природы
Тематические альбомы
Рисунки детей для рассматривания
Образцы народно- прикладного искусства
Заготовки с частичным показом
Слайд 17Список литературы :
Маргарита Шевченко « Я рисую успех и здоровье. Арт–терапия
для всех» .СПб.: Питер ,2007г.
Учебное пособие «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» под редакцией Н. В. Сократова. Творческий центр М. 2005 г.
Методическая газета для педагогов –психологов №3,9,10,14 2006г.
Журнал « Обруч» №2 2006г.
Журнал «Логопед в детском саду» № 6 2009 г.
Е. А. Пожиленко « Волшебный мир звуков и слов» М . Владос 1999г.
Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» Санкт – Петербург . Детство –Пресс 2007г.
Д. И. Фельдштейн « Вариативные модели обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоёв населения»Н.Н. 2005г.
Дрезинина Н. Т. « Игры на листе бумаги . Открой в себе художника» М. 1996г.
В. Оклендер « Окно в мир ребенка» М. 1997г.
Лютова Е.К. ,Монина Г.Б. « Шпаргалка для взрослых» М. 2000г.
М.Г.Дрезнина, О.А.Куревина Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Навстречу друг другу». Линка-пресс М.2007