Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение Прогимназия №1611
Северного окружного управления образования Департамента
образования города Москвы
Слайд 2В нашем учреждении функционируют две городские экспериментальные площадки:
«Воспитание культуры мышления и
познания у дошкольников и младших школьников»
Научный руководитель Савенков А.И. доктор психологических, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования (МГПУ)
«Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту и проекту «Российская школа будущего в Москве»(на примере Образовательной системы «Школа 2100»)»
Научный руководитель Данилов Д.Д., кандидат исторических наук.
Слайд 3Главная задача учебно-исследовательской деятельности в образовании - развивать природную потребность ребенка
в познании, совершенствовать его исследовательские способности.
Любопытство
Любознательность
Познавательная активность
Слайд 4Модели обогащения содержания образования
Горизонтальное обогащение
курс «Логика»
курс «Исследовательская деятельность»
курс «Технология мышления»
курс «Социальная
компетентность»
Вертикальное обогащение
Слайд 5Компоненты программы ЭР
Первый компонент – исследовательская практика.
Второй компонент –
тренинг исследовательских способностей.
Третий компонент – мониторинг исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Слайд 6Приемы активизирующие самостоятельную исследовательскую практику
Мини-курсы
Экспресс – исследование
Коллекционирование
Слайд 7Тематика детских исследований
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ
ЭМПИРИЧЕСКИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
Слайд 9Проект игрушки для детского сада
Слайд 10Развитие общих умений
Организационные - организовывать свою деятельность
Интеллектуальные - мыслить и
работать с информацией
Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков
Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми
Слайд 13
ШМО
Консультации
Консультации
взаимодействие
с педагогами
Слайд 14Семинары для педагогов и специалистов
Теоретический блок:
Цель – повысить квалификацию педагогов
и психологов в направлении работы по воспитанию культуры мышления и познания у дошкольников и младших школьников с помощью методов исследовательского обучения.
Исследовательское» и «проектное» обучение в современном образовании
Формы организации и методы исследовательского обучения
Исследовательские способности и развитие культуры мышления и познания»теоретические основы, когнитивное развитие, личностное развитие)
Развитие общих исследовательских способностей и навыков у ребенка
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности школьников
Самостоятельная исследовательская практика ребенка
Игра - исследование как форма работы
Программа исследовательского обучения в образовательном учреждении
Слайд 15
ШМО
Консультации
Консультации
взаимодействие
с педагогами
Слайд 17Формы работы с детьми
младший возраст
Опыты
в исследовательском
уголке
Осуществление
исследовательских
проектов
Наблюдение
в
живой и не живой
природе
Огород
на подоконнике
Игра, развлечение
Слайд 18Формы работы с детьми
средний возраст
Игра, развлечение
Опыты в
исследовательском
уголке
Осуществление
исследовательских
проектов
Коллекционирование
Город, село
Наблюдение и опыты
Живая природа
Неживая природа
Коллекционирование
Слайд 19Формы работы с детьми
старший возраст
Опыты в
исследовательском
уголке
Игра, развлечение
Осуществление
исследовательских
проектов
Живая природа
Неживая природа
Наблюдение и опыты
Город, село
Коллекционирование
Путешествие
по карте
Слайд 20Формы работы с детьми
Младший школьный возраст
нестандартные задачи
задания
на логику
естествознание с
элементами краеведения
мозговая атака
эвристическая беседа
опыты
развитие критического
мышления
проектная деятельность
на уроках технологии
рефераты
конкурсы
клубные часы
тематические прогулки
экскурсии
конкурс проектов
НПК
презентации
участие в олимпиадах
На уроках
Внеурочная
деятельность
Слайд 21Методы
Словесные
Наглядные
Практические
Объяснения
Разъяснения
Рассказ
Беседа
Инструктаж
Дискуссия
Диспут
Рассматривание иллюстраций
Демонстрация чего-либо
Наблюдение
Опыты
эксперименты
Упражнения
Моделирование
Проектирование
Работа
с книгой
Чтение
Изучение
Реферирование
Цитирование
Составление плана
Конспектирование
Слайд 22Содержание исследовательской деятельности
Младший возраст
материалы (песок, глина, ткань, дерево)
Природные
явления (ветер, снегопад,
солнце, вода, теплота, звук, вес, притяжение)
мир растений (выращивание растений,
проращивание растений)
Способы исследования (как заварить чай,
как сделать салат, как сварить суп)
Эталоны (1 минута)
Предметный мир (одежда, обувь, транспорт,
игрушки, краски)
Слайд 23Содержание исследовательской деятельности
Средний возраст
Материалы (металл, стекло, резина, пластмасса)
Природные
явления (времена года, явления погоды,
объекты неживой природы, игры с цветными
льдинками )
Мир растений (овощи фрукты), условия необходимые
для роста и развития растений и животных
Способы исследования (как заварить чай,
как сделать салат, как сварить суп)
Эталоны (геометрические: круг, прямоугольник,
треугольник,
призма, квадрат)
Предметный мир (транспорт)
Человек (мои помощники (нос, глаза, рот)
Слайд 24Содержание исследовательской деятельности
Старший возраст
Материалы (фарфор, пластик, керамика, поролон)
Природные
явления (круговорот воды в природе,
движение солнца, снегопад )
Мир растений (рассматривание, сравнение веток
растений, сравнений цветов и других растений
Способы исследования (об агрегатных состояниях
воды)
Эталоны (временные, геометрические: овал, ромб,
трапеция, призма, конус, шар)
Предметный мир (родовые, видовые признаки)
Человек (мои помощники (нос, глаза, рот)