Слайд 1
Формирование интеллектуальных умений. Способы их развития и совершенствования.
Из опыта работы, сотрудничества
в лаборатории ИОСО преподавателя русского языка и литературы Горловой Н.А.
Слайд 2Принципы развития общеучебных умений
Каждое умение развивается через усвоение и приобретение микроумения.
С
каждым годом умение должно усложняться в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся.
Усложнение умения происходит через усложнение учебного материала, предмета изучения, увеличение объёма изучаемого материала.
Слайд 3Объект изучения – правило учебника.
Слайд 4Методика «Аналогии»
Используется в качестве диагностического средства при проверке уровня понимания;
Задания сформированы
на основе предметных понятий;
Пример:
Глагол : спрягать = существительное: ?
Изменять;
Образовывать;
Употреблять;
Склонять;
Писать.
Слайд 6Объёмный текст статьи учебника
Слайд 7Устное сообщение, лекция, доклад ученика, учителя.
Слушание;
Восприятие;
Выход на понимание через:
Вопросы к выступающему;
Остановка
на непонятном месте при помощи поднятой руки;
Формализация текста;
Сопоставление прослушанного с текстом учебника; Методика «Найди ошибку», «Найди упущенное»;
Дидактическая игра «Из уст в уста»;
Работа с доводящей карточкой ( для слабых учащихся).
Слайд 8Методика «Лови ошибку»
«Лови ошибку» - задание в группах, где учащиеся выступают
в роли экспертов, редакторов, методистов.
Цель: научить мгновенно реагировать на ошибки.
Приведу пример карточки с урока русского языка в 7-ом классе «Повторим пунктуацию»:
«Лови ошибку!»Задание. Найдите ошибки в утверждениях, обоснуйте своё мнение.
Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми.
Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.
Между однородными членами всегда ставятся запятые.
Прямая речь заключается в кавычки.
Слайд 10Деятельность учителя по формированию понимающих умений в системе подготовки к ГИА,
ЕГЭ ( из практики).
Зачётные, контрольно – диагностические тесты, методика «Необычные тесты»;
Неконтролирующие контрольные работы;
Работа над созданием текста сочинения – рассуждения;
Организация проблемных, исследовательских ситуаций урока;
Дифференциация заданий;
Слайдовые предметные презентации.
Работа с «подводящими», «доводящими» карточками.
Слайд 11Приёмы закрепления понимания.
Опрос-итог. В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к
рефлексии:
- Что было главным?
- Что интересным?
При повторении можно объявить конкурс «Супер-шпора»: минимум написать - максимум почерпнуть.
Слайд 12Домашнее задание
«Перекрёсток семи дорог». Каким путём применить знания – учащиеся выбирают
сами (свободный выбор домашнего задания).
1-ый уровень – посильно любому ученику.
2-ой уровень – тренировочный (отработка полученных знаний).
3-ий уровень – творческое задание:
Слайд 13После уроков «Обобщение и систематизация изученного по орфографии и пунктуации», связывая
материал с другими предметами, можно предложить такое задание: найти изученные орфограммы, пунктограммы на 1-2 страницах литературного произведения, учебников биологии, географии, истории и классифицировать их.
Слайд 14Как научить школьника понимать и создавать текст?
Слайд 15Предполагаемые умения и навыки, обретаемые в ходе работы
Умение слушать;
Помнить слышанное;
Помнить общее
содержание текстов большого объёма;
Выделять главное в тексте;
Озаглавливать услышанное;
Вычленять части текста;
Определять роль частей в контексте целого;
Понимать смысловые изменения, связанные с перестановкой частей.
Слайд 16Проведение диагностики понимания услышанного при подготовке учащихся к написанию изложения (
5 – 7 класс)
О чём говорилось в тексте? ( учитель даёт варианты ответов на вопросы, связанные с содержанием текста, в одном из которых даётся информация, в других неполная или неточная, противоречащая говорившемуся).
Были ли в тексте следующие предложения? (учитель даёт предложения, которые встречались или не встречались в тексте).
Говорилось ли об этом в тексте? ( учитель даёт предложения, в которых информация либо свёрнута, либо неверна).
Какое из названий вам кажется более всего подходящим тексту? Обоснуйте своё мнение.
Слайд 17Обучение приёмам логического разворачивания основной мысли текста – рассуждения.
Основная мысль
(тезис)
1 довод 2 довод 3 довод
Иллюстрация 1 Иллюстрация 2 Иллюстрация 3
Вывод автора
Так как
например
Слайд 18Разворачивание схемы рассуждения с использованием карточек с написанными фрагментами текста.
1.Есть ещё
люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение!
2. «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше»,- писал замечательный немецкий композитор 18 века Гендель.
3. «Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился великий Бетховен.
4.Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы « приносить людям утешение».
5.Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: « И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!...»
6.Как точно определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству.
7.Музыка – это большая и серьёзная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.
Слайд 19Восстановление текста.
1.ТЕЗИС.Есть ещё люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке,
как к развлечению. Какое это огромное заблуждение!
2. «Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился великий Бетховен.
3.Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы « приносить людям утешение».
4. «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше»,- писал замечательный немецкий композитор 18 века Гендель.
5.Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: « И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!...»
6.Как точно определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству.
7.ВЫВОД.Музыка – это большая и серьёзная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.
Слайд 20Приёмы работы над созданием текста сочинения – рассуждения на основе прочитанного.
Чтение
текста и диагностика уровня понимания;
Уточнение понимания смысловых частей данного типа сочинения ( Тезис, доводы(аргументы), вывод);
Работа с каждым абзацем ( сократить каждый, оставив только основу содержания);
Чтение всех изменённых фрагментов как целостного текста;
Выявление основной мысли текста и её соотнесение с каждым абзацем;
Формулирование предложения об основной идее текста.
Слайд 21Работа над определением позиции автора:
Выписать слова, словосочетания, характеризующие чувства автора к
поднимаемой им проблеме;
Определить роль изобразительных средств в выражении авторской позиции;
Подобрать из предлагаемого варианта КЛИШЕ слова для оформления авторской позиции;
Составить фрагмент собственного текста о позиции автора;
Соотнести с текстом задания;
Слайд 22Работа над оформлением собственной позиции в сочинении – рассуждении.
Как ты понимаешь
проблему текста, близка ли она тебе, вырази своё отношение к ней, к позиции автора. Напиши об этом в следующей части сочинения.
Аргументируй своё мнение личными доводами, иллюстрациями из жизни, художественной литературы, СМИ.
Выбери наиболее существенные аргументы и иллюстрации, расположи в следующей части своего сочинения логически, при помощи вводных слов и предложений.
Сформулируй выводы, заключения к собственному тексту, соотнеси с уже написанным. Исключи часто повторяющиеся слова, замени некоторые из них синонимами, подбери собственные средства выразительности. Напиши окончательный вариант сочинения.