Я выбрала тему бала как ключевого мотива в русской литературе, потому что считаю, что бал был важнейшим структурным элементом дворянского быта XIX века и, будучи отраженным в произведениях литературы этой эпохи, играл большую роль в развитии сюжета. Рассматривать значение бальных сцен я буду на примерах из романа "Евгений Онегин", "Война и мир" и пьесе "Маскарад"
Некоторые являются на бал для того, чтобы свести знакомство с нужными людьми, некоторые просто для того, чтобы пообщаться, а для других бал тяжелая обязанность, их присутствие стало традицией, третьи приходят на бал для того чтобы продемонстрировать новые наряды, и т.д. Эти нюансы сразу ненавязчиво указывают на то, какой на самом деле человек, что он собою представляет.
каждом из рассматриваемых мною произведениях бал играл чуть ли не главную роль в развитии сюжета.
романе «Евгений Онегин», например присутствуют описания двух балов: на именинах у Татьяны и столичный. Сравнивая их, можно отметить, что главные герои как бы меняются местами, положениями и ощущениями.
эпоху Евгения Онегина бал начинался польским (полонезом), который в торжественной функции первого танца сменил менуэт. Показательно, что в "Евгении Онегине" полонез не упоминается ни разу. В Петербурге, поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда "толпа мазуркой занята", т.е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина.
Но и на балу у Лариных полонез опущен, и описание праздника начинается со второго танца – вальса. С полонезом можно связать, вероятно, лишь не включенную в окончательный текст, строфу, вводящую в сцену петербургского бала в восьмой главе великую княгиню Александру Федоровну.
Эта противопоставленность двух обликов бала ("польский – другие танцы") определила и то, что в «Евгении Онегине» балы начинаются "не с начала", и то, что из текста исключено упоминание полонеза.
пределение вальса как "безумного" имеет другой смысл: вальс, несмотря на всеобщее распространение, пользовался в 1820-е гг. репутацией непристойного или слишком вольного танца.
То, что Онегин "Легко мазурку танцевал«, показывает, что его дендизм и модное разочарование были в первой главе наполовину поддельными. Ради них он не мог отказаться от удовольствия попрыгать в мазурке.
В этом романе котильон имеет особое место и особое значение. На балу на дне рождения Татьяны, Евгений Онегин решает отомстить, разозлить Ленского и приглашает Ольгу именно на котильон. Разве может смеющаяся Ольга представить себе, что вот сейчас, принимая приглашение Онегина на последний танец – котильон, она приближает трагическую развязку, что, может, из-за этого котильона Ленский через день будет убит?
акую роль взял на себя маскарад. Символы и метафоры в драме "Маскарад" отражают основные конфликты эпохи. Мир – это маскарад. Мир – это карточная игра. Мир – это дуэль, поединок. Мир – это конфликт бала и маскарада, то есть случайности и закономерности.
1. С помощью бала можно наиболее эффективно и понятно описать главных героев, дать им дополнительную характеристику, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельным выводам.
2. В сценах описания бала легче всего выразить авторскую позицию, личное мнение автора о той или иной ситуации.
3. Именно на балу можно плавно наметить новый поворот в сюжете, изменить замысел, включить решающие сцены и события.
4. Ключевым событиям, происходящим на балу, можно задать любую эмоциональную окраску, накалить атмосферу, обозначить кульминацию.
5. Бал в XIX веке был неотъемлемым светским развлечением дворян и исключить его из сюжета означало обесцветить его, лишить "скелет" произведения важных позвонков.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть