Слайд 1МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 40»
Мотовилихинского района г.
Перми
Тема: «Воспитание в детях базисных ценностей личности
через различные виды деятельности»
Нравственно-патриотический проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Наследники русских традиций»
Разработчик:
Воспитатель высшей категории
Котлячкова Людмила Владимировна
Иванушки, Аленушки!
Храни вас, Бог, храни!
Вы – золотые зернышки
Моей Всея Руси.
Молчанием иль голосом
За вас тревожусь впредь:
Пустым иль полным колосом
Вы будете шуметь?
М.Сухорукова
Участники: воспитатель Котлячкова Людмила Владимировна,
педагог по изо-деятельности Перова Ирина Васильевна,
музыкальный руководить Вычужанина Галина Петровна,
дети группы № 3, родители,
социум /фольклорный музей «Хохловка», краеведческий музей,
Пермская художественная галерея, Музей-Диорама,
фолк-шоу-группа «Россияне»/.
Целевая группа: дети – 22 человека, родители.
Срок реализации: 1 год /старшая группа/.
Проблемно-ориентированный анализ.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта последующим поколениям, т.е. трансмиссии культуры, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.
Проблемы взаимоотношения поколений, повышения роли семьи в общественной жизни как никогда остро стоят сегодня перед нашим обществом. Малодетность современных семей привела к кризисной
Слайд 2ситуации, нарушены биологически и социально обусловленные семейные связи, играющие огромную роль
в нормальном процессе социализации ребенка и обеспечивающие адекватность его включения в окружающий социум.
Основанная на многовековой традиции народная педагогика была направлена прежде всего на воспитание ЧЕЛОВЕКА. Это была целостная, единая педагогическая система по комплексности воздействия которой на ребенка, по многоплановости и высокой эффективности результатов, не имеющая аналогов в современных педагогических инновациях.
Ребенка постепенно, целенаправленно и органично приобщали не только к труду, хозяйству в рамках традиционной культуры, но и принятым нормам поведения, ко всему комплексу духовной культуры общества.
Понятно, что невозможно полностью возродить традиционную культуру, восстановить естественные связи и способы передачи наследия. Время идет, общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало народному быту и мировоззрению изжило себя. И все же есть целый ряд обычаев и обрядов, которые необходимо знать, воскресить.
Своей задачей считаю отобрать, систематизировать и представить детям и родителям те традиции, обычаи, праздники русского народа, которые составляют непреходящую ценность, уникальность, отличающую нас от других народов мира, что необходимо сохранить и передать будущим поколениям вопреки реальности техногенного общества, утратившего многое из духовных составляющих нашей культуры. Мы обращаемся к золотому фонду русской культуры – кладезю мудрости, векового опыта, хранителю национального сознания.
Все работа по проекту построена по народному календарю, годичному циклу жизни русского народа и включает в себя постепенное знакомство ребенка одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой.
Основной особенностью работы с детьми по народному календарю является гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни, т.е. постоянно прослеживается взаимосвязь нравственных и эстетических ценностей, основанных на положительных эмоциях: общий труд и общий праздник.
Календарные праздники – своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, в котором дети не зрители, а активные участники происходящего.
Проблема
Мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали
забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека.
Мониторинг знаний детей по экспертным картам М.Ю.Новицкой /М.Ю.Новицкая. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду.
Слайд 3М.,2010/ показывает, что у детей в основном низкий уровень знаний о
народной культуре. Это вполне объяснимо, ведь и родители, зачастую, не имеют таких знаний. Поэтому формировать патриотические чувства и духовно-нравственные качества детей нужно одновременно и в группе и в семье на народных традициях и правилах, но, конечно же, связывая их с сегодняшним днем.
Цель:
формирование базисных ценностей личности ребенка - духовности и патриотизма - на основе приобщения к народной культуре через различные виды детской деятельности.
Задачи:
1. Развивать интерес к русским традициям, обрядам, обычаям, устному народному творчеству, декоративно-прикладному искусству.
2. Знакомить с предметами культуры, быта, ремесел, одеждой русского народа.
3. Знакомить детей с трудовой и обрядовой жизнью людей на основе народного земледельческого календаря, разучивать народные песни, танцы, хороводы, народные игры к праздникам.
4. Активизировать участие родителей в создании развивающей среды по проекту, подготовки детей к праздникам, участие самих родителей в развлечениях, создать атмосферу единства и позитивного сотрудничества.
5. Воспитывать бережное отношение к земле-матери, трудолюбие, уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга – наследование нравственно-эстетических ценностей народной культуры.
6. Воспитывать чувство любви к Родине.
Образ конечного результата:
1. Обогащение и систематизация знаний детей о народной культуре, традициях, обычаях, духовно-нравственных ценностях.
2. Сотрудничество детей, родителей и педагогов в процессе совместного освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-педагоги».
3. Разработка перспективных планов, конспектов непосредственно образовательной деятельности, сценариев утренников и другого методического сопровождения.
4. Духовно-нравственное изменение ребенка в процессе принятия этических и эстетических ценностей своего народа; развитие дружеских отношений между людьми /толерантность/.
5. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей.
Слайд 4
Критерии его оценки:
Оценка достижения поставленной цели и задач осуществляется по следующим
параметрам:
- реализация проекта в полном объеме;
- участие всех детей и родителей;
- мониторинг компетентности детей по окончании проекта по М.Ю.Новицкой;
- диагностика и коррекция духовно-нравственного климата в группе по методикам психолога ДОУ.
Планирование работы по реализации проекта
1. Отбор и глубокое изучение материала, необходимого для осуществления проекта
2. Посещение семинаров по методологии и методам гражданского воспитания под руководством старшего научного сотрудника кафедры методики дошкольного воспитания ПКИПКРО, кандидата педагогических наук Л.В.Любимовой.
3. Составление перспективного плана:
- цикл непосредственно-организованной деятельности познавательно-речевого направления /2 раза в месяц определяется ритмом народного календаря/, интеграция образовательных областей в проекте: «Познание», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Труд».
- в области «Чтение художественной литературы» внести малые фольклорные формы /потешки, пестушки, заклички, небылицы и др./;
- в области «Музыка» расширять знания детей о народных, колыбельных песнях, хороводах;
- в области «Познание» планировать прогулки, экскурсии в форме наблюдений за природой с использованием народных примет;
- осуществлять проектную деятельность также в совместной деятельности с детьми в режимные моменты и в организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
4. Создать в группе уголок русского быта и уголок ряжения с костюмами для каждого ребенка.
5. Создать уголок музыкальных народных инструментов.
6. Создать картотеки народных игр, пословиц, поговорок, примет на разные сезоны, загадок, считалок, потешек.
Слайд 57. Запланировать экскурсии с детьми и родителями в музеи, галерею, этнографический
музей под открытым небом «Хохловка».
8. В течение проекта создать /в семье/ каждому ребенку «Герб семьи», «Родословное дерево».
9. Запланировать «Встречи с интересными людьми» - хранителями традиционной культуры /бабушками, дедушками, сотрудниками музеев, фолк-шоу-группой «Россияне»/.
10. Запланировать календарные праздники в форме посиделок, развлечений, народных гуляний.
Способы и средства достижения результата:
Создание развивающей среды
1. Уголок русского быта
2. Картотеки народных игр
3. Картотеки примет, пословиц, поговорок, загадок.
4. Альбом «История русского костюма», «Лента времени» - «Изба», «Транспорт», «Русский костюм» и др.
5. Уголок ряжения с русскими костюмами.
6. Музыкальный уголок с народными инструментами.
Непосредственно организованная деятельность
1. «Восенушка-осень – сноп последний косим» /сентябрь/
2. «Хлеб – всему голова» /сентябрь/
3. «В русской горнице» /октябрь/
4. «Сундучок бабушки Арины /октябрь/
5. Беседа о традиционных русских ремеслах. Знакомство с праздником покровительницы женских ремесел «Параскева- Пятница-льняница». /ноябрь/
6. «Сердце матери лучше солнца греет» /ноябрь/
7. «Синичкин день» /декабрь/
8. «Здравствуй, зимушка-зима!»./декабрь/
9. «Пришла Коляда – отворяй ворота!» /январь/
10. «Рождество» /январь/
11. Устное народное творчество /потешки, небылицы, считалки и т.д./ /февраль/
12. «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» /февраль-март/
13. «Жаворонки, прилетите, Весну – красну принесите!» /март/
14. «Вербное воскресенье» /апрель/
15. «Праздник праздников – Пасха – Светлое Христово воскресенье» /апрель/
Слайд 6Праздники и развлечения
Развлечения
«Покровские ярмарки» /октябрь/
«Посиделки на Параскеву – Пятницу» /ноябрь/
«Екатерина –
санница» /декабрь/
«Приходила Коляда накануне Рождества» /январь/
«Раз в крещенский вечерок» /январь/
«Закликание весны» / «Сороки»/ /март/
«Верба-верба-вербохлест» /апрель/
Концерты фолк – шоу группы «Россияне» /знакомство с русскими инструментами: гармошка, балалайка, жалейка, трещотка, рубель и др./
Праздники
«К нам приехали капустные вечера» /ноябрь/
«Широкая Масленица» /март/
«Подарки матушки Весны» / «Пасха» /май/
Экскурсии:
1. Краеведческий музей /знакомство с предметами русского быта/
2. Этнографический музей «Хохловка» /знакомство с избой, ветряной мельницей, деревянным храмом и др./
3. Пермская художественная галерея /знакомство с предметами русского быта, деревянной скульптурой/
4. Музей – Диорама /знакомство с чугунным литьем, предметами быта/
Самостоятельная деятельность детей
1. Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов.
2. Сюжетные игры в уголке «ряжения».
3. Дидактические игры «Наряди Катю и Ваню», «Лента времени», «Что сначала, что потом», «Откуда хлеб пришел на стол» и др.
4. Складывание паззлов «Рождество», «Катерина-санница», «Масленица». «Пасха».
5. Настольно-печатные игры «Ярмарка», «Силушка богатырская» и др.
6. Самостоятельная изобразительная деятельность в уголке рисования.
Работа с семьей
1. Родительское собрание «Знакомство с проектом «Наследники русских традиций».
2. Помощь в организации и участие в поездках, экскурсиях в краеведческий музей, галерею, музей «Хохловку».
3. «Встречи с интересными людьми» /Рассказ бабушек и дедушек о предметах старины – прялке,
веретене, самоваре и др./
Слайд 74. Помощь в создании уголка русского быта.
5. Помощь в пошиве
костюмов для народных праздников.
6. Активное участие в подготовке праздников:
- участие в выставке «Мама-рукодельница»
- конкурс «Мой рецепт квашения капусты»
- изготовление вместе с детьми кормушек для птиц к празднику «Зиновий-синичник»
- выпечка обрядового печенья «жаворонки» на праздник «Сороки»
- выпечка «козюлек» на «Рождество»
- выпечка блинов на «Масленицу»
- выпечка куличей на «Пасху», крашение яиц.
Дальнейшее развитие проекта
• Демонстрация опыта работы коллегам ДОУ, района и города
• Публикация статьи по результатам работы на сайте
«Фестиваль педагогических идей. 1 сентября»
Использованная литература:
1. Воспитание ребенка в русских традициях. Л.Соколова, А.Некрасова, Москва, 2003.
2. Календарно-обрядовые праздники для дошкольников. Н.В.Пугачева, Н.А.Есаулова, Москва, 2007.
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О.А.Князева, М.Д. Маханева, С-Петербург, 1999.
4. Программа «Наследие». М.Ю. Новицкая. Москва, 2003.
5. Календарь российского земледельца. В.Д.Грошев, Москва, 1991.
6. С чего начинается Родина? Под редакцией Л.А.Кондрыкинской, Москва, 2005.
7. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду. М.Ю.Новицкая, Москва, 2010.