Слайд 1Второе миссионерское путешествие ап. Павла
Период:
с апреля 50 г.
по сентябрь 52 г.
( 2,5 года )
Принимающие участие:
Павел Сила Тимофей Лука
Слайд 2св. Сила ( Силуан )
Римский гражданин, член Иерусалимской церкви. Сопровождал
ап. Павла во втором миссионерском путешествии. Посетили Сирию, Киликию, Македонию и Филиппы, где они подверглись пыткам за проповедь.
В Коринфе святой апостол Сила был рукоположен в епископа. Там он, совершив многие знамения и чудеса, окончил свою жизнь.
Он помогал ап. Павлу в написании 1-го и 2-го послания к Фессалоникийцам. Позднее Сила был секретарем ап. Петра.
Слайд 3Посещение братьев
«Дошли до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый
ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.» ( Деян. 16,1-5 )
Слайд 4Троада ( Турция )
«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не
были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.
Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.» ( Деян. 16,6-10 )
Слайд 5Троада
Портовый город в Мисии, на северо-западе Малой Азии, неподалеку (ок. 20
км.) от развалин древней Трои.
Слайд 6св. Лука
Автор третьего Евангелия и Деяний Апостолов. Вероятно был христианином из
язычников. По профессии св. Лука врач. Сотрудник ап. Павла, говорящий по - гречески, знающий греческую и римскую культуру.
Слайд 7Филиппы ( Греция )
«Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли
в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.» ( Деян. 16,11-12 )
Ап. Павел входит на европейский континент. В Филиппах жило мало евреев и не было синагоги. Город имел римскую культуру и обычаи. Ап. Павел всегда с любовью вспоминал этот город.
Слайд 8Лидия
«В день же субботний мы вышли за город к реке, где,
по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.
И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.
Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас.» ( Деян. 16,13-15 )
Лидия является первой христианкой на европейском континенте. В Европе первыми христианство принимают женщины.
Слайд 9Странный вид одержимости
«Когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна
служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.» ( Деян. 16,16-18 )
Слайд 10Служанка Аполлона
Аполлон – в греческой мифологии так же является и богом
предсказывания будущего. Он изображен со змеёй, которая является символом зла ( дьявола ).
Кажется, что эта женщина служила при храме Аполлона, и приносила доход своему господину.
Ап. Павел освободил её от служения идолу и она получила освобождение и от других своих господ.
Преследование, которое пережили апостолы, это новый опыт. Сначала евреи преследовали апостолов за расхождения религиозного характера, а сейчас их преследуют язычники за материальный ущерб, который им принесла новая религия, проповеданная апостолами. С похожим случаем столкнутся апостолы позднее и в Ефесе.
Апостолом было очень важно показать, что Иисус Христос единственный Бог имеющий власть над всеми богами (идолами).
Слайд 11В темнице
«Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода
их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.» (Деян. 16,19-24 )
Слайд 12 На свободе
«Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали. Вдруг
сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы
ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Страж в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их
в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога. Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей.» ( см. Деян. 16,25-34 )
Слайд 13Римские граждане
«Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти
тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром.
Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.
Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города. Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились.» ( Деян. 16,35-40 )
Лука остался в Филиппах.
Слайд 15Фессалоника
Столица Македонии.
Во время, когда город посетил Павел, он насчитывал прим.
100 тыс. жителей, среди которых было много евреев.
Город с греческой культурой. Жители в основном занимались торговлей и ткачеством ковров.
Из Фессалоники происходили и два его сотрудника, Аристарх и Секунд.
Слайд 16В синагоге
«Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы
говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.» ( Деян. 17,2-4 )
Ап. Павел, наверное, цитировал и толковал пророка Исаию:
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.»
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…»
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.»
«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен…» ( см. Ис. 53,3-7 )
Слайд 17Новый царь!
«Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных
людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию.» ( Деян. 17,5-10 )
Слайд 18В доме Иасона
Ап. Павел жил по правилу «оra et labora», что
значит «молись и трудись». В доме Иасона он работал ткачом. Поскольку в Фессалониках веру приняло немалое число греков и женщин ап. Павел использовал дом Иасона также и как место для проповеди для язычников.
«Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.» ( 1 Фес. 2,9 )
Ап. Павлу пришлось покинуть город, чтобы спасти тех, кто оказал ему гостеприимство.
Слайд 19Эсхатология
Церковная община в Фессалониках имела специфический характер. Она была
харизматическая (влияние и действие Духа святого) и эсхатологическая (ожидание близкого второго пришествия Божьего).
«…наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением…» ( 1 Фес. 1,5 )
Слайд 20Верия ( Греция )
Город в Македонии, у подножья горы Олимп.
В Верии
ап. Павел опять начинает проповедовать в синагоге.
Жители Верии вдумчиво изучали Священное Писание, пытаясь убедиться, что свидетельства Павла об Иисусе соответствуют истине.
О действиях ап. Павла услышали евреи в Фессалониках и начали его преследовать даже до Афин.
Один из жителей Верии, Сосипатр, сопровождал ап. Павла до Троады в 3 миссионерском путешествии. В Верии остались Сила и Тимофей. ( см. Деян. 17,10-15 )
Слайд 21Предпосылки к принятию Евангелия
Изучение Священного Писания, а особенно части о
предсказании Мессии и исполнения его во Христе Иисусе.
Разбудить веру и жажду открыть истину. «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих.» ( 1 Фес. 2,13 )
Страх перед Богом. ( ответственность за нашу жизнь )
Слайд 23Афины ( Греция )
Афины, столица Аттики в древней Греции, названная по
имени богини Афины (богиня мудрости, войны, знаний, искусств, ремесел).
Один из известнейших центров науки и искусства древнего мира.
Во время ап. Павла главным торговым центром был Коринф, а столицей науки Александрия.
Афины сохраняли репутацию духовного центра.
Слайд 24Город богов
Во время ап. Павла в Афинах было больше 3 тысяч
богов. Известные слова Петрония : «В Афинах проще было встретить бога, нежели человека.» Что переживал в этой языческой среде ревностный ап. Павел?
«В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.» ( Деян. 17,16 ) Набожные греки на всякий случай поставили жертвенник и «Неведомому богу» (Agnosto Theo). Этот алтарь упоминает в своем труде и Аполлон из Тианы.
В 1908-1909 гг. немецкая археологическая экспедиция под руководством В. Дерпфельда нашла алтарь, на котором была вырезана надпись: «Неведомому Богу - Капитон -факельщик. Найден он в Пергаме.
В римском Палатине тоже найден алтарь Неведомому богу с надписью «если он бог или богиня».
Слайд 25Суеслов
«… он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога,
и ежедневно на площади со встречающимися.
Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: `что хочет сказать этот суеслов?', а другие: `кажется, он проповедует о чужих божествах', потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.» ( Деян. 17,17-18 )
Слайд 26Среди философов
И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем
ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
Павел сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано `неведомому Богу'. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
Бог, сотворивший мир и все, что в нем
не в рукотворенных храмах живет
хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем
Бог ныне повелевает людям покаяться
Он будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. ( см. Деян. 17,22-31 )
Слайд 27Не получил сертификат
Афиняне, может быть, поняли, что ап. Павел им
представляет новую пару богов. Женский и мужской вариант, Иисуса и Анастасис - Воскресение (св. Иоанн Златоуст).
Ареопаг был местом «вручения сертификатов» по вопросам этики, религии, культуры и воспитания.
«Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними.» ( см. Деян. 17,32-34)
«Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.»
Слайд 30Коринф ( Греция )
Один из важнейших городов Греции, столица римской
провинции Ахаии.
На его улицах можно было встретить сотни купцов и ремесленников из Рима, Греции, Палестины, Сирии, Египта. Население Коринфа было неоднородным, две трети его составляли рабы.
Коринф также всецело был предан роскоши, разврату и диким оргиям. Безнравственность его жителей была далеко известна.
В нем было множество храмов (23), посвященных Нептуну, Апполону, Венере.
Ап. Павел в городе пробыл полтора года и для местной церковной общины написал два послания.
Слайд 31Акила и Прискилла
Акила иудей родом из Понта, ремесленник, изготовлявший палатки.
Вместе с женой Прискиллой переехал в Коринф. У этой супружеской пары жил и работал ап. Павел. Во время прибытия ап. Павла в Коринф Акила и Прискилла уже были христианами.
Они ап. Павла сопровождали до Эфеса и оставались там. В Эфесе они приняли у себя Аполлоса и дали ему более точные наставления о вере и учении. Когда Павел возвратился в Эфес, местная община регулярно собиралась в доме этой супружеской пары.
Позднее Акила и Прискилла вернулись в Рим. Дом Акилы и Прискиллы и в Коринфе, и в Ефесе, и в Риме был домашней церковью.
Слайд 32Разлука с синагогой
Ап. Павел во всякую же субботу говорил
в синагоге и убеждал Иудеев. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам.
И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. ( см. Деян. 18,4-11 )
Слайд 33Крещение
За все время своей деятельности, до этого момента, ап. Павел
лично никого не крестил.
Первый раз в Коринфе ап. Павел крестит лично
Стефана и его семью
Иуста (Гаий Титий Иуст) и его семью
Криспа и его семью
«Прошу вас, братия вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым…» ( 1 Кор. 16,15 )
«Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.» ( 1 Кор. 1,14 )
Слайд 34Воскресенье
Христианство начинает и внешней формой отличаться од иудаизма. Днем Господним
(Dominica) становиться Первый день недели – Воскресенье. День солнца. День в который воскрес Иисус Христос.
«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.» ( 1 Кор. 16,2 )
Слайд 35Литургия слова
Сначала ап. Павел читал отрывок из
Библии (Ветхий завет) и потом толковал его.
Основой являлась «Kerigma». По предсказанию, Бог в лице Иисуса Христа, стал человеком. Он был распят за наши грехи, но третьего дня воскрес из мертвых.
«Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах…» ( 1 Кор. 3,2 ) «…ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого…» ( 1 Кор. 2,2 )
Затем следовали Гимны, сочиненные верующими, которыми они прославляли Бога. ( см. Еф. 5,14; 1 Тим. 3,16; 2 Тим. 2,11 )
Видимое свидетельство действия разных проявлений Духа святого.
В других Церковных общинах читали еще послания ап. Павла.
Благодаря регулярным проповедям ап. Павла в Коринфе возникает определенная форма богослужебного празднования Церковной общины. Образцом является практика синагоги.
Слайд 36Проявления Духа святого
Действие Духа святого проявлялось в трех духовных сферах:
чувства
(дар пророчества, дар совета, дар распознания духов, сердечное ведение)
воля (чудеса, исцеления больных, сильная вера)
способности речи (дар речи, учения, сочинения гимнов)
Слайд 37Agape
Агапа - от греч. άγάπη - любовь
Слово Агапа имеет два
значения
христианское (духовное) любовь
братская христианская трапеза
Обозначение слова любовь на греческом и латинском языке:
Агапа - возвышенная, в том числе божественная любовь. Жертвенная любовь, любовь к ближнему.
Слайд 38Agape
Агапа, как братская христианская трапеза.
Для ап. Павла и христиан было
понятно, что «Последняя вечеря» происходила во время
трапезы
обряда Пасхи
Еврейский обряд Пасхи заменила новая Литургия слова и Евхаристии.
«Трапеза любви», Агапа, изначально была перед литургией. Начиналась накануне воскресенья, вечером, вместе с катехуменами. В радости и при пени гимнов ожидали рассвет нового дня. После Литургии слова, уже без катехуменов, следовала Литургия евхаристии.
Через какое-то время порядок изменился так - в начале была Литургия, а потом Агапа.
Слайд 39Маран-ата
Возглас Маран-ата (гр. μαραν αθα ) имело два значения:
Господь пришел
Приди Господи
«Вспомни, Господь, Свою Церковь, дабы избавить её от всякого зла, и совершить её в Своей любви, и от четырёх ветров собери её, освящённую, в Своё Царство, которое Ты ей приготовил: потому что Твоя есть сила и слава во веки. Да придет благодать, и да сгинет этот мир. Осанна Богу Давидову. Если кто свят, пусть подходит, а если нет, пусть кается; Маран-ата. Аминь.» ( Дидахе 10,6 – Сирия 2 век )
Слайд 40Литургия Евхаристии
«Ибо я от Самого Господа принял то, что и
вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. ( 1 Кор. 11,23-26 )
Литургию сначала называли «Преломлением хлеба» или «Вечерей Господней» ( см. 1 Кор. 11,20 )
«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.» ( Деян. 2,42 )
Литургия – «служение для народа»
Евхаристия – «благодарение»
Самое древнее описание Евхаристической трапезы находится в Послании ап. Павла к Коринфянам.
Слайд 41 1 – ое послание к Фессалоникийцам
Ап. Павел, по примеру
евреев, которые имели своих курьеров, начинает писать послания местным церквам с тем, чтобы эти послания передали и другим церковным общинам.
«Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.» ( 1 Фес. 5,27 )
Содержание:
Воспоминание ап. Павла о визите в Фессалонику.
Благодарение Богу за крепкую веру и свидетельство верующих во время преследований.
Желание ап. Павла быть с ними и посетить их.
Побуждение верующих к святости жизни.
Надежда верующих на воскресение из мертвых.
Ожидание второго пришествия Иисуса Христа.
Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите.
Слайд 42Парусия
Парусия (παρουσία) – грядущее пришествие Христа во славе в конце
времен.
Во время ап. Павла это слово обозначало торжественный визит кесаря в город.
«…день Господень так придет, как тать ночью.» ( 1 Фес. 5,2 )
«Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.» ( 1 Фес. 5,6 )
«…если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. …мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших …мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.» ( см. 1 Фес. 4,13-17 )
Слайд 43Дух, душа и тело
«Дух» и «душа» часто употребляются как синонимы, но
в посланиях ап. Павла:
«Душа»-это закон жизни ( φυχή )
«Дух»-это орган для общения с Богом ( πνεύμα )
Полнота человеческой личности- это дух, душа и тело. У каждого человека есть «тело» и «душа», но не у каждого человека есть «Дух» божий.
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.» ( 1 Фес. 5,23 )
Слайд 442 – ое послание к Фессалоникийцам
Содержание:
Уверенность в том, что гонимые получат
награду в день Божьего суда.
Пришествие Господне не наступит скоро, оно будет после отступничества.
Появление Антихриста.
Критика беспорядочных и бесчинных людей.
Не поддерживать ленивых людей.
«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно…» ( 2 фес. 3,6 )
«…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.» ( 2 Фес. 3,10-11 )
Слайд 45Антихрист
«не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни
от слова…» ( 2 Фес. 2,2 )
«ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.» ( 2 Фес. 2,3-4 )
«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.» ( Фес. 2,8-12 )
Слайд 46Ап. Павел перед судилищем
«Между тем, во время проконсульства Галлиона в
Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону.
Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом.
И прогнал их от судилища. А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том.
Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, - и с ним Акила и Прискилла, - остригши голову в Кенхреях, по обету.» ( Деян. 18,12-18 )
Галлион, брат рим. гос. деятеля и философа-стоика Сенеки, воспитателя императора Нерона.
Слайд 49Ефес ( Турция )
Во время кесаря Августа город получает титул «Первая
и величайшая метрополия Азии». Население Ефеса в этот период достигает 250 тыс. человек.
В Ефесе находился знаменитый храм Артемиды, построенный в VI в. до н.э., одно из семи чудес света. Ефеская Артемида покровительница рожениц и матерей.
Греческая Артемида, дочь Зевса — богиня чистоты и вечной юности, хранительница целомудрия и божественного порядка в жизни природы и людей.
Ефес был родиной слепого Гомера, здесь Гераклит размышлял о начале существования и вечном космическом уме, здесь основал школу мудрости Пифагор, здесь положил начало Геродот основам исторической науки, здесь отец западной философии Талес из Милета провозгласил воду началом всего существования, здесь озвучит ап. Иоанн началом всего - Логос.
Слайд 50Ефес
После прибытия в Ефес, ап. Павел вошел в синагогу и беседовал
с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них более, он не согласился, а простился с ними, сказав: «Мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу».
В Ефесе остались Акила и Прискилла.
И отправился из Ефеса. Побывав в Кесарии, он пришел в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. ( см. Деян. 18,19-22 )
Слайд 52Аполлос
Образованный и красноречивый еврей, родом из Александрии, сотрудник ап. Павла.
«Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.» ( Деян. 18,25-26 )
Аполлос много трудился в Ахаии и в Коринфе над обращением язычников и стал прекрасным руководителем в Коринфской и Ефесской церкви.
Предание говорит, что он был епископом в Смирне или в Кесарии.