УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, ИЛИ КАК ОЧЕЛОВЕЧИТЬ РАБОТУ ПО ТЕМЕ МЕСТОИМЕНИЕ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ №3 г.Иркутска КАРЕТНИКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА презентация

Содержание

Путешествие по островам Учащимся выдаются контурные карты. Прокладывается маршрут. Капитанам девяти кораблей раздаются задания. Главное задание: Познакомить с одним из островов. Форма представления может быть различной (экскурсия, интервью, лингвистическая

Слайд 1 УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, ИЛИ КАК «ОЧЕЛОВЕЧИТЬ» РАБОТУ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ» УЧИТЕЛЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ №3 г.Иркутска КАРЕТНИКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Слайд 2Путешествие по островам
Учащимся выдаются контурные карты. Прокладывается маршрут. Капитанам девяти

кораблей раздаются задания.
Главное задание: Познакомить с одним из островов. Форма представления может быть различной (экскурсия, интервью, лингвистическая сказка, письмо, инсценировка, дневниковые записи, рассказ).Дополнительные задания: найти стихи, отрывки прозаических произведений, загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых есть данный разряд местоимений. По мере знакомства с островами учащиеся заполняют контурные карты.

Слайд 4ОСТРОВ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ


Слайд 5Из дневниковых записей.
24 октября 2007г. Как только вступил на палубу корабля,

поспешил в свою каюту, чтобы запечатлеть на бумаге все увиденное и услышанное мною на острове Личных местоимений.



О. этот остров Личных местоимений! Как часто поэты гостят на твоих берегах! Именно здесь рождаются шедевры любовной лирики. Я помню чудное мгновенье…Я встретил вас…Я вас любил…Наверное, для поэтов местоимение я - лучший друг. Оно помогает выразить внутреннее состояние. А вот местоимения 2-ого лица охраняют этические нормы, которые сложились в обществе. К старшим по возрасту, по положению и к незнакомым всегда выходит местоимение ВЫ. Но если нужно проявить дружеское, теплое чувство, на помощь приходит местоимение ТЫ. Он и она - любимые герои лирических произведений. Этими местоимениями поэты называют возлюбленных.А какие балы-маскарады устраивают на острове! Попробуйте узнать местоимения, которые до неузнаваемости меняют свой облик. Я, МЕНЯ, МНЕ… ОНА, ЕЕ, НЕЙ… Такие они разные, но есть у них одно общее - обозначают лицо. И на гербе их острова улыбающееся солнышко, как символ добросердечных отношений между мной и тобой, нами и вами. Встреча с островом останется самым теплым воспоминанием нашего долгого путешествия.

Слайд 7ОСТРОВ ВОЗВРАТНОГО МЕСТОИМЕНИЯ


Слайд 8

Местоимение-Робинзон
Однажды мы увидели в седых морских водах бутылку. Была дана команда выловить послание неизвестного. Мы с интересом прочитали письмо. Вот что в нем было написано: «О неведомые мне люди! Прочтите мое послание и посочувствуйте моей горькой судьбе. Как давно живу я один на своем угрюмом острове!


Изо дня в день корю я СЕБЯ за то, что оказался на нем.Не могу СЕБЕ ничего поставить в заслугу. Постоянно СОБОЙ не доволен. Не могу уже и думать о СЕБЕ. Нет у меня ни рода, ни числа. Нет даже именительного падежа. Если вас задела моя горькая история, заходите в мою одинокую гавань.»Подпись помогла нам понять все. Это было местоимение СЕБЯ. Мы решили непременно посетить этот маленький островок и утешить одинокое местоимение. А сказать нам было что жителю этого острова. Ему есть за что любить СЕБЯ, думать хорошее о СЕБЕ, относиться уважительно к СЕБЕ и даже гордиться СОБОЙ. Ведь без него в нашей речи совершенно невозможно обойтись. Оно имеет очень древнюю историю. И родственники у него есть. Это все возвратные глаголы, ведь суффикс СЯ был когда-то местоимением СЕБЯ.И служит в предложении дополнением верой и правдой.

Слайд 10ОСТРОВ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ


Слайд 11 Подарок с острова

Вопросительных местоимений Команда, побывавшая на острове Вопросительных местоимений, под вечер собралась в кубрике, шумно обмениваясь переполнявшими их впечатлениями:


Какие любознательные жители острова!
-Они не давали нам шагу ступить, чтобы не задать вопрос.
-Они с каждым познакомились.
-Узнали, какие книги мы читаем.
-Чем мы любим заниматься, сколько нам лет и многое-многое другое.
-Нам не давали скучать! Сколько кроссвордов мы разгадали!
-В каких интересных интеллектуальных играх участвовали!
-А на прощание они преподнесли нам подарок. Вот он.
Все с интересом стали разглядывать яркий конверт, находящийся в руках у одного из матросов. Начали гадать, что могло быть внутри. Жители острова Вопросительных местоимений остались себе верны: в конверте оказалась Сказочная викторина! Матросы поудобнее расположились в кубрике и стали отвечать на вопросы.

Слайд 121. КАКОЕ заклинание должен был сказать Иванушка Сивке-бурке, чтобы вызвать его

к себе?
2. СКОЛЬКО голов было у Чуда-юда из сказки «Иван-крестьянский сын»?
3. ЧТО понадобилось Ивану, чтобы победить Чудо-юдо»?
4. КАКОЙ масти бывают волшебные кони, побеждающие во всех трудных случаях?

5. В КАКОЙ сказке волк привез царевича к Жар-птице, воровавшей золотые яблоки?
6. В КАКОЙ сказке произошло такое событие:»…Тут в избе углы затрещали. крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю…»
7. О КОМ сказано:»У нее только две ножки! Какое убожество! У нее нет даже усиков!..»
8. КАКОЙ сказочный герой был одним из сыновей старой оловянной ложки?
9. В КАКОЙ сказке с помощью горошины принцесса нашла себе жениха?
10. В КАКОМ зеркале прекраснейшие ландшафты выглядели вареным шпинатом, а лучшие из людей – уродами?
11. ЧТО отвечала Золотая рыбка на каждую просьбу старика?
12. КАКАЯ сказка заканчивается словами:
Сказка ложь, да в ней намек-
Добрым молодцам урок!»?
13. ЧЬИ это слова:»Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Слайд 14ОСТРОВ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ


Слайд 15Монолог жителя острова Относительных местоимений
Я житель острова Относительных местоимений. Мы очень

похожи на своих ближайших родственников. А родственники наши – вопросительные местоимения. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, а наша работа другая. Мы всегда находимся в сложном предложении и служим там для связи. Но не путайте нас с союзами. К нам всегда можно задать вопрос, а к союзам нельзя. Союзы не являются членами предложения, а мы полноправные его члены. Нас всегда подчеркивают при синтаксическом разборе. А теперь решите уравнение и ответьте на вопрос.
[мест.]?
[ ], (мест.).
Какой частью речи является ЧТО в следующих предложениях?
[ ] , (что).
[ ] , (что).

Слайд 17ОСТРОВ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ МЕСТОИМЕНИЙ


Слайд 18 Экскурсия по острову Неопределенных местоимений
Добро пожаловать

на наш загадочный ,неповторимый остров! Остров Неопределенных местоимений! Наше кредо таково: значение никогда не выявляется в тексте. А иногда у нас появляется художественная цель: вместе с неопределенными наречиями описать жизнь монотонную, неинтересную, бесцельную. Как там у Ю.Левитанского:
…беседовал о том-то и о том-то,
кого-то посещал и навещал,
входил,
сидел,
здоровался,
прощался,
КОГО-ТО от КОГО-ТО защищал,
куда-то вновь и вновь перемещался,
усовещал КОГО-ТО
и прощал,
КОГО-ТО где-то угощал,
и сам ответно кем-то угощался.

Слайд 19
А

теперь мы находимся в центре острова, на центральной площади. Перед нами памятник нашим далеким предкам – вопросительным местоимениям. Мы свято чтим нашу историю и не забываем о своем происхождении.
Население нашего острова очень разнообразно и многолико. Особо можно отметить местоимения НЕКТО и НЕЧТО.


Их можно считать достопримечательностью нашего острова, ведь они никогда не склоняются. Недалеко от них разместились местоимения НЕКОТОРЫЙ и НЕСКОЛЬКО, у них такая же ударная приставка НЕ, но эти местоимения охотно склоняются.
Обратите внимание на местоимения с приставкой КОЕ. Кстати сказать они пишутся через дефис. Но кто бы мог подумать! Как только между приставкой и корнем появляется предлог – ни о каком дефисе не может быть и речи! Все пишется раздельно. Вот взгляните :перед нами два местоимения КОЕ-КОГО и КОЕ У КОГО. Предлог изменил написание слова.
Дефисное написание свойственно и другим жителям нашего острова – местоимениям с суффиксами ТО,ЛИБО,НИБУДЬ. Они всегда пишутся через дефис и гордятся своим постоянством.
И в заключении нашей экскурсии хотелось бы вам сказать, дорогие гости, что хотя мы и НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ местоимения, но пишемся строго по определенным правилам. Советуем эти правила неукоснительно выполнять. А если что-то забудете ,добро пожаловать на наш остров. Спасибо за внимание

Слайд 21ОСТРОВ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ


Слайд 22Подслушанный разговор в шляпном магазине на острове Отрицательных местоимений
-Какой богатый

выбор! У вас есть шляпки с перьями?
-Да, мадам, вот на этой полке именно то, что вам нужно. Все шляпки с перьями. Любого фасона. Есть все расцветки и все размеры.
-Да, выбрать можно. На всех шляпках только одна надпись НЕ! А мне хотелось, чтобы на моей шляпке синего цвета непременно была надпись НИ.
-Увы, мадам, ваше желание невыполнимо. Так диктует устав нашего острова! Вот на этой полке шляпки с надписью НИ, но у них не может быть пера! И больше того, мадам, если вы появитесь на нашем острове в шляпке, которую вы хотите приобрести, то будете выглядеть по меньшей мере нелепо и даже вызывающе. На вас все будут указывать пальцем ,как на грубую ошибку!
-Пожалуй вы правы. Упакуйте вот эту шляпку с пером. Она мне так к лицу.

Слайд 24ОСТРОВ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ


Слайд 25Как подружились притяжательные местоимения.

Жили-были Притяжательные местоимения, 5 братьев: МОЙ, ТВОЙ, СВОЙ, НАШ и ВАШ.
Гордились они своим родом да числом. А если нужно было, и по падежам и по падежам склоняться могли. Жить бы им да поживать, но не было согласия в их царстве-государстве. Потому как местоимение МОЙ старалось все присвоить себе. Вырастит цветок весною ранней ,а местоимение МОЙ тут как тут. «Мой, ой!»- кричит .


А чтобы другим было неповадно наслаждаться красотой цветка, сорвет и унесет с собой. Гибнет цветок, не оставив семени. Так и не осталось цветов в том царстве-государстве. Красота покинула остров. Собрались местоимения дом построить, а МОЙ снова за свое : «Мой кирпич, мои гвозди, а земля и тем более моя!» А как хлеб затеяли сеять, то и вовсе руки опустились. «Мое зерно, мои поля!»- вновь услышали они. Решили местоимения покинуть свое царство-государство. И отправились в путь в поисках лучшей доли. А местоимение МОЙ обрадовалось, обежало все царство-государство. Все, что не успело присвоить, присваивало себе. Только и слышалось по всему царству –государству: « :Мой! Моя! Мое!» Не осталось ничего , что бы не принадлежало жадному брату. Но не было радости на сердце у него. Стало оно грустить горевать, а потом и вовсе горючими слезами залилось .Решило оно исправить ошибку, а как быть – не знает. Но тут оно увидело цветочек, неведомо откуда взявшийся на пустой земле. Не сорвало его, а стало холить да лелеять. А само всё думает да приговаривает: «Вот приедут НАШИ, а я для них такую красоту вырастило». Год прошёл, другой, а на третий собрались на совет притяжательные местоимения и состоялся у них такой разговор:
- Хватит нам гостевать в чужих краях, ведь есть же у нас СВОЁ царство-государство.
- А как же НАШ собственник?
- Да не чужой же он нам, а СВОЙ, родной.
- Твоя правда, пора нам в путь-дорогу.
Сказано – сделано. Вот уж они и на родной земле. А родная земля встретила их цветами красоты невиданной. Не стели они больше ничего делить, потому что поняли такую мудрость: главное не МОЁ, СВОЁ, ТВОЁ и ВАШЕ, а НАШЕ.


Слайд 27ОСТРОВ УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ


Слайд 28НЕУДАВШЕЕСЯ ИНТЕРВЬЮ
Наша экспедиция побывала на острове указательных местоимений.

Нас поразило количество указателей, которые сопровождали нас по пути. Мы решили взять интервью у местных жителей.


А что из этого получилось – послушайте.
- Здравствуйте, мы гости Вашего острова, а Вас как зовут?
- ТОТ и ЭТОТ.
- Какой необычный способ представления!
- Именно ТАКОЙ.
- А может, ответите на такой вопрос: каков климат на острове?
- ТАКОВ.
- Сколько Вам лет?
- СТОЛЬКО.
Мы очень были удивлены ответами местных жителей, но ступив на свое судно прочитали о них. И нам стало понятно, что указательные местоимения лишь указывают на предметы, признаки и количество. И понятными становятся только в тексте. Основная их задача: связывать предложения в тексте.

Слайд 30ОСТРОВ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ


Слайд 31КТО ПРАВ?
Раз мы с Дениской выполняли домашнюю работу. Дошло

дело до синтаксического разбора предложения. Предложение нам обоим понравилось. Оно напомнило нам летние дни в лагере, походы, песни у костра. Но расслабляться времени не было. Уроков задано много, а надо еще и в хоккей поиграть.



А предложение было такое: «Каждой веточкой живой лес беседует со мной». Подчеркнули мы с Дениской все одинаково, а вот с определением частей речи наши мнения разошлись. Над определением «каждый» Дениска кратко записал «мест.», то есть местоимение. А я написал «прил.», то есть прилагательное.
-Это прилагательное,- утверждал я.- Видишь и вопрос я задал так: веточкой какой? Прилагательные отвечают на вопрос «какой?»
-Не всегда,- возразил мне Дениска.
-Прилагательные и выступают в роли олределений, - настаивал я.
-Правильно. Но это определительное местоимение. Оно очень похоже на прилагательное. Изменяется по родам, числам и падежам. Прилагательное обозначает признак, а какой признак обозначает слово каждый.
Я задумался. А Дениска подвел итог сказанному:
-Вот видишь, это определительное местоимение, так как указывает на обобщенный признак предмета. Таких в русском языке немного. Это местоимения САМ, ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ДРУГОЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ.
Я, конечно, продолжал сомневаться. Но времени на размышления оставалось мало. Быстро зачеркнув «прил.», написал «мест.» Я так до конца и не понял, кто из нас прав.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика