Слайд 21. Его именем названа известная теорема.
1.
Слайд 32. Теорема Пифагора применима к этой геометрической фигуре.
2.
Г
П
И
Ф
А
О
Р
Слайд 43. В треугольнике, к которому применяем теорему Пифагора, обязательно должен быть
… угол.
3.
Р
Е
У
Г
О
Л
Ь
Н
И
Т
К
Г
П
И
Ф
А
О
Р
Слайд 54. Самая большая сторона прямоугольного треугольника называется…
П
О
Р
Й
Я
М
Е
У
Г
О
Л
Ь
Н
И
Т
4.
К
Г
П
И
Ф
А
О
Р
Слайд 65. Сторона, которая прилегает к прямому углу, называется…
П
О
Р
Й
Я
М
Е
У
Г
О
Л
Ь
Н
И
Т
З
У
Г
И
П
Н
Е
Т
К
Г
П
И
Ф
А
О
Р
Слайд 7СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕОРЕМУ ПИФАГОРА И ОБРАТНУЮ ТЕОРЕМУ.
П
О
Р
Й
Я
М
Е
У
Г
О
Л
Ь
Н
И
Е
Т
З
У
Г
И
П
Н
Е
Т
Т
Т
А
К
Г
П
И
Ф
А
О
Р
Слайд 8Он родился в 580 г. до н.э. в Древней Греции на
острове Самос, поэтому его называют Пифагором Самосским.
Юношей Пифагор перебрался в город Милеет и стал учеником Фалеса.
По совету учителя перебрался в Египет и продолжил обучение.
После продолжительного обучения по дороге домой, Пифагор попал в плен и оказался в Вавилоне. Вавилоняне ценили умных людей, поэтому он нашёл своё место среди вавилонских мудрецов и 10 лет постигал науку Вавилона.
ПИФАГОР САМОССКИЙ
(ок. 580 – ок. 500 г. до н.э.)
Слайд 9Кротон... Здесь начинается самый славный период биографии Пифагора. В Кротоне Пифагор
учредил нечто вроде религиозно-этического братства или тайного монашеского ордена, члены которого обязывались вести так называемый пифагорейский образ жизни – это был одновременно и религиозный союз, и политический клуб, и научное общество.
Слайд 10В знак протеста против тирана Поликрата, который тогда правил островом Самос,
Пифагор поселился в одной из греческих колоний Южной Италии в городе Кротоне.
Там он организовал тайный союз молодёжи из представителей аристократии. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками.
ПИФАГОР САМОССКИЙ
(ок. 580 – ок. 500 г. до н.э.)
Слайд 11 1. Верно ли: катет больше гипотенузы?
2. Могут ли быть в
прямоугольном треугольнике 2 равных угла, если да, то какие их величины?
3. Может ли быть в прямоугольном треугольнике 2 равных катета?
4. Найти AB=?
5. Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны равны 6; 8; 10?
Слайд 121. Верно ли: катет больше гипотенузы? – Нет
2. Могут ли быть
в прямоугольном треугольнике 2 равных угла, если да, то какие их величины? – Да, 90◦, 45 ◦, 45 ◦
3. Может ли быть в прямоугольном треугольнике 2 равных катета? – Да, если ∆ равнобедренный
4. Найти AB=? АВ2=АС2+ВС2
АВ2=42+32
АВ2=25
АВ=5 см –
как называют этот треугольник?
5. Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны равны 6; 8; 10?
Да, 62+82=102
Слайд 13Древняя индийская задача
Над озером тихим
С полфута размером
Высился
лотоса цвет.
Он рос одиноко,
И ветер порывом
Отнёс его в сторону. Нет
Боле цветка над водой.
Нашёл же рыбак его
Ранней весною
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
“Как озера вода здесь глубока?”
Слайд 14Решение:
Пусть глубина реки = х, тогда при натяжении длина
камыша=х+1, на середине реки расстояние =5, тогда по теореме Пифагора
5 х²+5²=(х+1)²
х²+5²=х²+2х+1
х+1 х х²+25=х²+2х+1
2х=24
х=12
тогда, глубина реки=12чи, следовательно, длина камыша = 13чи.
Слайд 16Задача индийского математика
XII века Бхаскары
"На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг
ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в этом месте река
В четыре лишь фута была широка
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?"
Слайд 17Задача из китайской
«Математики в девяти книгах»
"Имеется водоем со стороной в
1 чжан = 10 чи. В центре его растет камыш, который выступает над водой на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его.
Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша?"
Слайд 18Задача из учебника "Арифметика"
Леонтия Магницкого
"Случися некому человеку к стене лестницу
прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп.
И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать."
1172=13689, 1252=15625
Слайд 19Задача из учебника "Арифметика"
Леонтия Магницкого
"Случися некому человеку к стене лестницу
прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп.
И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать."
Ответ: 44 шага
Слайд 20
Применение теоремы Пифагора
Какую наибольшую высоту должна иметь антенна
мобильного оператора, чтобы передачу можно было принимать в радиусе R=200 км? (радиус Земли равен 6380 км.)
Решение:
Пусть AB= x, BC=R=200 км, OC= r =6380 км.
OB=OA+AB
OB=r + x.
Используя теорему Пифагора, получим
Ответ: 2,3 км.
Строительство
Астрономия
Мобильная связь
Слайд 21
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса
должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты.
Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
Слайд 22Некоторые из 325 Пифагоровых заповедей:
Мысль – превыше всего между людьми.
Сыщи
себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов.
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Не пренебрегай здоровьем своего тела.
Либо молчи, либо говори то, что ценнее молчания.
Научись жить просто и без роскоши.
Не закрывай глаза, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за день.
Слайд 23Пифагорейцы с равным усердием заботились и о духовном развитии, и о
физическом. У них был особый распорядок дня, в котором находилось время для гимнастических упражнений. Не случайно среди дошедших до нас имён олимпийских победителей так много кротонцев: шестикратный победитель Олимпийских игр среди борцов ученик Пифагора Милон; легендарный прыгун Фаилл.
Слайд 24теорема о сумме внутренних углов треугольника;
построение правильных многоугольников и деление плоскости
на некоторые из них;
геометрические способы решения квадратных уравнений;
деление чисел на чётные и нечётные, простые и составные;
создание математической теории музыки и учения об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и многое другое.
Тест
1. О каком древнем математике вы сегодня узнали
а) о Демокрите; б) о Магницком; в) о Пифагоре; г) о Ломоносове.
2. Что открыл этот математик
а) теорему; б) рукопись; в) древний храм; г) задачу.
3. Как называется большая сторона в прямоугольном треугольнике?
а) медиана; б) катет; в) биссектриса; г) гипотенуза.
4. Почему теорему назвали «теоремой невесты»
а)потому, что она была написана для невесты;
б) потому, что она была написана невестой;
в) потому, что чертеж похож на «бабочку», а «бабочка» переводится как «нимфа» или» невеста»;
г) потому, что это загадочная теорема.
5. Почему теорему назвали «мостиком ослов»
а) она применялась для дрессировки осликов;
б) только умный и упрямый мог преодолеть этот мостик и доказать эту теорему;
в) написали ее «ослики»;
г) очень сложное доказательство теоремы.
6. В теореме Пифагора квадрат гипотенузы равен
а) сумме длин сторон треугольника;
б) сумме квадратов катетов;
в) площади треугольника;
г) площади квадрата.
7. Чему равны стороны египетского треугольника?
а) 1, 2, 3; б) 3,4,5; в)2,3,4; г) 6,7,8.
8. Если в прямоугольном треугольнике два катета соответственно равны
5см и 12 см, то гипотенуза равна…
а) 15 см; б) 17 см; в) 13 см; г) 60 см.
9. Напишите, где применяется теорема Пифагора
10. Напишите, что интересного вы узнали на этом уроке.
Слайд 26Значение теоремы Пифагора
Как символ вечного союза
Как верной дружбы знак простой,
Связала ты
гипотенуза,
Навеки катеты с собой.
Путей окольных избегая
И древней истине верна,
Ты по характеру – прямая,
И по обычаю точна.
Скрывала тайну ты, но скоро
Явился некий мудрый грек.
И теоремой Пифагора,
Тебя прославил он на век.
Хранит тебя безмолвно, чинно
Углов сторожевой наряд;
И копья – острые вершины –
По обе стороны грозят.
И, если двоечник, конфузясь,
Немеет пред твоим лицом,
Пронзи его гипотенуза
Своим отточенным копьем!
Слайд 27О т е о р е м е П и ф а г о р а
Суть истины вся в том, что нам она – навечно,
Когда хоть
раз в прозрении её увидим свет,
И теорема Пифагора через столько лет
Для нас. Как для него, бесспорна, безупречна …
(Отрывок из стихотворения А. Шамиссо)
Слайд 28http://www.zaitseva-irina.ru
http://www.samos-travel.com/photos.html
http://images.yandex.ru
http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9Xt0dmymRAsAFBPuMjsGwhcEy
Остров Самос