Слайд 1Путешествие по музеям
Классный час
*
http://aida.ucoz.ru
Слайд 2Эпиграф
Прошлое небезупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо.
М. Горький
*
http://aida.ucoz.ru
Слайд 3Вступительное слово
Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир музеев.
Они есть почти во всех странах, а у нас в России не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в каждом областном центре.
В переводе с древнегреческого музей, или мусейон, означает «храм муз».
В честь девяти муз, прекрасных и вечно юных спутниц бога Апполона - покровителя искусств, древние греки создавали свои мусейоны,
в которых можно было увидеть
великолепные мраморные статуи,
изящные произведения
изобразительного и ювелирного
искусства.
Слайд 4Посещая их, люди восхищались представленными там изумительными творениями прославленных мастеров и
художников: каменными стелами с изображениями героев, статуями муз и их жертвенниками, украшениями, вазами и многим другим.
Создатели музеев бережно сохраняли все это великолепие не только для современников, но и для своих потомков.
Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, сюда собирались
на ученые диспуты и состязания
философы, поэты, певцы, музыканты.
Слайд 5В наше время музеи являются культурно-историческими центрами, в которых собрано все
ценное, что создано человечеством за многовековую историю.
Музей называют исторической памятью народа. Здесь мы можем увидеть изделия талантливых мастеров прошлого, вызывающие гордость потомков: украшения, посуду, игрушки, музыкальные инструменты, одежду.
В залах музея находятся рукописи, письма, дневники, награды, предметы быта выдающихся людей, чья жизнь и деятельность были отданы служению Отечеству, науке и искусству.
Слайд 6Музей материнства в Афинах
Греческий врач-педиатр Христос Оикономопулос открыл свой удивительный Музей
материнства у подножия афинского Акрополя.
«Моя мать рано умерла от пневмонии. Когда я поступил в высшую школу в городе Патры, мы жили как раз напротив детского приюта, и я часто размышлял над тем, что у меня и у тех детей много общего. Мне очень недоставало матери…» — так впоследствии отвечал создатель Музея на все вопросы и расспросы.
Слайд 7На его стенах экспонируются византийские иконы с изображением Богоматери и божественного
младенца, а также всевозможные картины на тему материнства. В стеклянных ящиках и витринах выставлены различные детские принадлежности: побрякушки, кольца для прорезывающихся зубов, самодельные рожки, деревянные формы для пряников и лепешек, детские чепчики, нагруднички…
Коллекция в основных своих экспонатах отражает традиционную будничную жизнь греческой матери-крестьянки.
Слайд 8В музее есть игрушки — более 1200 образцов кукол, сделанных из тряпок
или глины, многочисленные зверушки, обезьянки из прутиков… А вот кусок глины на красном шнурке — это амулет «нереидос фондило». Его привязывали на шейку малышу, когда ему исполнялось три месяца. Делалось это для того, чтобы ребенка не задушили злые ведьмы-нереиды.
Слайд 9В экспозиции Музея есть и многочисленные «тамата» — восковые изображения детей. Эти
фигурки матери ставили в церкви вместо свечей во имя спасения своего дитя. Смертность среди детей в то время была очень высокой, особенно в деревнях. И если все же беда приходила, то мертвого ребенка хоронили с восковым крестом во рту, чтобы ангелы видели, что ребенок крещеный.
Слайд 10Христос Оикономопулос много путешествовал по островам, деревням и городкам древней Эллады.
Он расспрашивал крестьян о традициях предков и народных методах врачевания многих болезней.
А однажды он просто пришел в изумление, узнав, что в отдаленных горных деревнях и по сей день все идет так, как и многие сотни лет назад.
Врач записывал на магнитофон народные сказки, колыбельные песни, наговоры, плачи. И постоянно привозил из таких поездок все новые и новые экспонаты для своего Музея.
Слайд 11В музее очень много фотографий, рассказывающих о жизни женщин-матерей из разных
районов Греции, Малой Азии, греческой диаспоры. В музейной библиотечке можно увидеть (и почитать!) две тысячи редких книг на эту тему.
«Есть в мире Музеи игрушек, костюмов, но ни в одном каталоге мира я не нашел Музея материнства Поразительно, что никто не додумался до этого!» — говорит Христос Оикономопулос.
Слайд 12Мемориал Марка Твена
Старинный светлый городок Ганнибал в США (штат Миссури) живописно
раскинулся на зеленых холмах. Чистые его улочки сбегают к полноводной реке Миссури. С одного из холмов открывается обзор на всю реку вниз по течению и на лесистые просторы Иллинойса уже на другом ее берегу.
Приезжая в родной Ганнибал, Марк Твен поднимался на Холидэй-хилл, откуда был виден весь город, и снова чувствовал себя мальчиком, а все прошедшие годы казались ему долгим сном.
Слайд 13Мемориал Марка Твена
Жители Ганнибала безмерно гордятся своим всемирно известным писателем-земляком, и
поэтому здесь открьп мемориал Марка Твена. Во-первых, с 30 июня по 4 июля в Ганнибале проходят «Национальные дни Тома Сойера». Этот фестиваль, на который съезжаются семьями со всей Америки, проводится вот уже 40 лет. Желающих покрасить забор — хоть отбавляй. Босые мальчишки, закатав рукава рубашки и подвернув джинсы, соревнуются, кто быстрей и лучше покрасит отведенные им несколько досок. За белым забором как раз и располагается родной дом и Мемориальный музеи Марка Твена.
Слайд 14В доме семейства Клеменсов обстановка создана очень простая и строгая. Из
маленькой спальни на втором этаже Том удирал ночью через окно, заслышав условный свист Гека. Напротив через улицу — «дом с колоннами», принадлежавший доктору Гранту. В гостиной наверху — восковые фигуры — доктор Грант в кресле у камина, за столом миссис Грант и ее мать миссис Кроуфорд, возле стола — доктор Пик в визитке и с тросточкой.
Внизу — аптека доктора Гранта с традиционным набором медных ступок, пестиков, колбочек и весов, которые Твен называл «орудиями уничтожения». Зубоврачебные инструменты того времени и впрямь напоминают орудия пытки. В доме по соседству — книжная лавка и музей Бекки Тэтчер. Восковая русокосая Бекки в кокетливых панталончиках расскажет, если нажмешь кнопку у двери, о детской любви к ней Тома Сойера.
Слайд 16На Хилл-стрит в «доме с привидениями» расположен музеи восковых фигур. Известный
американский скульптор Мартин Крюсон создал 27 восковых фигур в человеческий рост. Тут и родители самого Марка Твена, и герои двух его самых популярных книг — Том Сойер, Гек Финн, тетя Полли, Сид, вдова Дуглас, индеец Джо и другие Вечером в освещенном окне под крышей видно и само привидение.
Слайд 17Впрочем, вся историческая часть города — мемориал Марка Твена Городок Ганнибал живет
Твеном. Каждый ресторанчик использует в своем названии имена Марка Твена и его героев — Тома Соиера, Бекки Тэтчер и Гека Финна. Не забыт и злодей-индеец Джо — его именем назван кемпинг. В лавке тетушки Полли продаются изделия народных промыслов, а в магазине миссис Клеменс — антиквариат, куклы, мебель и прочее. Кажется что вся Америка, вступив в «позолоченный век» (60–70-е годы XIX века), сбросила в Ганнибал предметы строгого пуританского быта кухонную мебель, лоскутные одеяла, которые трудолюбивые леди того времени украшали затейливыми узорами.
Слайд 18Даже церковь не упускает случай упомянуть о своем знаменитом земляке. В
проспекте Первой пресвитерианской церкви можно прочитать следующее: «Возможно, вам будет интересно узнать, что Сэмюэль Клеменс (Марк Твен) иногда посещал Первую пресвитерианскую церковь Ганнибала. Ему было четыре года, когда семейство Клеменсов поселилось в нашем городе». А настоятель церкви обязательно продемонстрирует висящую на стене в рамочке страничку летописи приходской жизни времен Твена.
Можно побывать и в знаменитой пещере, где когда-то заблудились Том и Бекки. Здесь уже побывало не одно поколение туристов, о чем говорят многочисленные надписи на ее стенах. Сначала эти надписи делались с помощью коптящих свечей, теперь нынешние любители, чтобы запечатлеть свои имена, пользуются фломастерами и маркерами.
Слайд 19Пещера в настоящее время вся электрифицирована, и любезный гид покажет ее
чудеса — «Гостиную». «Собор», «Дворец Аладдина», тайные укрытия знаменитых грабителей. В городе Ганнибале давно вошло в моду даже венчаться в пещере. Жених и невеста приглашают туда пастора и гостей. Однажды на такую свадьбу явилось 150 приглашенных.
Мечтая вернуться в полюбившиеся им места, люди бросают монетки в моря, озера, фонтаны. В Ганнибале принято бросать монетки в расщелину пещеры — там уже скопился всем видимый клад.
Слайд 21Музей Чертей
Жил-был в Литве такой художник (странно, что не логопед) Анта́нас
Жмуйдзина́вичюс, который коллекционировал чертей, леших, ведьм и прочих веселых существ. После его смерти в 1966 году, экспозиция масок и фигурок располагается в его доме-музее в Каунасе и, надо заметить, она постоянно пополняется.
Слайд 22Музей чертей
В этом единственном в мире Музее чертей их находится около
тысячи, а может быть, и больше. Так что знаменитое пиратское выражение «Тысяча чертей» здесь будет в самую точку. В конце 1991 года их насчитывалось около 2000 экземпляров.
А открыт этот необычный музей в литовском городе Каунасе. Он был создан в 1966 году на основе личной коллекции профессора Антанаса Жмуйдзинавичюса. И каких только здесь не было чертиков, чертей, чертенят! Из керамики, дерева, металлов, кожи, пластмасс, порой даже из самых экзотических материалов.
Слайд 23Музей чертей
«Черти» собрались в музей из двадцати трех стран мира, и
коллекция постоянно пополняется. Кстати, у одного из постоянных «поставщиков» Музея, коллекционера Гедиминаса Юренаса, дома в личной коллекции собрано 2500 чертей. Побольше, чем в самом Музее… Расположился домашний музей чертей и в квартире режиссера Харьковского кукольного театра С.А Смелянской Первый экспонат появился у нее в 1971 году, а сейчас их уже более трехсот. Изготовлены они тоже из самых разных материалов: стекла и металла, меха и кожи, резины и воска, гвоздей и даже… мыла. Домашний музей С. А. Смелянской производит такое впечатление, будто в нем собрались «нечистые» со всего мира. И действительно, прибыли они сюда из разных городов — Кишинева и Паневежиса, Киева и Херсона, Таллинна и др. Есть и зарубежные гости — из Чехословакии, Польши, Болгарии, Японии и далекой Боливии.
Слайд 24Музей чертей
В домашнем музее С. А. Смелянской находятся не только отдельные экспонаты чертей,
они украшают буквально все: пепельницы подсвечники, кружки, трубки. Забавные фигурки с рожками и хвостом уютно расположились на значках и ручках, тростях и театральных программках, афишах и конфетных коробках. Как рассказывает сама хозяйка, все началось с пустяка, а впоследствии оказалось делом увлекательным. Очень интересно было сравнивать чертей разных «национальностей», ведь они зачастую олицетворяли человеческие пороки — пьянство, жадность, лень…
Слайд 25Музей чертей
Увлечение матери разделил и ее сын, который охотно пополняет домашний
музей. Так, в свое время из Прибалтики он привез керамическую кружку с ручкой-чертом и громадную восковую свечу с его изображением. А однажды из Киева прибыли «ватынанки» — бумажные черти. Есть в музее и чертик в виде деревянной каталки для теста, из крышек шариковых ручек изготовлен «черт-канцелярист». Неизменный восторг у друзей С. А. Смелянской и у простых посетителей вызывает зелёный чёртик, который выскакивает из пивной кружки.
Слайд 31Музей мыши
Есть на Верхней Волге город с милым названием - Мышкин.
Ну, где еще имячко крошечного зверька отразилось так ласково, так забавно? А коли получилось так, то есть ли на Земле иное место, где всего лучше быть единственному в мире музею Мыши?!
Здесь он и создан, здесь и веселит и радует гостей. А идея создания такого музея-улыбки любезно подарена старыми другом города, столичным журналистом Ильей Борисовичем Медовым.
Он и привез в Мышкин первые экспонаты музея: мышей из Германии, Польши, Франции. Конечно, не живых, а веселые игрушки из самых разных материалов, в самых разных сказочных обличиях.
Начиналось все это в 1990 году, а в 1991 музей уже смело распахнул свои двери многочисленным посетителям и широко заявил о себе во многих газетах и журналах.
Слайд 32Музей мыши
А особенно помогли его шумной бойкой известности публикации в "Пионерской
правде" и "Веселых картинках". Вот тут на музей обрушился град, деждь, ураган писем с рисунками, поделками, с рассказами, сказками. И все творчество - самых маленьких жителей Земли.
Письма шли отовсюду: от Сахалина до Калининграда. А потом и из дальнего зарубежья пробился поток!
Пятнадцать тысяч писем - это почта первого полугодия. Она стала и великой радостью, и великой проблемой музейщиков. Как отвечать?! А отвечать-то очень нужно бы, ведь за каждым письмецом - детское сердечко!
Почту привозили в музей в мешках! До пяти мешков за один раз. А бывало, что и по десятку!
Слайд 33Музей мыши
Ух, пора обновлять экспозицию! (Это понадобилось уже через несколько месяцев!)
Витрины для нее сделал мышкинец Сергей Алексадрович Овсянников, местный учитель труда - и, конечно, бесплатно. Ведь мышкинские музеи - общественные, там все на любви и доброте душевной!
Оформляла экспозицию Карсакова Лидия Александровна, художник Клуба Юных Друзей (Дома пионеров), а командовал всей этой работой ее ласковый супруг Олег Борисович, общественный директор музея. (Тут же все - общественники, Олег Борисович - один из самых-самых, он в музее вырос с первого класса до директорства!)
С каждым годом известность забавного музея возрастала, вот он в "русском Гиннесе" (книге "Диво"), вот уж ему поступили подарки из СОРОКА ВОСЬМИ (!) российских городов. Вот уж о нем узнали даже в далекой Японии.
Слайд 34Музей мыши
И у музея началась добрая дружба с академиком Дмитрием Сергеевичем
Лихачевым и с поэтом Булатом Шалвовичем Окуджавой. Оба стали активными искателями и дарителями! И мы к ним даже в гости ездили!
А как теперь живет и трудится для людской радости музей Мыши? О-о, неустанно и почти неусыпно. Летом посетители идут сюда допоздна. И подарки текут неиссякаемым ручеечком. Пришлось в крылечке устроить постоянную выставку "Это нам подарили вчера". Пришлось устроить выставки самых интересных писем, сейчас действует семнадцатая выставка!
Слайд 35Появились связи с разными любопытними людьми из далеких стран и с
примечательными организациями, например, с музеем Котов из Литвы! И появились уникальные мыши, сделанные в единственном экземпляре специально для музея Мыши. Например, ростовские финифтяники исполнили великолепную красавицу-мышку на финифти. Например, самарские игрушечники в своем материале так же постарались! А московские художники удивили мир матрешкой на мышиные темы.
И музей Мыши начал великое, всемирного масштаба дело - заложены основы науки - мышеологии! Не смейтесь, это вполне серьезно. То есть смейтесь, но с осознанием важности деяния! В основы мышеологии уже легли серьезнейшие доклады российских и германских ученых. Например, образ мыши в средневековой иконописи. Например, мышь как добрый посланец богов в средневековой литературе. Или - образ мыши в русских сказках. На-у-ка создается!
А коли музей работает так проворно и широко, то сами собой открылись перспективы необычные - в городе Мышкине прогрохотал в 1996 (год Мыши по восточному календарю) международный Фестиваль Мыши. Со своей "мышиной" программой, со своим маскарадом, со своей валютой! Да, были даже свои мышкинские (а на этот день - всемирные!) деньги. А именно: глиняные, смешные, номиналами в 1 СЫРР, 2 СЫРРА, ПОЛ-СЫРРА, ТРЕТЬ СЫРРА...
А ежели все так масштабно, то остался всего один шаг до деятельности издательской. И она нынче стартовала - выпуском в местной типографии книжки вполне уникальной - "Мыши.
Слайд 36А чем занят музей сейчас? Чего он желает? Над чем работает?
О чем мечтает?
Мечтает о большой, концептуально разнообразной экспозиции. Например, нужны в ней такие темы: мышь в музыке, мышь в сказках, мышь в изобразительном искусстве, мыши знаменитых дарителей и многое другое. И подбор экспонатов по всем этим (и другим) линиям ведется.
А у администрации города музейщики просят себе дом побольше, чтобы попросторнее мышам жилось. А то им в тесных норках исторически уже надоело!
С музейщиками вполне согласны все мыши. А особенно большущая мышь-БабушкаС музейщиками вполне согласны все мыши. А особенно большущая мышь-Бабушка, что сидит в главном зале в кресле перед камином и бесконечно что-то вяжет. И также толстушка мышь Таня, что выпрашивает у гостей то конфетку, то монетку. И мышка Марфуша, которая задумчиво, флегматично все читает "Мышкинские сказки".
И большая степенная мышь Иван Капитонович, который летом помогает торговать книжками и сувенирами. И, конечно, самая заслуженная мышь музея - мышонок Федор. Он - казначей и по нынешнему рыночному времени его работа с денежками - дорогого стоит!
Слайд 40МУЗЕЙ СПИЧЕК
В Калуге находится единственный в своем роде Музей спичек, созданный
энтузиастами в 1980-х годах. Как видно из названия, вся его экспозиция посвящена исключительно спичечному производству. В музее можно увидеть спичку, длина которой более метра, спичку-свечу, которая горит почти полчаса, спичку, которая не гаснет на ветру, в дождь и снег, и многие другие экспонаты.
Слайд 41Тысячи лет назад наши предки научились добывать огонь терпеливым трудом, в
поте лица – трением двух кусков дерева. Затем пришло умение высекать искры из камня.
Значительно позже появились «мокрые» спички. Конец палочки покрывали серой, которую обмазывали смесью сахара и хлорноватокислого калия. Головку такой спички нужно было еще намочить серной кислотой, чтобы смесь вспыхнула и зажгла серу. Затем появились «фосфорные» спички. Принцип их поджога был весьма затруднительным. Щипцами следовало раздавить стеклянную трубочку, скрытую в бумаге, и тогда кислота смешивалась с зажигательной смесью. Ни «мокрые», ни «фосфорные» спички для походов не годились.
Первая в России спичечная фабрика стала действовать в 1837 году в Петербурге. Однако, вопрос остается открытым: кто же все-таки зажег первую спичку в современном виде?
Слайд 42Большинство мнений склоняется, что этим человеком был И. Каммерер из немецкого
города Людвигсбурга. Каммерер работал над своим изобретением в тюрьме. Офицер стражи поддержал чудачество арестованного, позволив ему устроить в камере маленькую химическую лабораторию. Удача не приходила до тех пор, пока изобретатель покрывал концы деревянных палочек серой. Но однажды чудак применил фосфор, и появился свет. Проводя фосфорной спичкой по стене камеры, Каммерер научился легко её поджигать.
Обретя свободу, Каммерер не сумел запустить своё изобретение в серийноё производство, лишился рассудка от обиды и умер в доме умалишенных.
Слайд 43МУЗЕЙ МОЛОКА
В 1980-х годах в Каунасе открыт для посещений Музей молока.
Многочисленные экспонаты музея рассказывают все о молоке и получаемых из него продуктах, о развитии молочной промышленности. Большой интерес посетителей вызывают народные рецепты изготовления масла, сыров, простокваши и других продуктов из молока, собранные краеведами и специалистами.
Слайд 44МУЗЕЙ СОЛИ
В городе Артемовске Донецкой области, одном из центров по добыче
каменной соли, в годы советской власти создан Музей соли. Среди экспонатов музея — макеты рудников, где добывается это ценное сырье, а также машины и механизмы для добычи соли. В музее собраны образцы соли из всех уголков Земного шара.
Слайд 45МУЗЕЙ ВОДЫ
В 1981 году при Управлении городского водоканала в Харькове был
открыт Музей воды. Посетители имеют возможность познакомиться с историей водопровода и сантехники. Каждый экспонат музея учит беречь природное богатство — пресную воду.
Слайд 46МУЗЕЙ РЕЗНОЙ КОСТИ
На мысе Дежнева в поселке Уэлен в 1931 году
была создана косторезная мастерская. При ней организован единственный в стране Музей чукотской резной кости. В его экспозиции представлены выразительные фигурки людей, животных и целые скульптурные группы. Резьба идет по моржовому клыку, китовому ребру, а также на бытовых предметах.
Слайд 47Музей дождевого червя
Австралийские гигантские дождевые черви, живущие в холмах Юго-Западного Гипсленда,
могут достигать 4 метров в длину. Недалеко от города Басс в Австралии находится музей-аттракцион в виде 100-метрового дождевого червя. Здесь можно совершать путешествия «внутри» самого червя и по червячным ходам на четвереньках.
Слайд 48Австралийский гигантский дождевой червь (Megascolides аustralis) — вид дождевых червей, достигающих
в длину 4 метров. Это самое крупное почвенное беспозвоночное в мире. Живет он только в Австралии на холмах Юго-Западного Гипсленда.
Европейские переселенцы впервые узнали о существовании этих червей в 1878 г., когда два землемера случайно выкопали гигантского червя. Однако аборигены хорошо знали об их существовании. Несмотря на свои размеры, гигантские черви очень похожи на других дождевых червей по строению и образу жизни. Много в них и совершенно загадочного. Например отсутствие врагов: их никто не ест, если только схватят по ошибке, приняв за змею.
Слайд 49Загадка и то, как они умудрились выживать в течение тысячелетий. Ведь
хотя эти черви ни для кого не вкусны, они удивительно уязвимы. Гораздо нежнее наших, российских. И размножаются австралийские гиганты гораздо медленнее: срок развития зародыша — до 9 месяцев. Пока неизвестно сколько они живут, как быстро растут, чем болеют. Неясно и их происхождение.
В 1985 г. недалеко от г. Басс (Австралия) Джоном Маттеусом был создан Музей-аттракцион гигантского дождевого червя Гипсленда (так его называют в Австралии). Музей под стать червю: огромное 100-метровое здание в виде дождевого червя.
Слайд 50О пользе дождевых червей много написано, а садоводы и огородники убедились
в этом на собственном опыте. Но чтобы заводить для этого труженика музей?
Есть такой в Австралии. Представьте, червь там обитает особенный. Первые переселенцы на этот континент, а это были нередко каторжники, обнаружив впервые 2-метрового червя, пришли в ужас. А ведь впоследствии находили червей длиной в 4 и даже 5 м.
Встречаются такие безобидные вегетарианцы не только в Австралии, притом исключительно на юго-западном Гипполенде (к востоку от Мельбурна). Это самое крупное в мире беспозвоночное животное. Но поражают не только его размеры. У этого червя 7 сердец. Не от этого ли он столь нежен? От одного прикосновения может погибнуть. Как же он выжил в течение тысячелетий? А дело в том, что здесь у него нет врагов. Его никто не ест, даже аборигены, которые охочи до всяких гусениц и бабочек.
Слайд 51Такой вот уникум, ученые тоже до последнего времени не интересовались его
жизнью. Все изменилось 20 лет назад, когда предприниматель Джен Мэтьюз понял, что у него в руках беспроигрышный бизнес. Он построил музей-аттракцион. Это 100-метровая копия червяка. И теперь туристы могут ходить по его “внутренностям” - многометровому “желудку”, посчитать его “сердца”.
Проснулся интерес и у ученых. При музее даже есть научный центр. Оказалось, что его зародыш развивается, как и у нас, 9 месяцев. А уж какой он земледелец! Ведь, как и маленькие его собратья, он рыхлит землю, снабжает ее кислородом и влагой. Не случайно эти места славятся большими урожаями. Плодородие почв возросло в 10 раз.
Слайд 52Музей желудка сома
На рыбзаводе озера Балхаш работает самый необычный в стране
музей. Это музей желудка сома! Монеты и пуговицы, расчески и камешки - все это найдено в желудках рыб.
Один сом проглотил пару галош и целый кирпич! Но больше всего находили пустых консервных банок. Целая попалась только одна - "Сом в томате".
Слайд 53Музей желудка сома
Единственный и неповторимый Музей желудка сома расположен на рыбозаводе
озера Балхаш. Если вы и понятия не имели о том, что же находиться в желудке у сома – добро пожаловать в этот музей. Оказывается рыба-сом очень любит жестяные банки из-под сгущенки, расчески, пуговицы, монеты, камушки. А иногда она вовсе не прочь перекусить парой галош, или даже 60-килаграммовым кирпичом.
Слайд 55Музей футбола
В Лондоне действует, может быть, единственный в мире Музей футбола.
Любители этого вида спорта могут посмотреть там пятнадцатиминутные фильмы о выдающихся матчах прошлого, фотографии, рассказывающие об истории футбола. А история футбола, особенно в Англии, очень интересна, ведь об азарте и воинственности английских футбольных болельщиков известно во всем мире.
Это в наше время футбол пользуется всенародным признанием, а в XII веке в средневековой Англии футбол только начинал свой путь. В английских городах в футбол играли на рыночных площадях и даже на узких кривых улицах, а численность играющих доходила до ста и более человек. Играли с середины дня и до захода солнца, ограничений почти никаких не существовало. Можно было играть руками и ногами, можно было хватать игрока, владеющего мячом, и сбивать его с ног. Как только кто-то овладевал мячом, за ним тут же устремлялась буйная толпа играющих.
В азартных свалках с треском рушились торговые палатки, в щепки разносились базарные ларьки. Полные ужаса, прижимались к стенам домов солидные горожане, монахи и даже… рыцари. В деревнях и реки не служили игрокам преградой. Случалось, что некоторые из них тонули, но другие этого порой совсем не замечали. Английский писатель Лонгвуд писал о футболистах, что у них «щеки в синяках, ноги, руки и спины переломаны, выбитые глаза, носы, полные крови…». А иностранный путешественник Гастон де Фуа, наблюдая за игрой, воскликнул: «Если англичане называют это игрой, то что же они называют дракой?!»
Слайд 56Музей футбола
Очень скоро против футбола ополчились церковники, феодалы и купцы. Они
требовали запретить футбол: эта народная игра казалась им очень опасной, потому что частенько под предлогом игры сплачивались недовольные. В 1313 году король Эдуард II запретил игру в пределах города. В королевском указе футбол был назван «беснованием с большим мячом».
Посетители Музея могут увидеть на стенде постановление одного шерифа, которым тот присудил к штрафу и тюремному заключению двух ремесленников за то, что они, «собравшись с неизвестными злоумышленниками в количестве около ста человек, играли самым незаконным образом в известную противозаконную игру с мячом, именуемую футболом, посредством которой между ними произошло побоище»
Есть в Музее футбола и залы с восковыми фигурами знаменитых игроков. Не счесть здесь и выставленных трофеев — вымпелы, кубки, медали. В Музее представлена и майка легендарного Пеле. Также здесь хранятся две золотые монеты, имеющие непосредственное отношение к футболу. В 1863 году были введены новые правила игры, запрещающие касаться мяча руками. Тренер команды из города Шеффилда стал выдавать игрокам во время матчей по две золотые монеты. Зажатые в руках футболистов монеты не давали им возможности хватать мяч руками.