Слайд 1«Приключение на Блудовом болоте»
Игра – путешествие
по произведению
М. М. Пришвина
«Кладовая солнца»
Презентацию подготовила:
Шмырёва Анна Юрьевна
учитель русского языка и литературы МКОУ «Петуховская СОШ № 1»
г.Петухово Курганской области
Слайд 2 1 этап «Презентация»
Игра «Графомания»
Задание: из данных слов составить текст, рассказывающий о своей команде.
Дети, работа, литература, приключения, любить, открытия, узнавать, особенный, экстремальный, отправляться, хотеть, находчивый, дружный
Слайд 32 этап «Домашнее задание»
ТЕСТ
Жанр произведения:
а) повесть;
б) сказка;
в) сказка-быль.
Название произведения означает, что речь идет о:
а) богатых залежах торфа на болотах;
б) о душевном богатстве людей;
в) о богатом растительном и животном мире
Слайд 4Тест
3. В произведении описываются события:
а) времен первой мировой войны;
б) периода ВОВ;
в) наших дней.
4. Тема произведения:
а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к ней;
б) взаимоотношения между людьми;
в) размышление о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.
Слайд 5Тест
5. Повествование в произведении ведется
от лица:
а) Митраши
и Насти;
б) геологов;
в) жителей деревни.
6. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:
а) прекрасное равенство;
б) бесспорное первенство сестры;
в) преимущество брата.
Слайд 6Тест
7. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей
жить для:
а) других;
б) себя;
в) природы.
8. Человеческая правда, которую перешепнул Антипыч Травке, - это правда:
а) принципа «один за всех и все за одного»;
б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;
в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я»
Слайд 7Тест
9. Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев, потому что:
а) они напоминали ей о собственном горе;
б) собаке было страшно слышать этот вой;
в) ей было их жалко.
10. В предложении: «Земля над ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется:
а) антитеза;
б) сравнение;
в) гипербола.
Слайд 93 этап «Сборы»
Из представленных предметов отберите те,
которые взял с собой в лес Митраша, а которые – Настя, и добавьте к ним ещё любые 3, которые взяли бы вы, объясните почему?
Компас, ружьё, топор, верёвка, полотенце, корзина, молоко, хлеб, картошка, сумка, соль, спички, карта местности, телефон, палатка, теплые носки.
Слайд 114 этап «Лингвистический»
1. Соотнесите слова с их лексическим значением.
2. Подберите общеупотребительные синонимы к диалектным словам.
Слайд 125 этап «Орфографический»
О Михаиле Пришвине
Детство и юность Пришвина прошлИ в средней полосЕ РоссиИ. Его семья жила в усадьбе около деревнИ. Здесь от деревнИ к деревнЕ тянутся леса, поля, сады с чудесными рАстениями. Берега рек зарОсли плакучей ивой. С охотничьим ружьём и запИсной книжкой пОбывал Пришвин на УралЕ , в СибирИ , в КарелиИ . Он открыл в прИродЕ много тайн и пОдарил их своим читателям.
Слайд 146 этап «Блудово болото»
Блиц-турнир
Какие деревья селятся в приболотцах, а какие – в боринах?
Где и как растут клюква, черника, голубика, костяника? Прочитайте в тексте.
Блудово болото встречает детей неприветливо, оно пугает их, предупреждает: здесь опасно! Найдите в тексте слова, словосочетания, которые подтверждает данный тезис.
Слайд 15Блиц-турнир
4. Каких птиц встретили ребята в
лесу?
ТЕК-ТЕК!
ШВАРК – ШВАРК!
КРЯК – КРЯК!
ГУ – ГУ!
Слайд 177 этап «Капитаны»
Расскажите, как возникают болота и почему они так называются;
Правда
ли, что болото - кладовая солнца, и как это понять?
Как должен вести себя человек, оказавшись, подобно Митраше, в болотной трясине?
Какие пословицы, поговорки имеются в сказке-были?
Слайд 18 8 этап «Подумай»
Вставьте примеры олицетворения в предложения:
1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово болото ____, ______, ______.
2) И вот первый луч наконец-то ______ на щеках у детей.
3) Деревья так _______ ________.
4) Очень __________ старушки ёлки.
Слова для справок: прокалывая, зарычали, завыли, застонали, заиграл, жалобно стонали, волновались.
– О чём говорят эти примеры?
Слайд 19Выводы
Почему сказка-быль названа «Кладовая солнца»?
Как вы понимаете: быть счастливым – делать
добро?
Какую правду перешепнул Антипыч своей собаке Травке?
Слайд 20
Эта правда есть правда вековечной
суровой борьбы людей за любовь.
Слайд 21Открылся перед детьми путь к утверждению человечности, добра:
Спасли Травку от одиночества,
заставили поверить в доброе отношение людей;
Избавились от порочных качеств
характера – жадности, упрямства; помогли эвакуированным детям, как помогали и им люди после смерти родителей;
Утверждается возможность победы над злыми силам: избавили округу от Серого помещика.
Слайд 22Рефлексия
- Понравилось ли вам путешествие?
- Как лучше преодолевать трудности: в
одиночку или группой?
Дайте оценку нашему занятию
Слайд 23Литература
1. Фотографии, картинки на ЯНДЕКС:
2. Природа - http://www.mota.ru/upload/
3. wallpapers/nature_344-320x480.jpghttp://img-2006-10.photosight.ru/07/1689157.jpg
4.
Музыка с МР3 диска «Классическая музыка»;
5. http:www.biodi vepsil.ru/proqrams/photo-exibition-2/photo/5928ramq.jpq
(звуки птиц, изображение глухаря)
6. Презентация авторская.