Слайд 1Повторение и обобщение по теме
«Лексика».
ПУТЕШЕСТВИЕ в СЛОВО
Учитель русского языка и литературы
Анашкина Наталья Владимировна
МКОУ БГО Ульяновская СОШ
Слайд 2Цель: в игровой форме с использованием новых образовательных технологий повторить сведения,
полученные в разделе «Лексика».
Слайд 3Задачи:
1)Продолжить работу по формированию системы знаний по лексике и культуре речи.
2)Формировать
умения использовать полученные знания в различных речевых ситуациях.
3)Развивать навыки построения речевого высказывания и связного текста с учётом лексического значения слова.
4)Воспитывать любовь и бережное отношение к слову.
Слайд 4В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём -
И
сами до всего дойдём.
Слайд 5Учитель. Я встретила гонца из далёкого прошлого. Он путешествует во времени,
но не может продолжить путь, пока не найдёт ответ: «Почему в далёком прошлом, получая в подарок эти два предмета, одни плакали, другие – веселились?».
В руках у гонца были камень и цветок.
Огласите своё решение.
Слайд 6Камень можно расценивать как угрозу. Цветок – недолгая жизнь. А с
другой стороны, камень – стойкость, цветок – процветание. Поэтому трудно понять, что именно тебе желают: добра или зла.
Слайд 7Учитель. Это правильное решение, гонец может продолжить свой путь.
Один и тот
же предмет истолкован по-разному, значит, начнётся война или укрепятся взаимоотношения, зависит только от того, как истолкуют значение предметов. Ошибки неизбежны. Но, к счастью, предметное письмо сменилось письменностью.
Слайд 8И появилось Слово! – Бытия основа –
Всему начало и венец.
Слайд 9Понимать друг друга люди стали гораздо лучше. А сможем ли мы
их понять? Во время раскопок нашли старинные записи. Что написано в этих бесценных свитках? Расшифруйте эти записи.
Слайд 10Брадобрей очи десница ланиты выя чело баталия уста глаголет перст
Слайд 11 брадобрей – парикмахер;
очи – глаза;
десница – рука;
ланиты – щеки;
выя – шея;
чело – лоб;
баталия – битва;
уста – губы;
глаголет – говорит;
перст – палец.
Слайд 12Учитель. Вы справились, молодцы. А теперь – вывод. В лексике такие
слова называют устаревшими. Они ушли из активного употребления. Но обращаться с ними надо очень бережно.
Слайд 13Известный историк прошлого века профессор
Б.К. Котляревский заметил, что иногда именно
устаревшие слова – «единственный свидетель былой жизни народа».
Слайд 14Окунёмся в атмосферу загадочного 18 века, века просвещения и бурного развития
языка. Уже тогда Ломоносов указал две функции языка:
1)функцию общения людей;
2)функцию оформления мыслей.
Слайд 15Вслушайтесь в слова Пушкина:
Под голубыми небесами,
Великолепными
коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит…
До сих пор красивее о зиме никто не сказал…
Слайд 17Учитель. Скажите, всегда ли надо возвращать то, что берётся в долг?
Слова,
пришедшие к нам из другого языка, не только не надо возвращать, но язык-носитель приветствует их активное использование другими языками.
А теперь небольшой тест. Как называются такие слова:
Слайд 18 Чужие.
Заимствованные.
Занятые.
Не наши.
Слайд 19Слова, пришедшие в наш язык из другого языка, называются заимствованными. И
ничего плохого в заимствованиях нет. Так, в 13 веке из греческого языка к нам пришло слово КОСМОС.
Слайд 20 Обратимся к этимологическому словарю.
КОСМОС – мир, Вселенная, изначально –
порядок в противовес хаосу.
А в 60-е годы 20 века мы обогатили свой язык однокоренными: космонавт, космический, космодром, космонавтика.
Эти слова мы считаем своими.
Слайд 21КОСМОС – мир, Вселенная, изначально – порядок в противовес хаосу
космонавт, космический,
космодром, космонавтика
Слайд 22Это интересно:
В 18 веке в наш язык из французского пришло слово
«косметика».
В Этимологическом словаре читаем:
КОСМЕТИКА – французское, изначально восходит к греческому слову «искусство украшения», связанному с «космос» - порядок.
Слайд 23Вывод. С точки зрения этимологии, эти слова близки, так как обозначают
ПОРЯДОК.
Слайд 24Продолжим наше путешествие.
Хорошую речь хорошо и слушать - гласит народная
мудрость. Говорить о выразительности речи, не вспомнив фразеологизмы, нельзя. Наряду с пословицами, поговорками, они, словно жемчугом, пересыпают нашу речь. Вы их знаете, поэтому легко справитесь с заданием.
Я предлагаю вашему вниманию слайды-иллюстрации часто употребляемых фразеологизмов. А вы называете этот фразеологизм и его значение.
Итак, «Кто быстрее?»
Слайд 26Ученики.
Спустя рукава (небрежно, кое-как)
Как курица лапой (небрежный почерк)
Море по колено
(ничего не страшно)
Волчий аппетит (очень сильный аппетит)
Класть зубы на полку (нуждаться)
Носом к носу (близко столкнуться)
Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)
Слайд 27Человеческий язык – удивительное, неповторимое чудо.
Слово заслуживает любви и уважения. Давайте
и мы посвятим ему стихотворение – синквейн.
Слайд 28СЛОВО.
Родное, выразительное.
Успокоит, научит, вдохновит.
Доброе слово – дверь в душу.
Богатство.
Слайд 29
Наше путешествие подошло к концу. Что же мы повторили сегодня? Мы
говорили о слове, и в связи с этим вспомнили такие понятия:
Слайд 30СЛОВО
ЛЕКСИКА
НЕОЛО-ГИЗМЫ
ЭТИМОЛОГИЧЕС-КИЙ СЛОВАРЬ
ЗАИМСТВОВАН-НЫЕ СЛОВА
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА
ФРАЗЕО-ЛОГИЗМЫ
Слайд 31Наше путешествие было насыщенным, мы проделали большую работу.
А теперь самое время
вспомнить слова И.С. Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Слайд 32Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что считаете особенно важным
для себя?
- Что вы сделали очень хорошо?
- Над чем нам всем вместе ещё надо поработать?
Самостоятельная творческая работа. Напишите своё высказывание о русском языке. Это будет ваше обращение к тем, кто будет жить через сотни лет. Какой наказ вы им дадите?
Слайд 33Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение-рассуждение «Путешествие в страну слов».
Слайд 34Литература.
Русский язык. 6 класс. Москва, «Просвещение» 2009 год.
Картинки взяты с сайтов:
images.yandex.ru
http://www.anypics.ru/
vsyaanimaciya.ru
klub-drug.ru›Школа
http://news.rambler.ru/19418206/
http://atv.mybb.ru/viewtopic.php?id=145&p=7
http://uchise.ru/massovaya-rabota-biblioteki-s-chitatelyami-kartinki.html