Повторение и обобщение по теме Лексика. ПУТЕШЕСТВИЕ в СЛОВО Учитель русского языка и литературы Анашкина Наталья Владимировна МКОУ БГО Ульяновская СОШ презентация

Содержание

Цель: в игровой форме с использованием новых образовательных технологий повторить сведения, полученные в разделе «Лексика».

Слайд 1Повторение и обобщение по теме «Лексика». ПУТЕШЕСТВИЕ в СЛОВО

Учитель русского языка и литературы Анашкина Наталья Владимировна МКОУ БГО Ульяновская СОШ

Слайд 2Цель: в игровой форме с использованием новых образовательных технологий повторить сведения,

полученные в разделе «Лексика».

Слайд 3Задачи: 1)Продолжить работу по формированию системы знаний по лексике и культуре речи. 2)Формировать

умения использовать полученные знания в различных речевых ситуациях. 3)Развивать навыки построения речевого высказывания и связного текста с учётом лексического значения слова. 4)Воспитывать любовь и бережное отношение к слову.

Слайд 4В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём - И

сами до всего дойдём.

Слайд 5Учитель. Я встретила гонца из далёкого прошлого. Он путешествует во времени,

но не может продолжить путь, пока не найдёт ответ: «Почему в далёком прошлом, получая в подарок эти два предмета, одни плакали, другие – веселились?». В руках у гонца были камень и цветок. Огласите своё решение.

Слайд 6Камень можно расценивать как угрозу. Цветок – недолгая жизнь. А с

другой стороны, камень – стойкость, цветок – процветание. Поэтому трудно понять, что именно тебе желают: добра или зла.




Слайд 7Учитель. Это правильное решение, гонец может продолжить свой путь. Один и тот

же предмет истолкован по-разному, значит, начнётся война или укрепятся взаимоотношения, зависит только от того, как истолкуют значение предметов. Ошибки неизбежны. Но, к счастью, предметное письмо сменилось письменностью.

Слайд 8И появилось Слово! – Бытия основа – Всему начало и венец.


Слайд 9Понимать друг друга люди стали гораздо лучше. А сможем ли мы

их понять? Во время раскопок нашли старинные записи. Что написано в этих бесценных свитках? Расшифруйте эти записи.

Слайд 10Брадобрей очи десница ланиты выя чело баталия уста глаголет перст


Слайд 11 брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки;

выя – шея; чело – лоб; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Слайд 12Учитель. Вы справились, молодцы. А теперь – вывод. В лексике такие

слова называют устаревшими. Они ушли из активного употребления. Но обращаться с ними надо очень бережно.

Слайд 13Известный историк прошлого века профессор Б.К. Котляревский заметил, что иногда именно

устаревшие слова – «единственный свидетель былой жизни народа».

Слайд 14Окунёмся в атмосферу загадочного 18 века, века просвещения и бурного развития

языка. Уже тогда Ломоносов указал две функции языка: 1)функцию общения людей; 2)функцию оформления мыслей.

Слайд 15Вслушайтесь в слова Пушкина: Под голубыми небесами, Великолепными

коврами, Блестя на солнце, Снег лежит… До сих пор красивее о зиме никто не сказал…

Слайд 17Учитель. Скажите, всегда ли надо возвращать то, что берётся в долг? Слова,

пришедшие к нам из другого языка, не только не надо возвращать, но язык-носитель приветствует их активное использование другими языками. А теперь небольшой тест. Как называются такие слова:

Слайд 18 Чужие.
Заимствованные.
Занятые.
Не наши.


Слайд 19Слова, пришедшие в наш язык из другого языка, называются заимствованными. И

ничего плохого в заимствованиях нет. Так, в 13 веке из греческого языка к нам пришло слово КОСМОС.

Слайд 20 Обратимся к этимологическому словарю. КОСМОС – мир, Вселенная, изначально –

порядок в противовес хаосу. А в 60-е годы 20 века мы обогатили свой язык однокоренными: космонавт, космический, космодром, космонавтика. Эти слова мы считаем своими.

Слайд 21КОСМОС – мир, Вселенная, изначально – порядок в противовес хаосу
космонавт, космический,

космодром, космонавтика

Слайд 22Это интересно: В 18 веке в наш язык из французского пришло слово

«косметика». В Этимологическом словаре читаем: КОСМЕТИКА – французское, изначально восходит к греческому слову «искусство украшения», связанному с «космос» - порядок.

Слайд 23Вывод. С точки зрения этимологии, эти слова близки, так как обозначают

ПОРЯДОК.

Слайд 24Продолжим наше путешествие. Хорошую речь хорошо и слушать - гласит народная

мудрость. Говорить о выразительности речи, не вспомнив фразеологизмы, нельзя. Наряду с пословицами, поговорками, они, словно жемчугом, пересыпают нашу речь. Вы их знаете, поэтому легко справитесь с заданием. Я предлагаю вашему вниманию слайды-иллюстрации часто употребляемых фразеологизмов. А вы называете этот фразеологизм и его значение. Итак, «Кто быстрее?»

Слайд 26Ученики. Спустя рукава (небрежно, кое-как) Как курица лапой (небрежный почерк) Море по колено

(ничего не страшно) Волчий аппетит (очень сильный аппетит) Класть зубы на полку (нуждаться) Носом к носу (близко столкнуться) Как кошка с собакой (в постоянной ссоре) Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Слайд 27Человеческий язык – удивительное, неповторимое чудо. Слово заслуживает любви и уважения. Давайте

и мы посвятим ему стихотворение – синквейн.

Слайд 28СЛОВО. Родное, выразительное. Успокоит, научит, вдохновит. Доброе слово – дверь в душу. Богатство.


Слайд 29 Наше путешествие подошло к концу. Что же мы повторили сегодня? Мы

говорили о слове, и в связи с этим вспомнили такие понятия:

Слайд 30СЛОВО
ЛЕКСИКА
НЕОЛО-ГИЗМЫ
ЭТИМОЛОГИЧЕС-КИЙ СЛОВАРЬ
ЗАИМСТВОВАН-НЫЕ СЛОВА
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА
ФРАЗЕО-ЛОГИЗМЫ


Слайд 31Наше путешествие было насыщенным, мы проделали большую работу. А теперь самое время

вспомнить слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Слайд 32Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? - Что считаете особенно важным

для себя? - Что вы сделали очень хорошо? - Над чем нам всем вместе ещё надо поработать? Самостоятельная творческая работа. Напишите своё высказывание о русском языке. Это будет ваше обращение к тем, кто будет жить через сотни лет. Какой наказ вы им дадите?

Слайд 33Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-рассуждение «Путешествие в страну слов».


Слайд 34Литература. Русский язык. 6 класс. Москва, «Просвещение» 2009 год. Картинки взяты с сайтов: images.yandex.ru http://www.anypics.ru/ vsyaanimaciya.ru klub-drug.ru›Школа

http://news.rambler.ru/19418206/ http://atv.mybb.ru/viewtopic.php?id=145&p=7 http://uchise.ru/massovaya-rabota-biblioteki-s-chitatelyami-kartinki.html

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика