Слайд 1Игра-путешествие.
“Я шагаю по Москве”
Слайд 2Уважаемое Жюри!
Вас приветствует команда школы № 1253. Мы представляем игру-путешествие “Я
шагаю по Москве”.
Целью нашей работы является изучение архитектуры, истории и культуры Москвы, но не современной, а мест, зданий и событий “столько всего повидавшего старого города”. Также мы постараемся предоставить возможность сравнить ра здания , разные по времени и по стилю их постройки.
К сожалению, среди пестрящих новостроек теряются маленькие, но необычайно красивые здания старой Москвы, а ведь в том и настоящая красота нашего города, что на каждой улице сочетаются архитектурные, нехрестоматийные красоты, что в каждом переулке можно встретить интересное, хотя и незаметное, и конечно, поразительно разнообразие домов, стилей, и эпох, которые могут встретится на одной улице. Наш замечательный город создавала жизнь! Многие критикуют за это Москву, но ведь город строился в первую очередь для людей и для их удобной, интересной жизни. Мы считаем, что за это нельзя ругать Москву, так как чувство родины превыше всех остальных . Вот как говорил наш замечательный писатель и журналист В.А. Гиляровский :“Я москвич, сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя!»
Мы пройдем по довольно длинному маршруту, расскажем о домах, знаменитых и не очень. Покажем фотоснимки некоторых из них.
А в заключение мы хотели бы сказать о том, что все эти проекты не самое главное. Главное - это любовь к нашему городу и стремление сделать его лучше и красивее!
Слайд 4Наш маршрут:
Остоженка, Зачатьевский пер. до Арбата на троллейбусе 1, 2,
5, 15, 31
Арбат , Спасопесковский переулок, Кривоколенный пер. до Никитских ворот на троллейбусе 1, 2, 5, 15, 31
м. Никитская, Спиридоновка, Трехпрудный пер., Сытинский пер. от м. « Пушкинская» до м. «Чистые пруды»
Мясницкая, Кривоколенный пер., Армянский пер., Архангельский пер.
Слайд 5Вопрос № 1
Назовите здание, которое было построено прославленным зодчим Василием
Стасовым, за которым после постройки этого сооружения закрепилась репутация армейского архитектора.
Слайд 6Вопрос № 2
На какой улице находится особняк, который называют «Домом
Кекушева»?
Слайд 7Вопрос № 3
Назовите два культовых сооружения, построенных в одном стиле,
но представляющих разные варианты этого стиля. Оба связаны с людьми, важными для истории России. Какие это здания? В каком веке они построены?
Слайд 8Вопрос № 4
Назовите архитектурное сооружение, которое было построено в XVII
в. как и главный дом большой усадьбы боярина Б.Г Юшкова на Пречистенке?
Слайд 9Вопрос № 5
Назовите архитектора и его здание, о котором
он говорил так: "Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей, а своему брату-архитектору - загадку: откуда взялось такое богатство разнообразия в объемах из одной-единственной формы стандарта, составившего органическое существо Архитектуры нашего дома".
Слайд 10Вопрос № 6
Назовите архитектора и несколько его зданий, на фасадах
которых располагаются причудливые и необычные цветы.
Слайд 11Вопрос № 7
Какое здание, находящееся на Спиридоновке, принадлежало князю М.С.
Долгорукому в середине XVIII века?
Слайд 12Вопрос № 8
Какой дом в Москве был последним пристанищем Н.В.
Гоголя и стал свидетелем важного события его литературной жизни?
Слайд 13Вопрос № 9
Как называется дом, в котором преподавал отец знаменитого поэта
Л.О. Пастернак? Назовите его местонахождение?
Слайд 14Вопрос № 10
Назовите дом, который в народе назван в честь
одной из питьевых культур востока.
Слайд 15Вопрос № 11
Назовите дом, принадлежавший поэту и лежащий на пути
нашего маршрута, в котором А.С. Пушкин читал впервые “Бориса Годунова”.
Слайд 16Вопрос № 12
Назовите здание ,описанное в нашем маршруте, в котором
находился Актерский кружок и в котором, в то же время, побывали многие писатели, в том числе Лев Толстой.
Слайд 17Вопрос № 13
На названных улицах находятся несколько зданий, история которых
связана с жизнью великих русских писателей. Какие это здания? Назовите писателей, живших в них, и самые яркие события, в них произошедшие.
Слайд 18Вопрос № 14
Есть в центре Москвы здание, в своем роде
уникальное, так как подобных памятников давно ушедшей эпохи осталось очень мало. Многие из них были уничтожены стихийным бедствием. Какое это здание?
Слайд 19Вопрос № 15
На описанных улицах есть сооружения разных архитектурных стилей.
Постарайтесь назвать здания трех-четырех стилей и архитекторов, их строивших.
Слайд 20Провиантские склады.
Провиантские склады-замечательный образец стиля ампир
и архитектуры первой трети XIX века. Они были построены в 1829-1831 на пустующих огородных участках возле бывшего Остоженского двора. Тогда ансамбль из трех однотипных корпусов заметно выделялся на фоне малоэтажной Москвы. Здание представляет собой лаконичною композицию из крупных проемов и редких окон, увенчанную дорическим фризом.
Автор Провиантских складов- прославленный зодчий Василий Стасов, интересно что именно после возведения этого объекта за Стасовым закрепилась репутация армейского архитектора.
Слайд 21Ул. Остоженка.
Дом Льва Кеккушева- является ярким образцом стиля модерн.
Он построен по проекту владельца в
1901-1902 годах замечательным аархитектором Ф.А Шехтелем. Облик здания строится на формах, заимствованных из средневековой европейской архитектуры. Многоярусная граненая островерхая башенка втиснута между сильно расчлененными основными объемами; их узкие вертикальные фасады — похожие, но не одинаковые — обращены в разные стороны.
Уличный фасад был увенчан фигурой льва как эмблемой владельца. Архитектор лишь отталкивается от исторических мотивов, стилизуя их в стиле модерна. Он утяжеляет пропорции, подчеркивает глубину ниш и оконных проемов, превращая толщу стены в почти скульптурную массу.
В литературе особняк так же известен как “Дом Смитского”
Слайд 22Зачатьевский монастырь.
Зачатьевский монастырь основан в 1584 году последним представителем царской
династии Рюриковичей — сыном Ивана Грозного на месте более древнего Алексеевского, перенесенного в Белый город. Богобоязненный Федор Иоаннович закладывал главный храм в надежде, на избавление жены Ирины от бесплодия. Поэтому храм его был освящен в честь христианского праздника Зачатия праведной Анны, «егда зачат Пресвятую Богородицу», отмечаемого 9 декабря по старому стилю. Позднее монастырь был перестроен в готическом духе знаменитым московским зодчим Матвеем Федоровичем Казаковым.
Слайд 23Красные палаты на Пречистенке.
Здание выстроено в 1680-х гг.
как главный дом большой усадьбы боярина Б.Г. Юшкова, занимавшей всю стрелку Пречистенки и Остоженки. Позднее усадьба принадлежала стольнику Н.Е. Головину, с 1713 — его зятю М.М. Голицыну, астраханскому губернатору и генерал-адмиралу русского флота, с 1760-х гг. — Лопухиным. Поставленное на горке в глубине участка необычайно крупное для своего времени трехэтажное здание выходило торцом на Остоженку (третий этаж и торцевые части с крыльцами ныне утрачены). Оба этажа имеют сводчатые перекрытия. Нижний этаж, хозяйственный, включал традиционные сени с внутристенной винтовой лестницей, соединявшей все три этажа.
Над хозяйственными помещениями первого этажа расположена большая палата для приемов и покои, в которые можно было попасть с красного крыльца в северной торцевой части. При реставрации это крыльцо не восстановлено. Богато декорирован в стиле московского барокко пышными наличниками с колонками и разорванными фронтончиками лишь главный фасад здания, выходивший к Чертольским воротам Белого города.
Слайд 24Дом Мельникова.
Идея выстроить здание, составленное из пяти цилиндров, возникла
у архитектора при проектировании одного из шести выстроенных им в Москве клубов. Проект не был утвержден, и тогда Мельников для осуществления этой идеи задумал выстроить на собственные средства дом для своей семьи с жилым и творческим пространством для архитектора - художника. Случилось невероятное - руководство столицы отвело участок площадью 720 кв.м архитектору для строительства собственного дома - единственный раз за всю историю социалистической Москвы. Дом представляет из себя фигуру из двух пересекающихся вертикально поставленных цилиндров разной высоты, но одного диаметра. Передняя часть первого цилиндра срезана стеклянным витражом, на стену заднего цилиндра накинута сетка из 38-ми шестиугольных ромбовидных окон.
Слайд 25Спиридоновка.
На углу Спиридоновки и Малой Никитской улиц находится замечательный
дом в стиле модерн, построенный архитектором Федором Шехтелем по заказу Михаила Рябушинского в 1905 г. Дом на Спиридоновке, выполнен в светлых тонах, стены отделаны керамической плиткой и майоликой с изображением причудливых орхидей, широкие окна в замысловатых переплетах, рисунок которых перекликается с балконной решеткой и оградой - все продуманно и стилистически выдержано.
Парадная лестница - главная нота интерьера, ее фантастические перила, напоминающие бегущую волну, начинаются от светильника с цветным витражным абажуром и, перекликающегося с ним, витража окна.
В глубине участка, относящегося к дому, был построен служебный корпус для конюшни, дворницкой, прачечной. В одном из приспособленных под жилье помещений этого корпуса провел последние годы жизни писатель А.Н.Толстой, сейчас здесь музей-квартира писателя.
Первый владелец особняка, представитель фамилии Рябушинских, был собирателем картин, его брат Степан собирал русские иконы. Коллекция, хранившаяся в особняке, насчитывала более ста шедевров живописи и большое количество икон. В тридцатые годы Сталин пожаловал особняк вернувшемуся из Италии пролетарскому писателю Максиму Горькому.
Слайд 26Палаты Гранатного двора
Гранатный двор в Москве был основан в
17 веке. От комплекса построек, имевших характерную планировку "глаголем", до наших дней сохранилось только здание жилых палат. Другие постройки безвозвратно утрачены. Что же касается палат, то они в 18-19 веках неоднократно меняли владельцев - в сер.18 в. принадлежали кн.М.С.Долгорукому, в нач.19 в. стали домом причта церкви Большого Вознесения, затем перешли в руки купцов - и утратили облик памятника 17 столетия. Об этой эпохе напоминали лишь наличие в кладке "орлёного" кирпича, а в объёме здания - белокаменного сводчатого помещения, где на северной стене уцелели два оконных проёма с откосами и арочными перемычками, а также изначальные кирпичные своды, уцелевшие в нижнем этаже.
Слайд 27Раз уж мы рядом
Церковь, расположенная на малой Никитской. В этой церкви
венчался А.С. Пушкин.
Церковь Симеона Столпника, построенная в XVII веке.
Слайд 28Особняк Морозова
Этот замечательный и очень необычный для Москвы особняк,
с готическими башенками и зубчатыми стенами, был построен по заказу молодого богача, энергичного предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова.
Внешняя необычность особняка, отсутствие привычного глазу симметричного парадного фасада - ничто в сравнении с поразительным внутренним убранством. Резные панели, причудливые оконные переплеты, витражи, росписи работы Михаила Врубеля, изображающие таинственных дев и благородных разбойников, лестница с перилами в виде экзотических животных, каждая вещь, каждая деталь этого интерьера является подлинным произведением искусства.
Вместе с этим особняком зародился в России новый стиль - модерн, т.е. современный, новейший. Морозов поселился в чудо-особняке с молодой женой, на которую по купеческим обычаям и был оформлен дом.
Слайд 29Скоропечатня
Скоропечатня Левинсона – построена замечательным арх. Шехтелем в стиле модерн.
Напоминает рыцарский замок, особенно своими причудливыми башенками. На ее фасаде изображен репейник: для этого стиля характерны необычные орнаменты.
Слайд 30Особняк Шехтеля
Особняк Шехтеля построен им в 1896г, в стиле
неоготики. На небольшом, неправильной формы участке, по адресу Ермолаевский пер., 28
Выстроенные архитекторами для себя, примерно в одно время, в манере стилизованной под средневеково-замковый, с романтическим ореолом, стиль, с островерхой башенкой по одной на каждый особняк; и даже плющ, вьющийся по стене особняка Кекушева, вился раньше и по стенам Шехтелевского особняка.
Слайд 31Дом Талызина
Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от
родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей - графа Александра Петровича Толстого и его супруги графини Анны Георгиевны. Сегодня этот дом памятен тем, что здесь жил и умер великий писатель, сжегший II том “Мертвых душ’.
У дома, в котором в конце сороковых годов XIX века поселился Н.В. Гоголь, долгая история. Возведенный до пожара Москвы 1812 года, этот уникальный памятник архитектуры и культуры несколько раз перестраивался и менял своих хозяев.
Слайд 32Брюсов переулок
Брюсов переулок был назван в честь легендарных Брюсов, которые владели
там зданиями. Здесь находятся: Палаты английского двора, консерватория и Англиканская церковь выполненная в готическом стиле.
Слайд 34Художественное училище
Юшков дом – строил великий В.И. Баженов. Здесь преподавал Л.О.
Пастернак, отец поэта.
Слайд 35Чайный домик
Дом Перлова был назван в честь самого хозяина и
построен в стиле китайской пагоды.
Слайд 36Меньшикова башня
До начала XVIII века на месте нынешней Меншиковой башни
(она находится на Чистых прудах, в Телеграфном переулке) стояла небольшая трехшатровая церковь Архангела Гавриила, что на Чистых прудах ("у Мясницких ворот"), построенная в XVII веке. В 1704 году прихожанином церкви был светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Вернувшись из одного похода, он привез купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию - написанную самим евангелистом Лукой, и пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм.
Строил церковь архитектор Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровской эпохи, выходец с Украины. В 1690 году Зарудного прислал в Москву гетман Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и архитектор остался в Москве.
Церковь Архангела Гавриила - одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века. Как считают, все ее архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса.
Слайд 38Армянский институт
Около двух веков стоит в Армянском переулке Москвы
Дом Лазаревых. В его стенах размещался знаменитый Лазаревский институт восточных языков, более ста лет являвший собой один из крупнейших центров науки и армянской культуры.
Здание пострено в стиле ампир, чем свидельствуетцентральная часть дома с пяти колоннами и двумя флигелями.
Слайд 39Дом Веневитинова
Предполагают, что дом был построен в самом начале
1760-х годов. В основании его сохранились остатки построек еще более старых. В 1803 дом покупает гвардии прапорщик В. П. Венивитинов, его наследники владели домом до 1839. Здесь в 1805 родился поэт Д. Веневитинов. В память о нем в 100-летнюю годовщину его смерти 2 октября 1927 на доме была открыта мемориальна доска.
Немного раньше, 12 октября 1926, в квартире Веневитинова отрывки из "Бориса Годунова" читали лучшие артисты Московского художественного театра. О знаменитом чтении трагедии Пушкиным напоминает вторая мемориальная доска.
Слайд 40Творчество Веневитинова
Поскольку об этом поэте сегодня говорят немного,то мы
бы хотели представить фрагмент его творчества.
* * *
Люби питомца вдохновенья
И гордый ум пред ним склоняй;
Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй.
Не много истинных пророков
С печатью власти на челе,
С дарами выспренних уроков,
С глаголом неба на земле.
<1827>
Слайд 41Библиотека Черткова
Во время пожара 1812 года дом уцелел, позднее
здание перестраивалось.
В конце XIX в. в доме действовали Литературно-художественный кружок, Московское архитектурное общество, Общество любителей садоводства. После революции здесь открылся Деловой клуб - центр пропаганды научно-технических достижений. Также здесь находился “Актерский кружок” и именно в библиотеке Черткова Л.Н. Толстой брал материалы когда писал знаменттое произведение “Война и Мир”