Презентация на тему ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Презентация на тему Презентация на тему ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН, предмет презентации: Путешествия. Этот материал содержит 43 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:



ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН


Слайд 2
Текст слайда:

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ РУБЕЖА ВЕКОВ

Эпоха сложных противоречий и напряжённых духовных исканий.
Революционные преобразования и кризис неудач.
Удовлетворение людьми своих материальных потребностей и крушение веры в Бога.
Ощущение катастрофы.


Слайд 3
Текст слайда:

СОВРЕМЕННИКИ ОБ ЭПОХЕ.


ИСПЕПЕЛЯЮЩИЕ ГОДЫ.

ГОДЫ БЕЗУМЬЯ И НАДЕЖДЫ

НЕЛЬЗЯ ВВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА В СХЕМУ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ.
А.БЛОК


Слайд 4
Текст слайда:

ЗАРОЖДЕНИЕ МОДЕРНИЗМА


МОДЕРНИЗМ – (франц. Модерн)—культурно-идеологическое течение, в основе которого лежит опора на прошлое, отрицание настоящего, взгляд в будущее и устремлённость в запредельное.

Модернизм создаёт новые миры.


Слайд 5
Текст слайда:

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.

ВЕДУЩИЕ ТЕМЫ:
«МНЕ СТРАШЕО ВСЮ ЖИЗНЬ НЕ ЛЮБИТЬ НИКОГО»
«НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА НИ НА ЗЕМЛЕ, НИ В НЕБЕСАХ»
«И МНОГО ЧАР, И МНОГО ЗВУКОВ»

ПРИНЦИПЫ:
Передача смятения, дисгармонии, разочарования.
Претензия на индивидуальность.


Всё достойно внимания.


Слайд 6
Текст слайда:

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗМА

СИМВОЛИЗМ
ФУТУРИЗМ
АКМЕИЗМ
ИМАЖИНИЗМ


Слайд 7
Текст слайда:

СИМВОЛИЗМ: взгляд на мир.



Слайд 8
Текст слайда:

СИМВОЛИЗМ В МИРЕ



Слайд 9
Текст слайда:

СИМВОЛИЗМ: любимые сюжеты



Слайд 10
Текст слайда:

СИМВОЛИЗМ в мире



Слайд 11
Текст слайда:

СИМВОЛИЗМ В ЖИВОПИСИ


К.Сомов
«Дама в голубом» или
«Портрет Лизы Мартыновой»


Слайд 12
Текст слайда:

Поэзия серебряного века.

Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России.
В 1890-е годы дебютировали поэты, которых называют «старшими символистами»:
Д. Мережковский, К.Бальмонт, З.Гиппиус,
В. Брюсов.

В 1900-е годы в символизм влились новые силы - А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов - «младосимволисты».


Слайд 13
Текст слайда:

СИМВОЛИЗМ В ПОЭЗИИ

С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ:

Лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»

Три сборника стихов «Русские символисты»


Слайд 14
Текст слайда:

ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ

Платон:

Кант:

Ницше:

Соловьёв:

Шопенгауэр:

«Миром правит абсолютная идея»
«Мир непознаваем и необъясним»
«Бог умер, но осталась сильная личность»
«Всем правит символ»
«Уныние, тревога»


Слайд 15
Текст слайда:

Философская основа символизма.

Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. От художника требуется сверхрациональная чуткость и тончайшее владение искусством намека.

Главные средства передачи тайных смыслов - символ и музыка.

Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, утончала его восприятие. Читатель выступал в роли соавтора.


Слайд 16
Текст слайда:

ВОПЛОЩЕНИЕ СИМВОЛИЗМА:

Центр пропаганды идей—
издательства «ГРИФ» и «СКОРПИОН».

Проводники идей—
журналы «ВЕСЫ» и «ЗОЛОТОЕ РУНО»

Место общения—БАШНЯ В. ИВАНОВА.


Слайд 17
Текст слайда:

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЗМА:

1. ДВОЕМИРИЕ: сочетание реального и потустороннего миров.
2. СИМВОЛИКА: соединяет два мира звезда или некий образ-предмет.
3. Ведущая роль ИНТУИЦИИ, ПРЕДУГАДЫВАНИЯ, МИСТИКИ.
4. ТРЕХЧАСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ:
А) ощущение катастрофы
Б) двоемирие: реальный и воображаемый
В) мечта о слиянии миров, гармонии


Слайд 18
Текст слайда:

В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма.


Современники называли Брюсова «поэтом бронзы и
мрамора».
Он описывает природные явления как скульптор, любит камни, скалы, гранит, утесы.
Его краски выраженные и четкие: земля, покрытая первым снегом, становится у него
«целым миром из серебра».

Часто в подзаголовках присутствуют скульптурные жанровые определения: «море как будто литое»,
«зеркало ясных небес»


Слайд 19
Текст слайда:

В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название мифа преобразуется у него в «Орфей и аргонавты». Подобно античному поэту, он отмечает заслуги многих героев: «зоркий Линкей», «мудр Нелей», «мощен Геракл», но над всеми возвышается сильная и покоряющая личность- певец Орфей.

Мощен Геракл,благороден Ментоний,
Мудр многоопытный старец Нелей,-
Ты же предвидел в священной дремоте
Путь предстоящий, Орфей!
Славь им восторг достижимой награды,
Думами темных гребцов овладей
И навсегда закляни Симплегады
Гимном волшебным, Орфей!


Слайд 20
Текст слайда:

Пейзаж в лирике Брюсова.
«Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…»
В. Я. Брюсов

Поэта не привлекают обычные среднерусские пейзажи – он делает предметом своей лирики особенные природные картины: пейзажи Крыма, граниты балтийских побережий, северные моря.
Наряду с образами застывшей «стихии» встречаются у Брюсова и картины «взбунтовавшейся природы»:

«Волны взбегают упорные, Мечутся, дикие, пленные , Гибнут в борьбе непокорные…»


Слайд 21
Текст слайда:

Отличительные черты поэтики Брюсова – строгая организованность , гармоничная уравновешенность , тяготение к риторическим способам организации стиха.

«Ритм брюсовского стиха – это алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова…» М. Волошин


Слайд 22
Текст слайда:

Образная символика лирики Брюсова.

Мифологический герой Брюсова - избранник небес. Эта исключительность обусловлена тем, что он, как и Орфей, Одиссей, отравлен волшебным ядом искусства .

Брюсов провозглашает безраздельную власть искусства над миром , его магическую , заклинающую силу.


Слайд 23
Текст слайда:

« И всем богам я посвящаю стих…»
В. Я .Брюсов

На страницах его лирики мы встречаем образы легендарных полководцев, властелинов, великих художников, поэтов, которые могли бы служить образцами героики –
(«Ассаргадон» , «Александр Великий», «Антоний»).

На материале прошлых культурно -исторических эпох Брюсов рассматривает такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность.


Слайд 24
Текст слайда:

Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов.

Поэты-символисты заимствовали сюжеты из мифологии и творили свой миф. Особенно привлекала поэтов Греция.

Герои античного эпоса появляются в стихах символистов: «Персей» Н.Гумилева, «Орфей и Эвридика» В. Брюсова, «Игры кентавров»А. Белого.

Согласно греческому мифу, главным героем похода является Ясон. Его цель - добыть золотое руно, стать царем Итаки и доказать, что он настоящий герой. Остальные участники похода даны фоном, основная сюжетная линия связана с Ясоном.


Слайд 25
Текст слайда:

Музыкально-композиционные приемы.


Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики.

Прочитайте строку стихотворения К. Бальмонта,
обратите внимание на повторяющиеся звуки.

Чуждый чарам черный челн…

Звуковая «ворожба», используемая символистами, продолжает традиции Фета и Тютчева.


Слайд 26
Текст слайда:

Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина; острие)

Возник в 1910-е годы и «кружке молодых», поначалу близких символизму поэтов.
В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов».
Руководителями «Цеха» стали Н. Гумилев и С.Городецкий


Слайд 27
Текст слайда:

Поэтика акмеизма.

Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира.

Особенности поэтики акмеизма:

Живописная четкость образов;
Вымеренная композиция;
Эстетизация детали;
Стилистическое равновесие;


Слайд 28
Текст слайда:

Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. «Тоской по мировой культуре» -
называл акмеизм О. Мандельштам.

Ключевые категории акмеизма.

Акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей, культура для них была тождественна общей памяти человечества .


Слайд 29
Текст слайда:

Н. С . Гумилев – поэт и теоретик акмеизма .

Начал свой путь в литературе в период расцвета символизма , ориентировался в своем творчестве на Брюсова. Их сближала апология сильной личности. Однако для его лирического героя нет пропасти между мечтой и действительностью. Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты,фантазий, причудливых грез .

Лирический герой Н.Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, а устроитель и открыватель земной красоты .


Слайд 30
Текст слайда:

Сборники стихотворений Н.С. Гумилева.

1905 год – «Путь конквистадоров»
1908 год – «Романтические цветы»
1910 год – «Жемчуга»
1912 год – «Чужое небо»
1915 год – «Колчан»
1918 год – «Костер»
1921 год – «Огненный столп»


Слайд 31
Текст слайда:

« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую впоследствии поэт старался забыть: так четвертую по счету книгу «Чужое небо» он называл третьей, решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой дебют.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом…
(«Память»)

Однако в этом сборнике были такие стихи, которые поэт перепечатывал. Среди них стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…». В нем действительно было найдено нечто индивидуальное, что в гумилевской лирике навсегда осталось: находкой была маска конквистадора – надменного, неуязвимого и бесстрашного покорителя далеких пространств.


Слайд 32
Текст слайда:

Во втором сборнике «Романтические цветы» поэт поставил перед собой задачу постепенно свести поэзию на землю.

В этой книге он по-прежнему говорит из-под маски. Маска Гумилева соответствует тому миру, где она появляется, то есть в Абиссинии это маска абиссинца, в Египте – египтянина, а в Турции – шейха… Больше того – он может превратиться в ягуара.

И к людскому крался я жилищу
По пустому сумрачному полю…


Слайд 33
Текст слайда:

«Муза Гумилева – Муза Дальних Странствий»

Путешествие в неведомые страны было давней мечтой поэта. Еще будучи слушателем Сорбонны, он задумал побег в южные страны.


Возможно, последней каплей, переполнившей его желание, были выставленные в Салоне полотна Гогена, от которых Гумилев пришел в восхищение. Он хотел быть похожим на художника, который сам сделал свою судьбу.


Слайд 34
Текст слайда:

«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только от европейского искусства, но и от европейской культуры и большую часть своей жизни прожил на островах Таити. Его преследовала мечта О Будущей Еве, идеальной женщине грядущего…Он искал ее под тропиками с их странной простотой линий и яркостью красок .

Он понимал, что оранжевые плоды среди зеленых листьев хороши только в смуглых руках красивой туземки… Он создал новое искусство, глубоко индивидуальное и гениально простое…»


Слайд 35
Текст слайда:

В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего сущего на две контрастные стихии. Небо и земля, добро и зло, красота и уродство даны у него в романтическом противостоянии. Мир – расколотое двуединство. Привкус горечи и тревоги - один из важнейших лирико-трагедийных аспектов его книги.
В одном из стихотворений возникает образ паруса, борющегося с морской волной, и отважного кормчего:


И загорелый кормчий ловок,
Дыша волной растущей мглы
И - от натянутых веревок -
Бодрящим запахом смолы.


Слайд 36
Текст слайда:

Поэтика поздней лирики Гумилева.

Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Мотив бренности всего сущего –главный мотив его поздней лирики.


Слайд 37
Текст слайда:

ФУТУРИЗМ В ПОЭЗИИ

ФУТУРИЗМ—(от франц. Футур)—направление в искусстве, опирающееся на неприятие реального и построение мира будущего.
1910 –1917 годы.


Слайд 38
Текст слайда:

Футуризм

Лат. «futurum»-будущее.
Человек-центр мира.
Искусство для масс-лозунг футуристов.
Новые ритмы,рифмы,жанры.
Обновление поэтического языка:слово-новшество.


Слайд 39
Текст слайда:

Главное- эпатировать публику!!! Разбудить ее ото сна!!!



Слайд 40
Текст слайда:

ЗАДАЧИ ФУТУРИСТОВ:

Отказ от старой культуры («Сбросим Пушкина, Толстого и Достоевского с корабля современности») и создание сверхновой культуры мира.

Неприятие равнодушия, сознательный эпатаж общества, побуждение человека к действию.


Слайд 41
Текст слайда:

ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ:

Теоретическое обоснование—книга Д.Бурлюка, В.Хлебникова , В.Каменского «СУДОК СУДЕЙ».

Проводники идей—сборники стихов «ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ», «ДОХЛАЯ ЛУНА», «РЫКАЮЩИЙ ПАРНАС».


Слайд 42
Текст слайда:

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

1. Обострённое ощущение предстоящего «мирового переворота», «краха старья» и прославление «нового человека».
2. Интерес к урбанизации.
3. Концентрация внимания на антиэстетическом.
4. Эксперименты в области речетворчества, рифмы, стиля.


Слайд 43
Текст слайда:

ОРГАНИЗАЦИИ ФУТУРИСТОВ.

Петербургские эгофутуристы
(И. Северянин)
Московские эгофутуристы
(В.Хлебников)
Группа «ЦЕНТРИФУГА» (Б.Пастернак)
КУБОФУТУРИСТЫ (В.Маяковский, Д.Бурлюк).


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика