Слайд 1
Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Зозулина Татьяна Ивановна
МКОУ Заброденская СОШ
Калачеевский район Воронежская область
на тему: «Жаргонизмы в речи школьников»
Слайд 2Цель:
проанализировать речь учащихся нашей школы с точки зрения количественного и качественного
использования ими жаргонизмов.
Слайд 3Задачи работы:
определить содержание понятия «жаргон»;
проследить источники образования и причины использования жаргонизмов;
провести
анкетирование учащихся, чтобы выделить круг наиболее употребительных жаргонных слов, частотность и причины их употребления школьниками.
Слайд 4Методы исследования:
обзор литературы;
проведение анкетирования;
наблюдение;
анализ анкет.
Слайд 5Жаргонизмы – это слова искусственного языка, понятного лишь определенному кругу людей,
связанных между собой общими целями и интересами.
Слайд 6Источники образования жаргонизмов.
Развитие сотовой и телефонной связи, компьютерных технологий.
Современная музыкальная культура.
Хобби
и увлечения молодых людей.
Слайд 7Цель анкетирования:
определить круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов в речи;
определить мотивы употребления
жаргонизмов в речи;
определить отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи;
выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Слайд 8Анализ анкеты позволил выделить следующие наиболее распространенные жаргонизмы:
существительные: лох, прикид,
прикол, овца, олень, чмо, тормоз, бабки, базар, телик, хата, халява;
глаголы: отвали, гонишь, хавать, задолбал, обломать, приколись, зашибись, прикинь, отвянь;
наречие: ништяк, клёво, потрясно, офигенно, лафа, угарно, фиолетово, сто пудов, отстойно;
устойчивые словосочетания и выражения: шнурки в стакане, базара нет, я не в курсах, ё-моё, шевели костылями, я чё, лысый, флаг в руки, барабан на шею.
Слайд 9Тематические группы жаргонизмов:
наименование людей по родству (предки, маманя, батя, сетруха, братан);
наименование
людей по профессии (училка, препод, дирик, класуха, поломойка);
бытовая техника (телик, ящик, мобила, комп);
пища и процесс её поглощения (хавчик, рубать);
обозначения людей по качеству их характера (дятел, олень, овца, ботаник);
состояние, оценка (потрясно, клёво, супер, лажа);
деньги (капуста, бабло, зелень).
Слайд 10Результаты анкетирования.
Употребляют ли они в своей речи жаргонизмы?
70% - да; 16%
- нет; 14% - стараются не употреблять.
Для чего употребляются жаргонизмы?
45% - считают, что они делаю речь понятнее;
15% - считают, что это модно;
14% - для связки слов;
9% - не задумываются об этом.
Нужны ли жаргонизмы в речи?
54% - иногда; 17% - да; 8% - нет; 4% - не думали об этом.
Слайд 11Выводы
Учащиеся используют жаргон как средство выразительности, считая его модным.
Некоторая часть опрошенных
прибегает к жаргонам в минуты жизненных неурядиц, так как на нём (жаргоне) легче высказаться.
К сожалению, немалая часть считает жаргонизмы необходимыми словами. Предпочтение жаргонизмам отдают учащиеся 6-х и 7-х классов.
Отмечено и то, что старшеклассники осознанней относятся к своей речи. Став взрослыми, многие из них забудут эти слова и не будут их употреблять в своей речи.
Слайд 12Список литературы:
1. В.И. Даль – «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное
издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956г.
2. И.А. Стенин – «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.2004г.
3. Интернет- ресурсы.
4. К.С. Горбачевич – «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ.2001г.
5. А.С. Запесоцкий – «Эта непонятная молодёжь». Москва. 1998г.