Слайд 1Министерство образования Нижегородской области
ГБОУ СПО
«Дзержинский педагогический колледж»
Возможности социального педагога
в формировании самооценки обучающихся
Слайд 2Проблема исследования: каковы условия формирования адекватной самооценки школьника?
Гипотеза: формирование адекватной самооценки
обучающихся будет эффективным при соблюдении следующих условий:
совместная работа социально педагога с психологом, родителями учащимися;
организация эффективной оценочной деятельности педагога (выделение критериев оценивания, соблюдение психологических требований к оцениванию)
учёт возрастных особенностей
школьников (ориентация на
сверстников, стремление к
независимости)
Слайд 3Самооценка - это то, что не могут определить для тебя другие,
ее нельзя понять умом, можно только почувствовать. В современной психологии есть три вида самооценки:
адекватная самооценка, соответствующие действительным способностям и возможностям человека;
завышенная самооценка, когда человек переоценивает себя;
заниженная самооценка, когда человек недооценивает себя.
Слайд 4
Можно выделить основные составляющие самооценки школьников:
отношение родителей и окружающих,
поддержка
и уважение в классном коллективе,
отношение самого ребенка к школе.
Слайд 5Школьный возраст требует особого к себе отношения, поэтому формирование адекватной самооценки
проводится через учебную и игровую деятельность.
Для того чтобы помочь детям повысить само-оценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них
и как можно чаще давать позитивную
оценку их действиям и поступкам.
Слайд 6Чтобы выявить уровни самооценки школьников, были использованы методы, такие как анкетирование,
беседа, тестирование, наблюдение и следующие методики:
«Лесенка»,
«Идеал-Антиидеал»,
«Дембо-Рубинштейн»,
«Скульптура»,
«Необитаемый остров».
Слайд 7Анкета «Необитаемый остров».
1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы
вы его назвали?
2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?
3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?
4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?
5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?
6. Хотели бы вы вернуться домой?
7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?
8. Ваши любимые предметы в школе и почему?
9. Ваши нелюбимые предметы и почему?
10. Что вы прочитали за последние два месяца?
11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?
12. На кого хотели бы быть похожим?
13. Какие качества характера вы цените
а) в себе,
б) в людях?
14. Что вы презираете
а) в себе,
б) в людях?
15. Для чего люди живут?
16. Чем вы занимаетесь в свободное время?
17. Чем бы вы хотели заниматься?
Слайд 9Ответы на вопросы анкеты «Необитаемый остров»
Слайд 10Для определения самооценки младших школьников использовалась методика «Лесенка».
Показываем ребенку лесенку
и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).
Обработка результатов данной методики проводилась следующим образом:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (адекватная);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
В результате этой методики были получены следующие результаты: 2 человека с заниженной самооценкой, 11 человек с адекватной и 12 учеников с завышенной самооценкой.
Таблица - Результат методики «Лесенка»
Слайд 11После того как мы выявили уровень самооценки школьников, необходимо было проверить
уровни успешности школьников , для того чтобы проследить взаимосвязь этих понятий и доказать, что адекватная самооценка является условием успешности обучения младших школьников.
За детьми велась карта наблюдений активности на уроке, в ходе этой работы выяснялся уровень успешности обучения на деятельностном уровне.
Слайд 12Формирование адекватной положительной самооценки и как следствие учебные достижения влияет на
отношение к школе и к процессу обучения в целом, способствует становлению интересов, формированию жизненной позиции,
выступает как значимый этап развития личности учащихся. Формирование адекватной самооценки поможет повысить уровень успешности обучения школьников.