Слайд 1Тема 1.2. Воспитательная система в учебных учреждениях начального профессионального образования
Вопрос 1.
Воспитательная система: сущность, структура
Слайд 2
Воспитательная система – это комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в
процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная деятельность по обеспечению жизнеспособности системы (Б.М.Бим-Бад)
Слайд 3
Воспитательная система - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных
компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова)
Слайд 4Структура воспитательной системы
а) цель, выраженная в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающая
достижение целевых ориентиров;
в) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
г) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
д) среда системы, освоенная субъектом;
е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Слайд 5Признаки ВС
наличие одной единой концепции развития ВС;
формирование з.о.ж.;
сочетание фронтальных, групповых
и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия;
совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.
Слайд 6Основные функции ВС
1) интегрирующая – соединение воедино разрозненных, несогласованных воспитательных
воздействий;
2) регулирующая – упорядочение педагогических процессов и управление ими;
Слайд 7
3) развивающая – обеспечивает динамику системы, ее обновление и совершенствование.
4) защитная
– обусловлена социально-экономическим состоянием общества;
5) корректировочная;
6) компенсаторная – дети-сироты, неблагополучные семьи.
Слайд 8Типы воспитательных систем
1. Гуманистическая сиcтeма - направленность на личность ребенка, на
развитие его природных задатков и способноcтeй, создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества.
Слайд 9
2. Авторитарная система - направленность на постоянное предъявление требований к детям,
на воспитание послушания.
Дисциплина - главное педагогическое средство
Слайд 10Этапы становления воспитательной системы
1-й этап - становление:
Создание инициативной группы
Выявление
основных проблем и недостатков в работе педагогического коллектива
Формирование образа учебного заведения
Управленческая экспертиза
Слайд 11
2-й этап - развитие
утверждаются приоритетные направления деятельности
отработка содержания деятельности и
структуры системы
Возникновение коллективных традиций
Слайд 12
3-й этап - завершающий
Окончательное оформление системы
Коллектив учебного заведения становится единым целым
Возникновение коллективных традиций
Слайд 13
4-й этап - перестройка воспитательной системы
Возникновение «кризиса системы»:
недовольство состоянием основных
видов деятельности
отсутствию творчества в деятельности
дефицит новизны
Слайд 14Определение уровня сформированности ВС
Критерии факта:
упорядоченность жизнедеятельности (соответствие содержания, объема и
характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);
наличие сложившегося единого коллектива;
интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.
Слайд 15
II. Критерии качества :
степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической
концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
общий психологический климат учреждения, стиль отношений, самочувствие учащегося, его социальная защищенность, внутренний комфорт;
уровень воспитанности учащихся.
Слайд 16
Вопрос 2. Характеристика основных компонентов воспитательной системы
Слайд 17
Индивидуально – групповой компонент
сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии
и управлении воспитательной системы
(учебная группа, куратор, родители)
Слайд 18
2. Ценностно – ориентационный компонент представляет совокупность целей, задач, принципов построения и
жизнедеятельности классного коллектива
- воспитание гражданско – патриотических чувств;
- организация интеллектуально – познавательной деятельности, формирование эмоционально – положительного отношения к учёбе и повышение рейтинга знаний
стабилизация показателей уровня воспитанности учащихся,
активизация деятельности органов ученического самоуправления
Слайд 19
3. Функционально – деятельностный компонент:
организационная работа с ученическим коллективом
создание атмосферы познавательного
комфорта, формирование культа знаний
аналитико–диагностическая деятельность
Слайд 20
4. Пространственно – временной компонент складывается из:
А) Эмоционально – психологической среда -
обеспечивается отношениями между одноклассниками, которые можно оценить как спокойные, доброжелательные, бесконфликтные, строящиеся на взаимоуважении и доверии.
уравновешенные отношения с педагогами
Слайд 21
Б) Духовно – нравственная среда
Обеспечивается взаимоотношениями в семье (кризисные, неблагополучные семьи)
В)
Предметно – материальная среда.
Слайд 22
5. Диагностико – аналитический компонент включает в себя:
А. Критерии эффективности воспитательной системы
воспитанность
учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива
Слайд 23
2. Методы и приёмы изучения результативности воспитательной работы характеризуются использованием различных
методик
Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью
Я и моя семья
Методики «ТУСовка» и «Мишень»
Слайд 24
Вопрос 3. Особенности современной воспитательной системы
Слайд 251. Воспитательная система
В.А. Караковского (1977 г)
ориентирована на внутренний мир
учащегося и его развитие
стиль отношений строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности
Слайд 26
основная форма организации ученического коллектива – подготовка и проведение неформальных воспитательных
дел
гуманные отношения являются главным механизмом воспитания личности
высокий уровень неформальных межличностных отношени
Слайд 272. «Педагогика общей заботы»
(И.П. Иванов)
сотрудничество взрослых и детей
социально полезная направленность
многоролевой
характер и романтизм деятельности, творчество.
Слайд 28
коллективная творческой направленности деятельности
соуправление и самоуправление
совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота)
и духовных (уважение, ответственность, требовательность).
Слайд 293. Система воспитания А.С.Макаренко
(1930-1940 гг)
Воспитание человека в коллективе и через коллектив
Воспитание человека-коллективиста, для которого общественные интересы выше собственных
Слайд 304. Система воспитания
В.А. Сухомлинского (1850-1860 гг)
Индивидуальное воспитание
Центральное место в
системе – личность
Воспитание общечеловеческих ценностей, гуманистических идеалов
Слайд 31
Вопрос 4. Элементы культуры личности будущего специалиста
Слайд 35
Задание:
Найти определения понятий:
Профессиональное воспитание
Профессиональная культура
Самореализация личности специалиста
Профессионализация
Социально-профессиональная
адаптация
Трудовая социализация
Конкурентноспособность
Профессиональное развитие
Общекультурное развитие
Слайд 37
Концепция – это система взглядов, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея
П.Концепция – система идей, взглядов на предмет педагогической науки, на педагогические явления; основное содержание научной теории, педагогической деятельности
Слайд 38
Задание:
Пользуясь дидактическим материалом, составить таблицу
«Современные концепции воспитания»
Слайд 39
Вопрос 6. Теории и парадигмы воспитания
Слайд 40
Теории воспитания – это положения, которые объясняют происхождение, формирование и изменение
личности, ее поведение под влиянием воспитания
Слайд 41Теории воспитания
Теория авторитарного воспитания:
ученик рассматривался исключительно как объект управления и
воздействия старших. Используемые воспитательные приемы ограничивали проявления индивидуальности ребенка и сводились к угрозам, надзору, приказам и запретам.
Слайд 42
2. Технологическая ТВ
воспитывать — значит формировать поведенческие навыки, соответствующие
ролевым ожиданиям
Слайд 43
3. Теория свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо, Л.Н. Толстой)
уважение личности ребенка, стимулирование
в процессе воспитания его естественное развитие.
основу воспитания и обучения детей составляют их спонтанные интересы и потребности.
Слайд 44
4. Теория гуманистического воспитания:
свободное развитие индивидуальности, принятие ребенка таким, каков
он есть, и любовь к нему
воспитание направлено на то, чтобы воспитанник все «пропускал через себя», собственное понимание, чувства и переживания
процесс воспитания – помощь в саморазвитии
Слайд 455. Биогенетическая теория
личностные качества человека в основном передаются по механизмам наследственности
и мало изменяются под влиянием условий жизни.
уровень развития ребенка зависит только от скорости развертывания врожденных программ созревания и никак не сочетается с воспитательным воздействием на его личность
Слайд 466. Социогенетическая теория (Дж.Локк)
tabula rasa
путем обучения и воспитания можно сформировать любые
психические функции и развить их до любого уровня независимо от биологических особенностей
Слайд 47Парадигмы воспитания
Парадигма - образец, тип, модель, исходная концептуальная схема, характерная для
определенного этапа развития науки; признанные всеми научные достижения
Слайд 481. Теоцентрическая парадигма
Идея предопределенности жизни человека духовным началом
Каждый человек должен
выполнять то, к чем предназначен Богом
Концепция воспитания Р.Штайнера (1919 г)
Слайд 492. Рационалистическая парадигма
(XVII-XX вв)
Научное познание, вера в прогресс
Ребенок
– объект действий педагога
Педагог – носитель разума
Утилитарность образования (нацеленность на пользу)
Поведенческая модель воспитания (показать-объяснить-упражнять)
Слайд 503. Антропоцентрическая парадигма
Главный фактор воспитания – естественная среда (природа)
Изначальное совершенство
ребенка
Свобода в воспитании
Гуманизм
Главный продукт человеческого творчества – сам человек