Воспитательная система в учебных учреждениях начального профессионального образования презентация

Содержание

Воспитательная система – это комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная деятельность по обеспечению жизнеспособности системы (Б.М.Бим-Бад)

Слайд 1Тема 1.2. Воспитательная система в учебных учреждениях начального профессионального образования
Вопрос 1.

Воспитательная система: сущность, структура

Слайд 2
Воспитательная система – это комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в

процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная деятельность по обеспечению жизнеспособности системы (Б.М.Бим-Бад)

Слайд 3
Воспитательная система - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных

компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова)

Слайд 4Структура воспитательной системы
а) цель, выраженная в исходной концепции; б) деятельность, обеспечивающая

достижение целевых ориентиров; в) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; г) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; д) среда системы, освоенная субъектом; е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Слайд 5Признаки ВС
наличие одной единой концепции развития ВС;
формирование з.о.ж.;
сочетание фронтальных, групповых

и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия;
совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.


Слайд 6Основные функции ВС
1) интегрирующая – соединение воедино разрозненных, несогласованных воспитательных

воздействий;
2) регулирующая – упорядочение педагогических процессов и управление ими;


Слайд 7
3) развивающая – обеспечивает динамику системы, ее обновление и совершенствование.
4) защитная

– обусловлена социально-экономическим состоянием общества;
5) корректировочная;
6) компенсаторная – дети-сироты, неблагополучные семьи.


Слайд 8Типы воспитательных систем
1. Гуманистическая сиcтeма - направленность на личность ребенка, на

развитие его природных задатков и способноcтeй, создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества.


Слайд 9
2. Авторитарная система - направленность на постоянное предъявление требований к детям,

на воспитание послушания.
Дисциплина - главное педагогическое средство


Слайд 10Этапы становления воспитательной системы
1-й этап - становление:
Создание инициативной группы
Выявление

основных проблем и недостатков в работе педагогического коллектива
Формирование образа учебного заведения
Управленческая экспертиза

Слайд 11
2-й этап - развитие

утверждаются приоритетные направления деятельности
отработка содержания деятельности и

структуры системы
Возникновение коллективных традиций

Слайд 12
3-й этап - завершающий

Окончательное оформление системы
Коллектив учебного заведения становится единым целым


Возникновение коллективных традиций

Слайд 13
4-й этап - перестройка воспитательной системы

Возникновение «кризиса системы»:
недовольство состоянием основных

видов деятельности
отсутствию творчества в деятельности
дефицит новизны

Слайд 14Определение уровня сформированности ВС
Критерии факта:
упорядоченность жизнедеятельности (соответствие содержания, объема и

характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);
наличие сложившегося единого коллектива;
интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.


Слайд 15
II. Критерии качества :
степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической

концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
общий психологический климат учреждения, стиль отношений, самочувствие учащегося, его социальная защищенность, внутренний комфорт;
уровень воспитанности учащихся.


Слайд 16


Вопрос 2. Характеристика основных компонентов воспитательной системы


Слайд 17
Индивидуально – групповой компонент
 сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии

и управлении воспитательной системы
(учебная группа, куратор, родители)


Слайд 18
2. Ценностно – ориентационный компонент представляет совокупность целей, задач, принципов построения и

жизнедеятельности  классного коллектива
-  воспитание гражданско – патриотических чувств;
-  организация интеллектуально – познавательной деятельности, формирование эмоционально – положительного отношения к учёбе и повышение рейтинга знаний
стабилизация показателей уровня воспитанности учащихся, 
активизация деятельности органов ученического самоуправления


Слайд 19
3. Функционально – деятельностный компонент:
организационная работа с ученическим коллективом
создание атмосферы познавательного

комфорта, формирование культа знаний
аналитико–диагностическая деятельность

Слайд 20
4. Пространственно – временной компонент  складывается из:
А)  Эмоционально – психологической среда -

обеспечивается отношениями между одноклассниками, которые можно оценить как спокойные, доброжелательные, бесконфликтные, строящиеся на взаимоуважении и доверии.
уравновешенные отношения с педагогами





Слайд 21
Б) Духовно – нравственная среда
Обеспечивается  взаимоотношениями в семье (кризисные, неблагополучные семьи)

В)

Предметно – материальная среда.

Слайд 22
5. Диагностико – аналитический компонент включает в себя:
А.  Критерии эффективности воспитательной системы
 воспитанность

учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива


Слайд 23
2.  Методы и приёмы изучения результативности воспитательной работы характеризуются использованием различных

методик
Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью
Я и моя семья
Методики «ТУСовка» и «Мишень»


Слайд 24


Вопрос 3. Особенности современной воспитательной системы



Слайд 251. Воспитательная система В.А. Караковского (1977 г)
ориентирована на внутренний мир

учащегося и его развитие
стиль отношений строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности

Слайд 26
основная форма организации ученического коллектива – подготовка и проведение неформальных воспитательных

дел
гуманные отношения являются главным механизмом воспитания личности
высокий уровень неформальных межличностных отношени


Слайд 272. «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов)

сотрудничество взрослых и детей
социально полезная направленность
многоролевой

характер и романтизм деятельности, творчество.


Слайд 28
коллективная творческой направленности деятельности
соуправление и самоуправление
совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота)

и духовных (уважение, ответственность, требовательность).


Слайд 293. Система воспитания А.С.Макаренко (1930-1940 гг)
Воспитание человека в коллективе и через коллектив


Воспитание человека-коллективиста, для которого общественные интересы выше собственных

Слайд 304. Система воспитания В.А. Сухомлинского (1850-1860 гг)
Индивидуальное воспитание
Центральное место в

системе – личность
Воспитание общечеловеческих ценностей, гуманистических идеалов

Слайд 31


Вопрос 4. Элементы культуры личности будущего специалиста


Слайд 35
Задание:
Найти определения понятий:
Профессиональное воспитание
Профессиональная культура
Самореализация личности специалиста
Профессионализация
Социально-профессиональная

адаптация
Трудовая социализация
Конкурентноспособность
Профессиональное развитие
Общекультурное развитие

Слайд 36


Вопрос 5. Концепции воспитания


Слайд 37
Концепция – это система взглядов, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея


П.Концепция – система идей, взглядов на предмет педагогической науки, на педагогические явления; основное содержание научной теории, педагогической деятельности

Слайд 38

Задание:
Пользуясь дидактическим материалом, составить таблицу
«Современные концепции воспитания»



Слайд 39


Вопрос 6. Теории и парадигмы воспитания


Слайд 40
Теории воспитания – это положения, которые объясняют происхождение, формирование и изменение

личности, ее поведение под влиянием воспитания

Слайд 41Теории воспитания
Теория авторитарного воспитания:

ученик рассматривался исключительно как объект управления и

воздействия старших. Используемые воспитательные приемы ограничивали проявления индивидуальности ребенка и сводились к угрозам, надзору, приказам и запретам.

Слайд 42

2. Технологическая ТВ

воспитывать — значит формировать поведенческие навыки, соответствующие

ролевым ожиданиям

Слайд 43

3. Теория свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо, Л.Н. Толстой)

уважение личности ребенка, стимулирование

в процессе воспитания его естественное развитие.

основу воспитания и обучения детей составляют их спонтанные интересы и потребности.



Слайд 44
4. Теория гуманистического воспитания:
свободное развитие индивидуальности, принятие ребенка таким, каков

он есть, и любовь к нему
воспитание направлено на то, чтобы воспитанник все «пропускал через себя», собственное понимание, чувства и переживания
процесс воспитания – помощь в саморазвитии

Слайд 455. Биогенетическая теория
личностные качества человека в основном передаются по механизмам наследственности

и мало изменяются под влиянием условий жизни.
уровень развития ребенка зависит только от скорости развертывания врожденных программ созревания и никак не сочетается с воспитательным воздействием на его личность

Слайд 466. Социогенетическая теория (Дж.Локк)
tabula rasa
путем обучения и воспитания можно сформировать любые

психические функции и развить их до любого уровня независимо от биологических особенностей

Слайд 47Парадигмы воспитания
Парадигма - образец, тип, модель, исходная концептуальная схема, характерная для

определенного этапа развития науки; признанные всеми научные достижения

Слайд 481. Теоцентрическая парадигма
Идея предопределенности жизни человека духовным началом
Каждый человек должен

выполнять то, к чем предназначен Богом

Концепция воспитания Р.Штайнера (1919 г)

Слайд 492. Рационалистическая парадигма (XVII-XX вв)
Научное познание, вера в прогресс
Ребенок

– объект действий педагога
Педагог – носитель разума
Утилитарность образования (нацеленность на пользу)
Поведенческая модель воспитания (показать-объяснить-упражнять)

Слайд 503. Антропоцентрическая парадигма
Главный фактор воспитания – естественная среда (природа)
Изначальное совершенство

ребенка
Свобода в воспитании
Гуманизм
Главный продукт человеческого творчества – сам человек

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика