Слайд 1СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Лекция 6
Воспитание
как составная часть педагогического процесса
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Воспитание как педагогическое явление
2. Цели и виды воспитательной работы
3.
Методы и механизмы воспитания
4. Формы воспитательной работы
Слайд 31. Воспитание как педагогическое явление
Слайд 4
Исходное значение слова "воспитание" : это вскармливание, питание ребенка,
не приспособленного
к жизни и беспомощного при рождении.
Слайд 6 Особенности воспитательного процесса:
1. Воспитательный процесс является частью целостного педагогического
процесса, который объединяет обучение и воспитание.
Слайд 7 2. Воспитание включает три составляющих:
- внешнее воспитание (педагогическое управление
процессом развития личности);
- самовоспитание
- перевоспитание.
Слайд 8 3. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе внешнего
по отношению к личности опыта, ценностей, правил во внутренний план личности, ее убеждения, поведение.
Слайд 94. Воспитание — это сложный, многофакторный процесс.
Одновременно воспитывают:
А). Преподаватели.
Б). Сам воспитанник.
В).
Коллектив.
Г). Семья.
Д) Ближайшее окружение.
Е) СМИ
Слайд 10 5. Комплексность. Формирование качеств личности происходит не поочередно, а одновременно,
в комплексе.
Слайд 116. НЕПРЕРЫВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание осуществляется на протяжении всей жизни, без перерыва
и
остановок.
Слайд 12 7. Вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех
же условиях результаты могут отличаться. Это обусловлено действиями факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
Слайд 13 8. Результат воспитания – воспитанность личности.
Его трудно измерить.
Слайд 142. Цели и виды воспитательной работы
Слайд 15 Цель воспитания –
заранее определяемые представления о результате воспитательного процесса,
о качествах личности, которые предполагается сформировать.
Слайд 16ВСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЕЛЯТСЯ НА 2 ГРУППЫ:
Идеальные – одинаковы во
все времена;
актуальные – реальные, конкретизируются
в отдельных задачах
Слайд 17ИДЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ -
воспитание совершенного человека
(всестороннее, гармоничное развитие человека) –
волновала многих прогрессивных педагогов и философов
Слайд 18АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
формирование смысложизненной установки;
овладение общечеловеческими нравственными ценностями;
формирование активной гражданской позиции;
развитие активности
в решении трудовых задач;
обеспечение высокого уровня взаимоотношений в коллективе.
Слайд 19КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания
по разным критериям.
Слайд 21А) НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ —
формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и
привычки поведения, соответствующие нормам общества.
Слайд 22Б) УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ -
ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса
к познанию окружающего мира и себя.
Слайд 23В) ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ –
это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и
творческого отношения к различным видам трудовой деятельности:
- труд по самообслуживанию;
- учебный труд;
- бытовой труд;
- профессиональный труд
Слайд 24Г) ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ –
это развитие эстетического отношения к
действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное, вкус.
Слайд 25Д) ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков,
закаливании организма, направлено на повышение работоспособности человека.
Слайд 262. ПО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ:
· семейное
· школьное
вузовское
· конфессиональное (религиозное)
· воспитание по
месту жительства (общинное в американской педагогике)
· воспитание в детских, юношеских организациях
· воспитание в специальных образовательных учреждениях.
Слайд 273. ПО СТИЛЮ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И ВОСПИТАННИКАМИ
· авторитарное
· демократическое
· либеральное.
Слайд 28
3. Методы и механизмы воспитания
Слайд 29СУЩЕСТВУЕТ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМА ВОЗДЕЙСТВИЯ:
Слайд 30УБЕЖДЕНИЕ –
логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания через систему
доводов.
Создание или изменение взглядов, оценок, установок.
Слайд 31ВНУШЕНИЕ (СУГГЕСТИЯ)–
Если убеждение апеллирует к знаниям и опыту воспитуемого,
то внушение, носит эмоционально-волевой характер, основывается
на доверии.
Слайд 32ЗАРАЖЕНИЕ –
бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию воспитателя через
передачу психологического настроя, эмоций.
Слайд 33ПОДРАЖАНИЕ –
механизм сознательного или бессознательного воспроизведения определенных внешних
черт и образцов поведения воспитателя.
Слайд 34МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ –
способ взаимодействия педагогов и учащихся,
в процессе
которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Слайд 35 В настоящее время наиболее распространена классификация И.Г.Щукиной на основе
направленности по 3 группам:
Слайд 361. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ:
осуществляется с помощью устного и печатного
слова. Это первый этап любого воспитания. Его цель: знание (понимание) воспитанником норм и правил поведения.
Слайд 372. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение
каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования.
Слайд 383. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ПОВЕДЕНИЯ
Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усилия воздействия на личность тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, поощрение, наказание
Слайд 40ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ -
ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и
взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.
Слайд 41КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
А) ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ:
- ПРОСТЫЕ,
- КОМПЛЕКСНЫЕ,
- СЛОЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.
Слайд 42ПРОСТЫЕ ФОРМЫ
построены на минимальном количестве методов, средств и посвящены одной теме.
К ним относятся : беседа, экскурсия, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, выпуск газеты и др.
Слайд 43КОМПЛЕКСНЫЕ ФОРМЫ
строятся на разнообразном сочетании простых форм. К ним относятся
урок, конкурс, субботник, праздничный вечер, конференции, КВН, митинги, собрания и др.
Слайд 44СЛОЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
представляют собой сочетание простых и составных форм.
Это дни открытых дверей, дни выбранной профессии, смеха, знаний, защиты детей, здоровья, памяти, науки и др.; недели театра, музыки, спортивные, предметные и др.; месячники,декадники и даже годы (ребенка, грамотности). Сюда относятся также турпоходы, слеты, марши, движения.
Слайд 45Б) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -
- индивидуальные,
- групповые,
- фронтальные.
Слайд 46В) ПО СПОСОБУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
- статичные формы воспитательной работы (представление,
линейка, круглый стол);
- статично-динамичные формы (ярмарка, костер, деловые игры, выставки)
- динамичные формы (экскурсии, походы, парады, экспедиции)