Воспитание, как составная часть педагогического процесса. (Лекция 6) презентация

Содержание

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Воспитание как педагогическое явление 2. Цели и виды воспитательной работы 3. Методы и механизмы воспитания 4. Формы воспитательной работы

Слайд 1СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Лекция 6

Воспитание
как составная часть педагогического процесса


Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Воспитание как педагогическое явление
2. Цели и виды воспитательной работы
3.

Методы и механизмы воспитания
4. Формы воспитательной работы

Слайд 31. Воспитание как педагогическое явление


Слайд 4
Исходное значение слова "воспитание" : это вскармливание, питание ребенка,
не приспособленного

к жизни и беспомощного при рождении.

Слайд 6 Особенности воспитательного процесса:
1. Воспитательный процесс  является частью целостного педагогического

процесса, который объединяет обучение и воспитание.

Слайд 7 2. Воспитание включает три составляющих:
- внешнее воспитание (педагогическое управление

процессом развития личности);
- самовоспитание
- перевоспитание.

Слайд 8 3. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе внешнего

по отношению к личности опыта, ценностей, правил во внутренний план личности, ее убеждения, поведение.

Слайд 94. Воспитание — это сложный, многофакторный процесс.
Одновременно воспитывают:
А). Преподаватели.
Б). Сам воспитанник.
В).

Коллектив.
Г). Семья.
Д) Ближайшее окружение.
Е) СМИ

Слайд 10 5. Комплексность. Формирование качеств личности происходит не поочередно, а одновременно,

в комплексе.

Слайд 116. НЕПРЕРЫВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание осуществляется на протяжении всей жизни, без перерыва
и

остановок.

Слайд 12 7. Вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех

же условиях результаты могут отличаться. Это обусловлено действиями факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

Слайд 13 8. Результат воспитания – воспитанность личности.
Его трудно измерить.


Слайд 142. Цели и виды воспитательной работы


Слайд 15 Цель воспитания –
заранее определяемые представления о результате воспитательного процесса,

о качествах личности, которые предполагается сформировать.

Слайд 16ВСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЕЛЯТСЯ НА 2 ГРУППЫ:
Идеальные – одинаковы во

все времена;
актуальные – реальные, конкретизируются
в отдельных задачах

Слайд 17ИДЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ -
воспитание совершенного человека
(всестороннее, гармоничное развитие человека) –

волновала многих прогрессивных педагогов и философов

Слайд 18АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
формирование смысложизненной установки;
овладение общечеловеческими нравственными ценностями;
формирование активной гражданской позиции;
развитие активности

в решении трудовых задач;
обеспечение высокого уровня взаимоотношений в коллективе.

Слайд 19КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания

по разным критериям.

Слайд 201. ПО СОДЕРЖАНИЮ:


Слайд 21А) НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ —
формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и

привычки поведения, соответствующие нормам общества.

Слайд 22Б) УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ -
ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса

к познанию окружающего мира и себя.

Слайд 23В) ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ –
это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и

творческого отношения к различным видам трудовой деятельности:
- труд по самообслуживанию;
- учебный труд;
- бытовой труд;
- профессиональный труд

Слайд 24Г) ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ –
это развитие эстетического отношения к

действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное, вкус.

Слайд 25Д) ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков,

закаливании организма, направлено на повышение работоспособности человека.

Слайд 262. ПО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ:
· семейное
· школьное
вузовское
· конфессиональное (религиозное)
· воспитание по

месту жительства (общинное в американской педагогике)
· воспитание в детских, юношеских организациях
· воспитание в специальных образовательных учреждениях.

Слайд 273. ПО СТИЛЮ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И ВОСПИТАННИКАМИ
· авторитарное
· демократическое
· либеральное.


Слайд 28


3. Методы и механизмы воспитания


Слайд 29СУЩЕСТВУЕТ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМА ВОЗДЕЙСТВИЯ:


Слайд 30УБЕЖДЕНИЕ –
логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания через систему

доводов.
Создание или изменение взглядов,  оценок, установок.

Слайд 31ВНУШЕНИЕ (СУГГЕСТИЯ)–
Если убеждение апеллирует к знаниям и опыту воспитуемого,

то внушение, носит эмоционально-волевой характер, основывается
на доверии.

Слайд 32ЗАРАЖЕНИЕ –
бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию воспитателя через

передачу психологического настроя, эмоций.

Слайд 33ПОДРАЖАНИЕ –
механизм сознательного или бессознательного воспроизведения определенных внешних

черт и образцов поведения воспитателя.

Слайд 34МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ –
способ взаимодействия педагогов и учащихся,
в процессе

которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Слайд 35 В настоящее время наиболее распространена классификация И.Г.Щукиной на основе

направленности по 3 группам:

Слайд 361. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ:
осуществляется с помощью устного и печатного

слова. Это первый этап любого воспитания. Его цель: знание (понимание) воспитанником норм и правил поведения.

Слайд 372. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение

каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования.

Слайд 383. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ПОВЕДЕНИЯ

Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усилия воздействия на личность тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, поощрение, наказание


Слайд 394. Формы воспитательной работы


Слайд 40ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ -
ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и

взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.

Слайд 41КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ А) ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ: - ПРОСТЫЕ,

- КОМПЛЕКСНЫЕ, - СЛОЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.



Слайд 42ПРОСТЫЕ ФОРМЫ
построены на минимальном количестве методов, средств и посвящены одной теме.

К ним относятся : беседа, экскурсия, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, выпуск газеты и др.

Слайд 43КОМПЛЕКСНЫЕ ФОРМЫ
строятся на разнообразном сочетании простых форм. К ним относятся

урок, конкурс, субботник, праздничный вечер, конференции, КВН, митинги, собрания и др.

Слайд 44СЛОЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
представляют собой сочетание простых и составных форм.

Это дни открытых дверей, дни выбранной профессии, смеха, знаний, защиты детей, здоровья, памяти, науки и др.; недели театра, музыки, спортивные, предметные и др.; месячники,декадники и даже годы (ребенка, грамотности). Сюда относятся также турпоходы, слеты, марши, движения.

Слайд 45Б) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -
- индивидуальные,
- групповые,
- фронтальные.


Слайд 46В) ПО СПОСОБУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
- статичные формы воспитательной работы (представление,

линейка, круглый стол);
- статично-динамичные формы (ярмарка, костер, деловые игры, выставки)
- динамичные формы (экскурсии, походы, парады, экспедиции)

Слайд 47СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика