Воспитание, как категория педагогики презентация

Содержание

Задачи Называть основные составляющие процесса воспитания и давать определение понятия «воспитание». Ориентироваться в институтах и сферах, в которых проходит воспитание младшего школьника. Раскрывать современный национальный воспитательный идеал, перечислять соответствующие цели и

Слайд 1Воспитание как категория педагогики
Понятие и суть воспитания. Виды воспитания и сферы,

в которых оно происходит. Современный национальный воспитательный идеал. Цели и направления воспитания в соответствии с ФГОС НОО. Ценностные ориентации, отношения и чувства как составляющие личностных качеств. Закономерности развития личности. Особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Роль воспитания в современном обществе и начальной школе.

Слайд 2Задачи
Называть основные составляющие процесса воспитания и давать определение понятия «воспитание».
Ориентироваться в

институтах и сферах, в которых проходит воспитание младшего школьника.
Раскрывать современный национальный воспитательный идеал, перечислять соответствующие цели и направления воспитания в соответствии с ФГОС НОО.
Давать определения понятиям «ценность», «ценностные ориентации». «личностные качества», перечислять базовые нац. ценности.


Слайд 3Задачи
Демонстрировать понимание того, что в основе личностных качеств ученика лежат отношения

и чувства, классифицировать их, приводить примеры.
Перечислять и раскрывать суть закономерностей развития личности.
Раскрывать значение воспитания в современном обществе и начальной школе.
Учитывать требования Концепции ДНРВ, ФГОС НОО, особенности развития личности в младшем школьном возрасте и закономерности развития личности при разработке фрагментов воспитательных меропиятий.

Слайд 4Воспитание
одно из важнейших понятий педагогики наряду с такими понятиями, как образование,

обучение, социализация, развитие. Оно отражает целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат развития личности.

Слайд 5Воспитание
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации

обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст. 2 № 273-ФЗ от 29.12.2012)

Слайд 6Воспитание охватывает все сферы жизни ребенка (учёбу, труд, спорт, развлечения, досуг,

свободное общение со взрослыми, родственниками и детьми в различных средах), а не только школьную жизнедеятельность. Школа не может одна решать задачи воспитания. В воспитании принимают участие и активно взаимодействуют:
а) субъекты:
б) социальные институты.

Слайд 7Социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей,

возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций.

Слайд 8Исходя из институционального признака выделяют следующие виды воспитания:
• семейное;
• школьное;
• внешкольное;

конфессиональное (религиозное);
• воспитание по месту жительства (общинное);
• воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях.

Слайд 9Несмотря на то, что на становление, развитие и воспитание ребёнка оказывают

влияние различные институты социализации, всё же следует признать, что наиболее системно, последовательно и глубоко воспитание происходит в сфере общего образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят почти все граждане России, и школа является индикатором и носителем ценностного и морально-нравственного состояния общества.

Слайд 10«Портрет» выпускника начальной школы (по ФГОС)


Слайд 11Определим сферы начальной школы, в которых происходит воспитание учащихся.
1. Прежде всего,

это уклад школьной жизни, стиль школьной жизнедеятельности, явные или неявные нормы и правила организации, особенность соорганизации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между учителями и детьми, между учениками, особый дух, особая атмосфера школы. Уклад школы – отношения взрослых и детей в ней, организация пространства, в котором эти отношения складываются, стиль подхода к возникающим проблемам и т.п., – всё это вполне очевидно для участников школьной жизни, но чаще всего неуловимо, неформализуемо для внешнего наблюдателя.

Слайд 12Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в

соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

Слайд 132. Уроки по предметам. Обязательным требованием к хорошему уроку является планирование

и реализация воспитательной задачи (наряду с обучающей и развивающей). Определяя воспитательную задачу урока, учитель чётко формулирует, какие именно отношения и личностные качества обучающихся могут формироваться на данном уроке.
3. Классные часы.
4. Внеурочная деятельность. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Последняя включает программы дополнительного образования детей, программы развития, кружки, спортивные и досуговые занятия.

Слайд 145. Внеклассная деятельность. Включает отдельные школьные мероприятия, такие как соревнования, школьные

праздники, слеты, занятия, проекты и др.
6. Внешкольная деятельность. Включает экскурсии, поездки, посещения театров, занятия в организациях дополнительного образования детей по месту их жительства и многое другое.
7. Свободное общение школьников в нерегламентированное время (перемены, столовая, прогулка).
8. Взаимодействие школы с семьями и социальными партнерами.

Слайд 15Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего

приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Воспитательный идеал закреплён в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС НОО.
Каков воспитательный идеал современной школы?

Слайд 16Современность:






Слайд 17Раскройте современный национальный воспитательный идеал


Слайд 18Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 19Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 20Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 21Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 22Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 23Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 24Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 25Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 26Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 27Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 28Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 29Каков ваш национальный воспитательный идеал?


Слайд 30Исходя из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Современный национальный

воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 31Что такое воспитание?
деятельность, направленная на развитие личности
деятельность, направленная на формирование личностных

качеств

создание условий для самоопределе-ния и социализации обучающегося на основе ценностей, правил и норм поведения


Слайд 32Кто участвует в процессе воспитания?
воспитатель и воспитанники
учитель, воспитанники и их родители
всё

общество

детский сад, школа, лагерь, ЦДЮТ

субъекты и социальные институты


Слайд 33Сферы школы, в которых про-исходит воспитание учащихся:
у…
у…
внеу…
кл…
внекл…
св…
вз…
уроки
свободное общение школьников
вз/д-вие шк. с

семьями и соц. партнерами

уклад школьной жизнедеятельности

внеурочная деятельность

классные часы

внеш…

внеклассная деятельность

внешкольная деятельность


Слайд 34Что входит в сферы школы?


Слайд 35Что входит в сферы школы?


Слайд 36Какие направления воспитания заложены в ФГОС НОО?
становление основ гражданской иден-тичности и

мировоззрения обучающихся

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в т.ч. взаимодействию с педагогом и сверстниками

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся


Слайд 37
Нац. идеал и ФГОС НОО позволяют сформулиро-вать цель воспитания. Осуществима ли

она?
Цель – предвосхищаемый результат деятельности; осознанная цель приобретает силу закона, направляет усилия людей, ее реализующих, подсказывает пути и средства ее осуществления.
Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

У педагогов нет единства в понимании цели. Бо́льшая часть специалистов полагает, что цель воспитания – помощь личности в её развитии, что и отражено в Законе об образовании.

Слайд 38Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности,

хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Ценности лежат в основе воспитательных идеалов определенного социума, а значит, они определяют жизненный путь в настоящем и планы на будущее конкретного человека или группы людей.

Слайд 39
Ценности понимаются как личностные либо со-циальные значимости, смыслы, идеалы, опреде-ляющие нормы

человеческого существования.
Ценности – специфические социальные опреде-ления объектов окружающего мира, выявляю-щие их положительные или отрицательные значения для человека и общества.

Н. Д. Никандров полагает, что цели воспитания вторичны по отношению к ценностям. Они в широком социальном и более конкретном образовательном планах фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа, провозглашено различными способами как норма. Меняются ценности – меняются цели воспитания.

Слайд 40
Производным понятия "ценность" является ценностная ориентация, которая рассматривается в качестве присвоенной

личностью ценности, свободного ценностного выбора в жизненных обстоятельствах.

Слайд 41Ценности как основа социализации и воспитания отражены в ряде документов:
Всеобщая декларация

прав человека, принятая генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., начинается так: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», подчеркивая ценности Свободы и Равенства. В Декларации назван ещё ряд ценностей, среди которых демократия, права человека, толерантность, отход от конфронтации.
Другой важный международный документ – Конвенция о правах ребенка (1989) – утверждает право ребенка на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Ценностью, согласно Декларации, таким образом, является Детство и Материнство.

Слайд 42 С гуманистических позиций современной педагогики высшую ценность представляет собой сам

человек.
Доминирующее положение в системе ценностей современного социума занимают общечеловеческие ценности: истина, добро, красота.
Ценности христианства прописаны (изложены и прокомментированы) в Библии, в Старом и Новом Завете и в других катехизисах. Священные книги религий – ислама, иудаизма и других – также содержат систематизированные ценности. Религиозные ценности различных конфессий очень близки.

Какие ценности вы знаете?


Слайд 43 Существуют и корпоративные ценности. Наиболее известным примером в этом контексте

является известная клятва Гиппократа, которую произносили врачи многих поколений. Некоторые корпорации и фирмы разрабатывают свои кодексы чести. Собственный кодекс может быть разработан и для одного класса.

Слайд 44В периоды социальных потрясений, смены общественно-экономического строя, изменения политической ситуации существенно

перестра-ивается система ценностей нации. В 1990-е гг. переход к свободному предпринимательству вызвал такие ориентации, как материальный успех любой ценой, жизненный жёсткий и даже жестокий рационализм, стяжательство, спокойное отношение к коррупции, поощрение взяточниче-ства, возможность достижения целей путем обмана, мошенничества и др. Пошатнувшаяся мораль выразилась в отсутствии "социальных лифтов" для молодежи, невостребованности креативности, сложности самореализации. Жизненные и экономические трудности привели к тому, что нравственные устои и духовность на какое-то время обесценились, т.е. перестали быть ценностями.

Слайд 45Нарушение мировоззрения человека и системы нравственности в обществе приводит к равнодушию,

социальной апатии, нравственному нигилизму личности, маргинализации. Сегодня в стране созрело ясное понимание, что без возрождения и укрепления нравственных устоев развитие страны (и даже ее существование) становится невозможным, поэтому возрождение системы традиционных для России и общечеловеческих ценностей – одна из важнейших задач нации, в которой активную роль играет школа.
Цели воспитания связаны с планируемыми результатами образования в целом.

Слайд 46ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся:
Личностным, включающим готовность и способность обучающихся

к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметным, включающим освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Слайд 47Объясните, как вы понимаете цитаты и выразите своё отношение к ним:

«Недостатком советской системы образования была стремление формировать Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, который сможет правильно использовать технологии, разработанные другими».
А. А. Фурсенко

«Обучение без воспитания – меч в руках сумасшедшего».
Д. И. Менделеев



Слайд 48

Личностное качество (или качество личности) – это закрепившееся и ставшее привычным

отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях.

Отношение – это переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ним и другими людьми, между ним и различными сторонами окружающей действительности, между ним и самим собой как частью мира, оказывают влияние на его поведение и личностное развитие.

Слайд 49А. В. Мудрик выделяет 4 группы отношений личности: отношение к миру,

отношение с миром, отношение к себе, отношения с самим собой.
Эти четыре группы отношений образуют развивающуюся систему. То, что отношения находятся в системе, означает, что различные группы отношений связаны между собой; развитие одних отношений влечет за собой изменение отношений другой группы. Например, социальные отношения (отношения с миром) определяют во многом способы самоактуализа-ции ребенка в обществе сверстников, то, как другие общаются с этим ребёнком, что влечёт изменение отношения к себе и т.д.

Слайд 501. Отношение школьника к миру – это сложившаяся и складывающаяся у

школьника картина мира и мировоззрение.
Категория "картина мира" – это система общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, формируемая на основе синтеза научных знаний.
Мировоззрение – это обобщённая и целостная система взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает своё отношение к окружающей его природной и социальной среде. Оно формируется комплексно в результате воспитания, обучения, развития и социализации личности.

Слайд 51Картина мира и мировоззрение ребёнка развива-ются одновременно, во взаимосвязи.
Картина мира

– это первоначальные факты, представления, чувственный образ явлений и процессов действительности, знания из различных сфер науки.

Слайд 52Мировоззрение –система взглядов школьника, складывающаяся на классификации и систематизации картины мира,

сопоставлении и оценке отдельных явлений действительности, совокупности причинно-следственных связей.
Мировоззрение играет роль некоего прожектора, высвечивающего те или иные стороны картины мира и определяющего место явлений в ней.

Слайд 532. Отношения школьника с миром – это направления и способы практической

самореализации человеком.

Слайд 54• Социальные отношения, т.е. отношения с обществом, страной, различными социальными группами,

общественными институтами, они развивают такие качества школьников, как гражданственность, патриотизм, идейная убежденность, законопослушность и др.
Нравственные отношения – отношения, опре-деляющие стиль общения школьника с другими людьми, поведение и позицию ребенка в учёбе, игре, труде (например, любовь к матери, отцу, уважение к старшим, людям иной национальности и веры, людям труда, к процессу труда, бережное отношение к предметам материального мира и живой природе, дружба со сверстниками и т.д.).

Слайд 55• Культурные отношения – отношения, связанные с различными аспектами культуры человечества.


Так, отношения к предметам эстетической культуры определяет эстетическая воспитанность школьника, подразумевающая умение видеть прекрасное, жить по законам красоты. Отношения к физической и санитарно-гигиенической культуре определяет стремление школьника вести здоровый образ жизни. Отношения к интеллектуальной культуре затрагивают потребности человека в занятиях наукой.

Слайд 573. Отношение школьника к себе – это то, каким он представляет

сам себя.
Образ Я школьника включает:
• интересы и намерения ребенка, его мотивы;
• характерологические особенности: темперамент, особенности характера, систему потребностей;
• особенности эмоционально-волевой сферы;
• особенности интеллектуальной сферы;
• коммуникативные умения и качества;
• психофизиологи- ческие особенности;
• и др.

Слайд 584. Отношение школьника с самим собой – это то, кем он

является для себя.
У школьника существует не один, а по меньшей мере 3 образа Я:
"наличное Я" (каким он видит себя в данный момент),
"желаемое Я" (каким он хотел бы себя видеть) и
"представляемое Я" (каким он показывает себя другим, как его видят другие, причём в различных ситуациях школьник может показывать себя по-разному).
Баланс между этими образами Я определяет меру принятия школьником самого себя в данный момент, а также определенный уровень самоуважения.

Слайд 59Человек с низким самоуважением рискует оказаться в ситуации, когда воспитание и

самовоспитание становятся невозможными, ибо не находят поддержки внутренних сил личности. От самоуважения во многом зависит и отношение школьника к миру и с миром. Лишь тогда человек может чего-то добиться, когда он сам верит в свои силы. Отношения с самим собой свойственны уже младшему школьнику; они предвосхищают его самооценку и во многом определяют ее.

Слайд 61 Развиваясь, отношения личности становятся привычными и закрепляются в виде феномена личностных

качеств.
Сложившееся качество личности при этом представляет собой отношение в 3 формах:
убеждение (рациональное отношение, знание);
стереотип поведения (привычка);
переживание (чувство), мотив деятельности.
Если какой-либо из этих форм в определённом качестве нет, то соответствующее отношение (и, соответственно, качество личности) неполное, возможно, оно только складывается.

Слайд 62Какие личностные качества вы знаете?


Слайд 63Закономерности развития личностных качеств в процессе воспитания:
1. Закономерность обратного влияния. Сначала

психические особенности и качества возникают путём приспособления ребенка к требованиям окружающей среды в результате закрепления привычного отношения к тому или иному явлению, той или иной ситуации как ответ на них. Затем они приобретают самостоятельное значение и начинают определять оеружающую человека среду. Развитие личностного качества начинается с формирования простейших его элементов и черт поведения. В дальнейшем они усложняются, интегрируются, наполняются чувствами, потребностями, обрастают ритуалами.

Слайд 642. Закономерность взаимосвязанности качеств. Как правило, каждое личностное качество связано с

целым рядом близких ему по смыслу, родственных качеств. Можно утверждать, что автономного, самостоятельного качества в полном смысле этого слова не существует.
3. Закономерность генерализации. Личность – целостная структура, поэтому в процессе воспитания нельзя произвольно отсекать одно явление (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от её направленности, от системы её отношений к действительности, от её переживаний и поступков. Происходит распространение влияния формирующегося качества на дальнейшее развитие личности в целом.

Слайд 654. Закономерность этапности. Ребёнок должен рассматриваться как активный деятельный участник процесса

воспитания, который понима-ет, какие именно качества ему следует воспи-тать и зачем, хочет их развить у себя, имеет представление об их содержании, стремится к их проявлению в повседневной жизни. Однако реально младший школьник может работать над формированием 2--3 личностных качеств, – большее их количество он просто не в состоянии и удержать в памяти. Отсюда следует требова-ние этапности: в каждый период времени выдви-гаем на передний план задачу формирования 1--2 личностных качеств. Однако при этом воспита-тель не должен забывать, что человек не воспитывается по частям.

Слайд 66Для младшего школьника актуальнейшими отношениями являются те, которые связаны с его

ведущей деятельностью – учением. Ведущая деятельность определяет главные изме-нения психики, направление потребностей, стрем-лений, мотивов и ценностей человека. У ребёнка начинают формироваться новые отношения с миром через социальные роли ученика, одноклас-сника, в общении с учителями и сверстниками. Возникает новое отношение к миру: "люблю учиться, понимаю, зачем учусь" и др. Изменяется и отношение к себе и с собой.

Слайд 67То, каким младший школьник представляет сам себя, во многом рассматривается им

сквозь призму того, каков он в учении: успешен, прилежен или отстаёт; сообразителен или тугодум.
Поэтому на этапе младшего школьного возраста столь важным является развитие его умений правильно оценить свою деятельность, владение приёмами самообучения и самоконтроля. К сожалению, часто оценка учебных достижений ребёнка рассматривается им, учителями, а иногда и родителями как оценка личности в целом.

Слайд 68Роль воспитания
Воспитание – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни. В

нём отражена вся история и культурный багаж народа.
От успеха и неудачи в воспитании подрастающего поколения будет зависеть процветание или упадок всего общества, поэтому профессиональ-ный воспитатель ответствен перед всем обществом и перед каждой отдельной личностью. Нарушая эти обязательства, воспитатель способствует деградации личности и деформации социальной жизни в целом.
Характер педагогического воздействия по своей сути исходит из основной функции воспитателя – быть посредником между формирующейся личностью и обществом.

Слайд 69Рекомендуемая литература по теме:

1. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания

младших школьников : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.
2. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Теории обучения и воспитания. — М., 2012.

Слайд 70Задание

1. Найти определения понятиям:
ценностно-смысловые установки,
индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции,
основы гражданской

идентичности

2. Знать и уметь давать определения сущности воспитания и его цели, национального воспитательного идеала, личностных качеств, отношения, ценности; называть виды отношений и приводить примеры.

Слайд 71Рожина Вера Анатольевна,
к.п.н., доцент кафедры ПМДНО
ФПП Пединститута ВятГУ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика