Слайд 1Педагогическая риторика
Урок как профессиональный жанр речи педагога
Слайд 2Содержание занятия
Современное представление об уроке русского языка и литературы (определение урока)
Факторы,
определяющие речевую форму урока
Слайд 3Содержание занятия
Дидактическая типология (классификация) уроков русского языка и литературы
Структура урока
как текста
Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
Слайд 41. Современное представление об уроке русского языка и литературы (определение урока)
С
точки зрения дидактики:
Современный урок русского языка и литературы – это динамичная (развивающаяся, подвижная) , вариативная (разнообразная) форма обучения предмету, которая включает:
Слайд 5содержание обучения (то, чему учим: предметные понятия, правила /учебные инструкции, определения
/научные описания понятий);
1. Современное представление об уроке русского языка и литературы (определение урока)
Слайд 6систему способов организации учебной деятельности (методов и приемов обучения: объяснения, закрепления,
контроля знаний, например дидактического монолога/ лекции, слова учителя; диа- и полилога /беседы, опроса; диктантов, языковых разборов и пр.);
1. Современное представление об уроке русского языка и литературы (определение урока)
Слайд 7систему разнообразных средств обучения для устной и письменной работы (наглядных/ информационных:
таблицы, иллюстрации, схемы и пр.; технических: аудиовидеоаппаратура, мультимедиа и пр.)
1. Современное представление об уроке русского языка и литературы (определение урока)
Слайд 81. Современное представление об уроке русского языка и литературы (определение урока)
и
систематически применяется в одинаковые отрезки времени для решения комплекса педагогических задач (научить, воспитать, развить).
Слайд 92. С точки зрения логики организации учебного процесса:
Урок русского языка и
литературы – это логическая единица в общей системе обучения предмету. При планировании урока учитель учитывает сформированные и перспективные знания детей, а также использованные и планируемые дидактические формы урока.
Урок
вчера
Урок
сегодня
Урок
завтра
Слайд 103. С точки зрения педагогической риторики (профессиональной культуры речи):
Урок русского языка
и литературы – это (?)
профессиональное учебно-научное высказывание учителя и учеников (учебно-научный поликодовый полилог), который:
Слайд 11 имеет все признаки текста (информативность, связность, цельность, завершенность, коммуникативность и
др.),
является образцом научной речи
и решает комплекс коммуникативно-методических задач (обучает воспринимать, осмыслять, усваивать и использовать учебную и другую информацию)
Слайд 122. Факторы, влияющие на речевую форму (организацию) урока
Личность учителя
Слайд 13Общий уровень культуры и коммуникативная компетенция учителя
Факторы, влияющие на речевую
организацию урока
Слайд 14Оцените коммуникативную подготовку педагога
Записи в дневнике
Слайд 34Н
Е
П
Р
О
Б
Л
Е
М
Н
Ы
Е
У
Р
О
К
И
П
Р
О
Б
Л
Е
М
Н
Ы
Е
У
Р
О
К
И
Факторы, влияющие на речевую организацию урока
3. Типологическая (дидактическая, классификационная) форма урока
Слайд 35
Дидактическая типология (классификация) уроков русского языка и литературы
По основным этапам уроков
(традиционные, по целевому назначению)
Повторения изученного (диа- и полилогический виды речи)
С точки зрения педагогической риторики такие уроки являются вторичными текстами (пересказами изученных сведений)
Слайд 36
Дидактическая типология (классификация) уроков русского языка и литературы
Объяснения (изучения) нового материала
(монологический, диалогический и полилогический виды речи). Такой урок может быть как репродуктивным, так и продуктивным, дискуссионным (проблемным) полилогом.
Слайд 37
Типология (классификация) уроков русского языка
и литературы
Закрепления знаний (?)
В уроке сочетаются репродуктивные
монологи (жанровые формы слова учителя, требования), диалоги, полилоги педагога и учеников.
Слайд 38
Типология (классификация) уроков русского языка
и литературы
Обобщения изученного (?)
Используются обобщающие репродуктивные монологи
(обобщающее слово учителя, учеников, правила - инструкции, определения – описание терминов, жанры педагогических диа- и полилогов)
Слайд 39Типология (классификация) уроков русского языка
и литературы
Смешанный (комбинированный) урок (?)
Контрольный урок (сочинения,
изложения, диктанта) (?)
Он включает:
вводное слово учителя о предстоящей работе (ее виде и содержании) ;
краткий реферативный монолог – обзор изученных сведений;
инструкцию – установку на работу (что и как нужно будет сделать);
систему педагогических монологов, диа- и полилогов, свойственных подготовке к диктанту, сочинению, изложению;
Слайд 41Типология (классификация) уроков русского языка и литературы
2. По соотнесенности с формами
обучения в вузе (цель – повысить уровень научного образования школьников, удовлетворить их познавательные запросы, сформировать научный стиль речи и научное мышление)
Слайд 42Уроки – лекции (репродуктивные, проблемные монологи 15-25 минут; в роли лектора
- учитель, ученик)
Слайд 43Уроки – семинары, учебно-научные конференции (ученики выступают с индивидуальными сообщениями –
монологами, педагог объединяет их по законам текста оценочными, инструктивными и др. высказываниями – связками)
Слайд 44Уроки- практические занятия (сочетаются все виды речевой деятельности; выполняются задания повышенной
сложности; связки – инструктивные и оценочные монологи, диалоги – беседа, опрос)
Слайд 45Уроки – лабораторные занятия (по индивидуальным программам, с элементами эксперимента; речь
учителя – инструктивные и оценочные монологи: коллективные и индивидуальные устные и письменные инструкции; рецензия, отзыв о работе, требования, замечания и пр.)
Слайд 46Уроки – зачеты (уроки контроля знаний, которые включают: монолог – инструкцию,
опрос, монолог - оценку деятельности всего класса по теоретическим и практическим заданиям, предметным правилам, определениям в форме отзыва или рецензии; ученики создают ответы монокодового и поликодового характера; в роли учителя могут быть ученики)
Слайд 47Уроки – коллоквиумы (коллективная или индивидуальная беседа - собеседование, опрос по
материалам самостоятельной работы по предмету) и пр.
Слайд 48 3. Уроки по жанровой форме внеклассной работы (включению игровых /занимательных форм
учебной деятельности)
? Уроки- лингвистические (предметные) турниры (?)
? Лингвистические экспедиции (в Страну сказочного языка и др.)
Слайд 49? Языковая (предметная) эстафета
? Концерт (главные жанры: программа, конферанс / монологи-связки
ведущего)
Слайд 50? Учебная игра – судебное заседание (воспроизводит структуру, композицию и языковое
оформление суда ) и др.
Слайд 51Речевая организация таких уроков определяется их жанровой формой, которая заимствуется из
речевой практики общества.
Слайд 524. По творческой активности учащихся
Непроблемные (репродуктивные, воспроизводящие; используются жанры учебно-научных монологов
и диа- полилогов - пересказов)
Слайд 53Непроблемные уроки с точки зрения педагогической риторики
Это поликодовые полилоги, основанные преимущественно
на пересказах учебно-научной информации (теоретической статьи учебника, правила, определения, содержания учебных заданий и пр.).
Слайд 54Непроблемные уроки с точки зрения педагогической риторики
Адресанты выполняют работу на уровне
сформированных учебных действий (в соответствии с инструкцией, по образцу, данному учителем или предложенном в учебнике)
Слайд 55Проблемные (учебно-исследовательские; используются жанры оригинальных или частично репродуктивных, в том числе
реферативных учебно-научных монологов и диа- полилогов)
Слайд 56Основные виды проблемных уроков, влияющих на их речевое оформление
Урок – проблемная
школьная лекция
Структура объяснительного лекционного монолога
Учитель:
а) формулирует проблему (краткое информативное слово),
б) выдвигает варианты гипотезы,
Слайд 57в) приводит и
г) анализирует языковые (предметные) факты (аргументативно-объяснительная речь),
д)
делает вывод (в виде обобщающего монолога), который подтверждает или опровергает гипотезу (ее вариант).
Слайд 58 В основе лекционной проблемной (дискуссионной) речи – аргументативная модель текста, педагогический
«спор» с самим собой.
Слайд 59Схема-модель аргументативного текста
Дедуктивная аргументация
Тезис
Доказательства
Выводы
Слайд 60Индуктивная аргументация
Схема-модель аргументативного текста
Тезис
(выдвигаемое
на основе фактов
положение)
Доказательства
(факты)
Выводы
Слайд 612. Урок – эвристическая беседа (проблемный полилог )
Структура урока
Учитель:
а) формулирует
проблему (краткое сообщающее слово),
б) ученики (учитель) выдвигают варианты гипотезы (разновидность аргументативной модели сообщающей речи), предлагают способы решения проблемы (в виде монологов, диалогов),
Слайд 62 в) учитель (ученики) подбирает (предлагает) языковые / литературоведческие, историко-литературные факты (примеры),
2. Урок – эвристическая беседа (проблемный полилог )
Слайд 63 г) учитель (ученики) обобщает наблюдения (в виде правила – инструктивного, предписывающего
текста, или определения – научного описания термина) и
Слайд 64 д) делает вывод (обобщающее слово), подтверждающий или опровергающий гипотезу.
Слайд 65 3. Урок- эвристическая (проблемная) беседа с элементами педагогического /предметного эксперимента (в
виде вопросов и заданий проблемного характера – предметных /лингвистических, литературоведческих задач, которые ученики решают самостоятельно или с незначительной помощью педагога)
Слайд 66По тематике
Типы учебных инструктивных монологов - тренировочных заданий
?Тематические
(соотносятся с разделами
учебного курса)
Фонетические
(звуковой анализ,
транскрибирование,
интонационный разбор
и пр.)
Грамматические
(морфологический,
синтаксический разборы,
морфологический,
графический диктанты
Стилистические
Риторические (анализ речи)
Лексические
(лексический,
этимологический
разборы, словарная
работа)
Слайд 67По жанровой форме
? Упражнение
(задание,
формирующие навыки /
учебные автоматизмы;
содержит образец выполнения)
Предметная задача
(задание,
формирующее
учебно-исследовательские
умения /творческие действия
с теоретическими знаниями;
не содержит подсказок, включает
«интеллектуальную «ловушку»)
Типы учебных инструктивных монологов тренировочных заданий
Слайд 68 Предметная задача – особый жанр учебно-научной речи, в котором, как правило,
характеризуется проблемная (коммуникативная, учебно-научная и пр.)ситуация и формулируется задание.
Типы учебных тренировочных заданий
Слайд 69Жанровые формы задач:
Задача – проблемный вопрос (Есть ли окончание у слова
«задумался»? НЕ или НИ?)
Задача – предметная пропорция:
Структура предметной задачи как текста и жанра
В
О
—
А
ЛЫ
Слайд 70 Задача – частный вопрос к правилу или определению: Как применить
данное правило или определение к примеру (термину)?
Структура предметной задачи как текста и жанра
Слайд 71Задача – описание учебно-речевой ситуации
Структура предметной задачи как текста и жанра
☝
Ученик написал «небыл» слитно и объяснил: «Можно заменить синонимом без НЕ – отсутствовал».
Прав ли ученик?
Слайд 72Задание
Найдите в школьных учебниках русского языка 5 класса примеры:
упражнений;
задач.
Слайд 73Существительные
Дом
Билет
Путешествие
Езда
Разговор
Беседа
Яйцо
Рубаха
Брюки
Наречия ( какой?/ая )
Напротив
Туда и обратно
Морем, поездом
Верхом, рысью
Наедине, шепотом
С
глазу на глаз
Всмятку, вкрутую
Нараспашку
Навыпуск
Пример лингвистической задачи
Слайд 74Речевое (риторическое) оформление урока зависит от его дидактического типа (классификационного вида),
цели, задач (образовательных, воспитательных, развивающих), содержания и жанровой формы. Именно ее продумывает учитель, объединяя педагогические (методические) элементы структуры и композиции урока на основе категориальных признаков текста.
Слайд 75Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Организационная часть
Этикетные жанры (приветствие, изъявление чувств)
Учебно-научные
высказывания (вводное реферативно-обобщающее слово, беседа, требования к подготовке к уроку)
Слайд 76Проверка домашнего задания (если планируется).
Инструкция к проверке домашнего задания (если
оно планируется)
Коллективный (фронтальный, уплотненный) опрос по домашнему заданию
Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Слайд 77Никогда не начинайте урок с индивидуального
устного опроса ученика по домашнему
заданию!
Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Слайд 78 Начинать урок необходимо с коллективных видов учебно-речевой деятельности.
Структурно-композиционная форма урока как
поликодового полилога
Слайд 79Оценочные высказывания (отзывы, рецензии) учителя и учеников о результатах проверки домашнего
задания
Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Слайд 80Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Обобщающее промежуточное слово о выполненной работе
(Таким образом… Подведем итоги… Мы убедились, что…Мы узнали, как… и пр.) или репродуктивная обобщающая беседа (Итак, чему вы научились…?)
Такое слово является обязательным для каждой дидактической ступени
урока.
Слайд 81Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Фраза – скрепа перехода к следующему
этапу (Сейчас мы узнаем…дополним сведения… научимся и пр.)
Слайд 82Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Объяснение нового материала.
Информативное (сообщающее, объяснительное) слово
о новых сведениях
Слайд 83Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
2. Повторительно-закрепляющая беседа о новом материале
(выявляет уровень понимания сведений, уточняет, дополняет знания учеников)
Слайд 84Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Закрепление изученного
Инструктивное слово к выполнению
тренировочных заданий (что и как нужно выполнить)
Слайд 85Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
2. Требования, организующие работу класса и
отдельных учеников, конструктивные вежливые замечания (в том числе дисциплинарного характера: Будьте внимательнее… Работаем быстро… и т.п.)
Слайд 86Учебно-научные высказывания учеников (устные, письменные, поликодовые ответы)
Оценочные высказывания учителя и
учеников о работе одноклассников (рецензии, отзывы)
Слайд 87Задание на дом.
Инструкция к домашнему заданию (что и как нужно выполнить;
сопровождается: анализом материалов учебника, которые входят в домашнее задание, контролем за тем, что и как записывают ученики в дневник: Обменяйтесь дневниками, проверьте, все ли записано.)
Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Слайд 884. Структура урока русского языка
Виды домашнего задания
Работа над текущими ошибками в
тетрадях.
Дети начинают следующую домашнюю работу с исправления всех ошибок предыдущей работы (классной, домашней). («По следам текущих ошибок» )
Слайд 894. Структура урока русского языка
Работа над ошибками оценивается отметкой. Ученики,
не допускающие ошибок, поощряются (например, не выполняют домашнее задание или получают интересную индивидуальную работу, становятся консультантами учителя на уроке, проверяют с ним контрольные работы и др.)
Слайд 904. Структура урока русского языка
2) Работа над теоретическим материалом (правилом, определением,
теоретической статьей в учебнике).
Слайд 914. Структура урока русского языка
Главное условие – следы работы должны остаться
в тетради ( в виде плана ответа, своих примеров – иллюстраций, вопросов для одноклассника, выписанных из учебника примеров с объяснением, карточки для уплотненного опроса, языкового разбора, схемы слов или предложений и др.)
Слайд 92 3) Практическое задание (упражнение, лингвистическая задача).
Языковой материал может быть взят
из учебника по другому предмету (литературе, ботанике, географии, истории и др.), например:
Слайд 931. Найдите диалектные слова в стихотворении С. Есенина
Край ты мой заброшенный,
Край
ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Слайд 941. Найдите диалектные слова в стихотворении С. Есенина
Избы забоченились,
А и всех-то
пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Слайд 95
Под соломой-ризою
Выструги стропил
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны
крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Слайд 96
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер
путнику
Нашептал ковыль?
1914
Слайд 97
2. Рассмотрите фотографию С. Есенина и его друга Н. Клюева. Составьте
сравнительную портретную характеристику поэтов. Дополните ее сведениями из учебника литературы.
Слайд 994. Структура урока русского языка
4) Работа на повторение (указываются № №
§ §, орфограмм, пунктограмм, заданий, страницы со словарными словами и др.)
Слайд 1004. Структура урока русского языка
5) Задание на длительное время. Составление таблицы,
схемы, памятки («Как готовиться к изложению»), индивидуального словаря: толкового, орфоэпического («Произноси правильно!»), орфографического («Пиши правильно!») и др.
Слайд 1014. Структура урока русского языка
6) Индивидуальные задания (для «сильных», болевших, «слабых»
учеников)
Слайд 1024. Структура урока русского языка
Объем и время выполнения домашнего задания регламентируются
в школе специальными документами (инструкциями) органов образования.
Слайд 103 2. Беседа, выявляющая понимание домашнего задания.
Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Слайд 104Подведение итога урока (соотносится с целью и задачами)
Обобщающее слово педагога, или
обобщающее слово ученика, или обобщающая репродуктивная беседа.
Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Слайд 105Этикетная рамка жанров (благодарность, прощание, пожелание, напутствие и пр.)
ЗВОНОК как риторическая
точка урока - текста.
Структурно-композиционная форма урока как поликодового полилога
Слайд 106Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
Подготовка к уроку, в том
числе речевая, складывается из следующих действий:
Определить и сформулировать конкретную узкую тему урока (выбрать заголовок – тему по законам текста; тема должна соответствовать всему содержанию и структуре урока, влияет на его стилевую организацию, может быть тематическим или смысловым заголовком)
Слайд 108Подумаем! Подумаем!
Повлияют ли на речевое оформление урока его заголовки – темы?
☝
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях
☝ Ох, уж эти безударные гласные в корне!
☝ Экспедиция в царство Безударности
Слайд 109Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
2. Определить место темы в
системе предметных знаний учеников (в стандарте, учебной программе, системе уроков) (влияет на необходимость использовать жанры педагогической речи: реферативный монолог/ реферативное, репродуктивно-обобщающее слово учителя и др.)
Слайд 110Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
3. Определить возрастные особенности учащихся
– адресатов педагога (сведения влияют на содержание и речевое оформление всего текста урока, помогают использовать приемы адаптации речи к возможностям детского восприятия)
Слайд 1114. Проанализировать варианты учебного содержания урока на основе:
научного курса учебной дисциплины
(ляжет в основу содержания и языкового оформления сообщающего монолога – слова учителя);
теории и методики обучения дисциплине;
Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
Слайд 112действующего учебника, учебного пособия по предмету, его содержания и речевого оформления
(лягут в основу содержания и речевого оформления сообщающего и других видов монолога – слова учителя);
Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
Слайд 113методических рекомендаций /указаний к учебному пособию;
дополнительных источников (сборников дидактического материала, книг
для детского чтения, и др.)
Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
Слайд 114Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
4. Определить тип и жанровую
форму урока
5. Определить и сформулировать для конспекта и устного высказывания цель, задачи урока
Слайд 115
6. Выбрать методы, приемы работы с теоретическим и практическим материалом урока,
средства обучения (технические, наглядные), продумать речевое оформление инструкций, требований, оценочных жанров и пр.
Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
Слайд 116Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
7. Спланировать систему заданий (упражнений
и задач) и их речевое оформление (чем выразительней и короче, тем лучше!)
Слайд 1178. Полностью подготовить (отредактировать) и записать в конспект дидактические монологи (вводный,
сообщающий, комментирующий, инструкции и др.).
9.Подобрать дополнительный (резервный) материал.
Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
Слайд 118 10. Составить ПОДРОБНЫЙ / развернутый) конспект урока (с вариантами детских ответов
и образцами выполнения практических заданий), учесть его специфику как вида планирования педагогической деятельности (поурочного) и риторические особенности как текста сценарного плана.
Слайд 11911. Уточнить произношение отдельных слов (поставить ударение и пр.), их лексическое
значение.
12. Составить голосовой сценарий урока (обозначить паузы в педагогических монологах, темп речи, высоту и силу голоса
и пр.)
Риторическая подготовка к уроку, ее составляющие элементы
Слайд 120
13. Выучить (прорепетировать) содержание урока и его речевое (риторическое) оформление
Риторическая подготовка
к уроку, ее составляющие элементы
Слайд 121Проанализировать с риторических позиций одно из вузовских занятий (лекцию, семинар и
пр.), определить:
Задание на дом
Слайд 122?наличие или отсутствие категориальных признаков текста;
? виды (цепная, параллельная) и средства
связи частей занятия как текста;
Задание на дом
Слайд 123жанровое наполнение вузовского занятия (информативные, оценочные, инструктивные, этикетные и пр. жанры);
признаки
и возможные причины нарушения категориальных признаков текста в занятии.
Задание на дом
Слайд 124Практические аудиторные задания
Сформулировать и записать в конспект тему, цель и
задачи урока русского языка, риторики или литературы
Слайд 125Практические аудиторные задания
Сформулировать вводное реферативное слово к уроку (с учетом места
темы в детских знаниях и предстоящей работы)
Слайд 126Практические аудиторные задания
Дать инструкцию и организовать проверку домашнего задания с учетом
его типа и жанровой формы опроса
Обобщить результаты проверки домашнего задания
Слайд 127Практические аудиторные задания
Оценить деятельность учеников, мотивируя отметки или оценочные высказывания
(рецензию, отзыв)
Слайд 128Практические аудиторные задания
Сообщить о переходе к новой теме урока, настроить
класс на работу.
Слайд 129Практические аудиторные задания
Объяснить новый материал (на основе монолога – информативного
слова или репродуктивной / проблемной беседы)
Слайд 130Практические аудиторные задания
Организовать выполнение тренировочных заданий (по учебнику), не забывая о
подведении промежуточных итогов и фразах – мостиках к следующему заданию.
Объективно оценить деятельность учеников, опираясь на требования к устному и письменному ответу.
Слайд 131Дать домашнее задание (инструкцию) в соответствии с особенностями деятельности
Подвести итог урока
с помощью обобщающего слова или обобщающей беседы
Практические аудиторные задания
Слайд 132Ничто так не запоминают ученики, как ошибки своих учителей!
Слайд 133Педагогическая риторика
Спасибо за работу!
Успехов на практике!