Слайд 1ПЕДАГОГИКА
Целостный педагогический процесс
Слайд 2основная литература
Сластенин В. А. (Виталий Александрович), Исаев И. Ф., Шиянов Е.
Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: М.: ВЛАДОС, 2004.
Педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. гузов: В 2 кн. М., 1999.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С А. Смирнова. М., 1998.
Педагогический словарь Коджаспирова Г.М.(Галина Михайловна), Коджаспиров А.Ю. -М.:Издательский центр «Академия»,2003.
Педагогика в схемах, таблицах и опорных конкпектах Г.М.Коджаспирова.
Педагогика: учеб./ Л.П.Крившенко и др. (Лина Поликарповна)
Слайд 3
ПОНЯТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
педагогический процесс —
это целостный учебно-воспитательный процесс единства
и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
педагогический процесс —
это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые.
педагогический процесс —
это организация воспитательных отношений, заключающаяся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов, влияющих на развитие его участников.
Слайд 4
ПОНЯТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Целостная личность формируется целостно.
Целостность педагогического процесса понимается
как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений в нем возникающих и протекающих, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, в связях педагогического процесса с явлениями внешней среды.
Слайд 5
движущие силы целостного педагогического процесса
Условием любого развития и движения, движущей силой
являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать.
Из-за чего при организации процесса обучения с ориентацией на зону ближайшего развития происходит ускорение развития?
Из-за того, что специально создаются трудности в виде более сложных заданий или более быстрого продвижения в их усвоении, которые требуют дополнительных затрат интеллектуальной энергии, мобилизации воли, что позволяет пройти в развитии определенное расстояние быстрее.
Слайд 6
движущие силы целостного педагогического процесса
Внешние противоречия:
— противоречия между внешними воздействиями, требованиями
и внутренней готовностью им соответствовать;
— целенаправленность и планомерность образовательного процесса и неупорядоченное влияние социальной среды;
— нарастающий поток информации и ограниченные возможности охватить его в учебно-воспитательном процессе;
— обобщенный опыт, представленный в содержании образования и воспитания, и индивидуальный жизненный опыт отдельной личности;
— новые воспитательные или образовательные задачи и наличный уровень воспитанности и обученности ребенка;
— коллективные формы воспитания и обучения и индивидуальный характер овладения духовными ценностями;
— регламентация учебно-воспитательного процесса и собственная активность воспитанника.
Слайд 7
движущие силы целостного педагогического процесса
Внутренние противоречия — противоречия внутренней сферы личности:
—
знание личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровень сформированности соответствующих умений и привычек;
— сформированный идеал личности и реальное поведение и др.
Понимание названных противоречий обусловливает необходимость в такой организации учебно-воспитательного процесса, чтобы у воспитанников в единстве шел процесс формирования сознания, поведения и воспитания чувств.
Слайд 8
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
закономерности целостного педагогического процесса -
объективно существующие, устойчивые,
повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.
Закономерности педагогического процесса являются выражением его сущности.
Выделяют следующие группы закономерностей педагогического процесса:
—закономерности, обусловленные социальными условиями;
—закономерности, обусловленные природой человека;
— закономерности, обусловленные сущностью воспитания и обучения.
Слайд 9
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Закономерность, обусловленная социальными условиями —
зависимость воспитания и
обучения от общественных потребностей и условий.
Закономерности, обусловленные природой человека:
— определяющая роль деятельности и общения в формировании личности;
— зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей ребенка.
Слайд 10
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития
личности:
— взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
— взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;
— взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе;
— взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.
Слайд 11
Принципы целостного педагогического процесса
Принципы целостного педагогического процесса —
система исходных, основных
требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность, это — проявление должного в педагогическом процессе:
организуй педагогический процесс с их учетом и получишь высокий результат.
Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника) и определяют эффективность обучения в различных формах при различном его содержании. В них выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов).
Принципы реализуются через систему правил,
отражающих более частные положения принципа и распространяющиеся на отдельные стороны принципа.
Ими предусматривается типичный способ действия учителя в типичной ситуации.
Слайд 12Принципы целостного педагогического процесса
принцип эстетизации детской жизнедеятельности.
принцип субъектности
Принцип положительного эмоционального фона
педагогического процесса
Принцип единства знаний и поведения
Принцип связи теории с практикой и с жизнью
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития.
Принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством
Принцип систематичности и последовательности
Принцип наглядности
Принцип доступности нарастающей трудности.
Принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе
Принцип культуросообразности
Принцип природосообразности
Принцип гуманизации
Принцип демократизации
Слайд 13Структура целостного педагогического процесса
В структуре педагогического процесса выделяют:
Содержательно-целевой компонент
Организационно- деятельностный
компонент
Эмоционально-мотивационный компонент
Контрольно-оценочный компонент
Слайд 14Структура целостного педагогического процесса
Содержательно-целевой компонент - взаимосвязанные цели воспитания (общие, индивидуальные
и частные), с одной стороны, и содержание учебно -воспитательной работы, с другой стороны, в котором реализуются цели воспитания.
Понятие цели воспитания наполняется вполне определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизируется в отношении как отдельной личности, так и определенных групп в соответствии с возрастом взаимодействующих субъектов, особенностями педагогических условий
Слайд 15Структура целостного педагогического процесса
Организационно- деятельностный компонент -проявляется как управление воспитательной деятельностью
педагогами (это можно назвать организацией педагогической среды формирования и развития личности воспитанника) и как организация непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в которой проявляется организующая роль педагогов, вооруженных знанием принципов учебно-воспитательной работы и владеющих профессиональными методами, обеспечивающими достижение цели.
Эти средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников.
Слайд 16Структура целостного педагогического процесса
Эмоционально-мотивационный компонент -
характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его
субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый план выступают мотивы воспитанников.
Формирование мотивов воспитанников в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов определяет во многом результативность педагогического процесса.
Немаловажную роль в педагогическом процессе играют мотивы воспитателей и характер эмоциональных отношений между ними (между родителями, между учителями в школе), стиль отношений в педагогическом коллективе, формируемый школьной администрацией, а в стране всей системой государственного управления.
Слайд 17Структура целостного педагогического процесса
Контрольно-оценочный компонент включает в себя -
контроль и оценку
воспитателями деятельности воспитанников:
как подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия,
так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности.
(именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности, важнейшим регулирующим деятельность фактором является оценка этой деятельности. СЛ. Рубинштейн)
осознание воспитанниками своих успехов и недостатков
(развивать у детей способность объективно оценивать ход и результаты своей деятельности, а не полагаться только на отношение со стороны — важная задача и составная часть структуры педагогического процесса).
- контроль за ходом педагогического процесса и оценка его результатов со стороны государства и общества в целом.
- самоконтроль и самооценка учителем своей деятельности, способность к отслеживанию ее результативности, к рефлексии.
Слайд 18функции целостного педагогического процесса
функции целостного педагогического процесса
Воспитательная
Образовательная
Развивающая
Социальная функция (функция социализации)
Слайд 19функции целостного педагогического процесса
• Воспитательная - проявляется
в воспитательном пространстве, в
котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником,
в личности воспитателей и их профессионализме,
в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.
• Образовательная - реализуется
в процессе обучения,
во всей внеклассной работе,
в деятельности учреждений дополнительного образования
и заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений.
Слайд 20функции целостного педагогического процесса
• Развивающая — развитие в процессе воспитания выражается
в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.
«Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса есть непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий в первую очередь самого ребенка» (П.П. Блонский).
• Социальная функция (функция социализации) проявляется практически во всем.
В любом образовательном учреждении воспитанник попадает в систему новых для себя отношений, которые он осваивает или отторгает, а это всегда частично или кардинально меняет позицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учреждении: был дошкольником стал школьником, стал старшим в начальной школе и снова самым младшим, перейдя в среднюю школу и т. п.