Целостный педагогический процесс презентация

Содержание

основная литература Сластенин В. А. (Виталий Александрович), Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: М.: ВЛАДОС, 2004.

Слайд 1ПЕДАГОГИКА
Целостный педагогический процесс


Слайд 2основная литература
Сластенин В. А. (Виталий Александрович), Исаев И. Ф., Шиянов Е.

Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: М.: ВЛАДОС, 2004.
Педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. гузов: В 2 кн. М., 1999.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С А. Смирнова. М., 1998.
Педагогический словарь Коджаспирова Г.М.(Галина Михайловна), Коджаспиров А.Ю. -М.:Издательский центр «Академия»,2003.
Педагогика в схемах, таблицах и опорных конкпектах Г.М.Коджаспирова.
Педагогика: учеб./ Л.П.Крившенко и др. (Лина Поликарповна)


Слайд 3 ПОНЯТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
педагогический процесс —
это цело­стный учебно-воспитательный процесс единства

и взаимосвя­зи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъек­тов, способствующий наиболее полному развитию и самореа­лизации личности.
педагогический процесс —
это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели об­разования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые.
педагогический процесс —
это организация воспитательных отношений, заключающаяся в целенаправлен­ном отборе и использовании внешних факторов, влияющих на развитие его участников.


Слайд 4 ПОНЯТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Целостная лич­ность формируется целостно.

Целостность педагогического процесса понимается

как взаимосвязь и взаимообусловлен­ность всех процессов и явлений в нем возникающих и протека­ющих, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, в связях педагогического процесса с явлениями внешней среды.


Слайд 5 движущие силы целостного педагогического процесса
Условием любого развития и движе­ния, движущей силой

являются про­тиворечия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать.
Из-за чего при организации процесса обучения с ориентацией на зо­ну ближайшего развития происходит ускорение развития?
Из-за того, что специально создаются трудности в виде более сложных заданий или более быстрого продвижения в их усвоении, которые требуют дополнительных затрат интеллек­туальной энергии, мобилизации воли, что позволяет пройти в развитии определенное расстояние быстрее.


Слайд 6 движущие силы целостного педагогического процесса
Внешние противоречия:
— противоречия между внешними воздействиями, требо­ваниями

и внутренней готовностью им соответствовать;
— целенаправленность и планомерность образовательного процесса и неупорядоченное влияние социальной среды;
— нарастающий поток информации и ограниченные воз­можности охватить его в учебно-воспитательном про­цессе;
— обобщенный опыт, представленный в содержании обра­зования и воспитания, и индивидуальный жизненный опыт отдельной личности;
— новые воспитательные или образовательные задачи и на­личный уровень воспитанности и обученности ребенка;
— коллективные формы воспитания и обучения и индиви­дуальный характер овладения духовными ценностями;
— регламентация учебно-воспитательного процесса и соб­ственная активность воспитанника.

Слайд 7 движущие силы целостного педагогического процесса
Внутренние противоречия — противоречия внутренней сферы личности:

знание личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровень сформированности соот­ветствующих умений и привычек;
— сформированный идеал личности и реальное поведение и др.

Понимание названных противоречий обусловливает необ­ходимость в такой организации учебно-воспитательного процесса, чтобы у воспитанников в единстве шел процесс формирования сознания, поведения и воспитания чувств.

Слайд 8 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
закономерности целостного педагогического про­цесса -
объективно существующие, устойчивые,

повторяющиеся, необходимые и существенные связи меж­ду педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.
Закономерности педагогического процесса являются выражени­ем его сущности.
Выделяют следующие группы законо­мерностей педагогического процесса:
—закономерности, обусловленные социальными условиями;
—закономерности, обусловленные природой человека;
— закономерности, обусловленные сущностью воспитания и обучения.

Слайд 9 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Закономерность, обусловленная социальными условиями —
за­висимость воспитания и

обучения от общественных потребностей и условий.

Закономерности, обусловленные природой человека:
— определяющая роль деятельности и общения в формировании личности;
— зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей ребенка.


Слайд 10 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития

личности:
— взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
— взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитатель­ном процессе;
— взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспи­тания и обучения в целостном педагогическом процессе;
— взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.


Слайд 11 Принципы целостного педагогического процесса
Принципы целостного педагогического процесса —
система исходных, основных

требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность, это — проявление должного в педагогическом процессе:
организуй педагогический про­цесс с их учетом и получишь высокий результат.
Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности учи­теля (воспитателя) и ученика (воспитанника) и определяют эф­фективность обучения в различных формах при различном его содержании. В них выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов).
Принципы реализуются через систему правил,
отражаю­щих более частные положения принципа и распространяю­щиеся на отдельные стороны принципа.
Ими предусматрива­ется типичный способ действия учителя в типичной ситуации.

Слайд 12Принципы целостного педагогического процесса
принцип эс­тетизации детской жизнедеятельности.
принцип субъектности
Принцип положительного эмоционального фона

педагоги­ческого процесса
Принцип единства знаний и поведения
Принцип связи теории с практикой и с жизнью
Принцип прочности, осознанности и действенности ре­зультатов воспитания, обучения и развития.
Принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с пе­дагогическим руководством
Принцип систематичности и последовательности
Принцип наглядности
Принцип доступности нарастающей трудности.
Принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе
Принцип культуросообразности
Принцип природосообразности
Принцип гуманизации
Принцип демократизации


Слайд 13Структура целостного педагогического процесса
В структуре педагогического процесса выделяют:
Содержательно-целевой компонент
Организационно- деятельностный

компонент
Эмоционально-мотивационный компонент
Контрольно-оценочный компонент

Слайд 14Структура целостного педагогического процесса
Содержательно-целевой компонент - взаимосвязанные цели воспи­тания (общие, индивидуальные

и частные), с одной стороны, и содержание учебно -воспитательной работы, с другой сторо­ны, в котором реализуются цели воспитания.

Понятие цели воспитания наполняется вполне определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизирует­ся в отношении как отдельной личности, так и определенных групп в соответствии с возрастом взаимодействующих субъек­тов, особенностями педагогических условий

Слайд 15Структура целостного педагогического процесса
Организационно- деятельностный компонент -проявляется как управление вос­питательной деятельностью

педагогами (это можно назвать орга­низацией педагогической среды формирования и развития личности воспитанника) и как организация непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в которой прояв­ляется организующая роль педагогов, вооруженных знанием принципов учебно-воспитательной работы и владеющих про­фессиональными методами, обеспечивающими достижение цели.
Эти средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные фор­мы совместной деятельности воспитателей и воспитанников.

Слайд 16Структура целостного педагогического процесса
Эмоционально-мотивационный компонент -
характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его

субъектами, преж­де всего между воспитателями и воспитанниками, а также мо­тивами их деятельности, среди которых на первый план вы­ступают мотивы воспитанников.
Формирование мотивов воспитанников в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов определяет во многом резуль­тативность педагогического процесса.
Немаловажную роль в педагогическом процессе играют мо­тивы воспитателей и характер эмоциональных отношений меж­ду ними (между родителями, между учителями в школе), стиль отношений в педагогическом коллективе, формируе­мый школьной администрацией, а в стране всей системой го­сударственного управления.

Слайд 17Структура целостного педагогического процесса
Контрольно-оценочный компонент включает в себя -
контроль и оценку

воспитателями деятельности воспитанников:
как подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия,
так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности.
(именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность лично­сти, важнейшим регулирующим деятельность фактором является оценка этой деятельности. СЛ. Рубинштейн)
осознание воспи­танниками своих успехов и недостатков
(развивать у детей способ­ность объективно оценивать ход и результаты своей деятельно­сти, а не полагаться только на отношение со стороны — важная задача и составная часть структуры педагогического процесса).
- контроль за ходом педагогического процес­са и оценка его результатов со стороны государства и общества в целом.
- самоконтроль и самооценка учителем своей деятельности, способность к отслеживанию ее результативности, к рефлексии.

Слайд 18функции целостного педагогического процесса
функции целостного педагогического процесса
Воспитательная
Образовательная
Развивающая
Социальная функция (функция социализации)


Слайд 19функции целостного педагогического процесса
• Воспитательная - про­является
в воспитательном пространстве, в

котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником,
в личности воспитателей и их профессиона­лизме,
в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.
• Образовательная - реализуется
в про­цессе обучения,
во всей внеклассной работе,
в деятельно­сти учреждений дополнительного образования
и заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы знаний, уме­ний и навыков, опыта творческой деятельности и отношений.

Слайд 20функции целостного педагогического процесса
• Развивающая — развитие в процессе воспитания выра­жается

в качественных изменениях психической деятельно­сти человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.
«Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса есть непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий в первую очередь самого ребен­ка» (П.П. Блонский).
• Социальная функция (функция социализации) проявляется практически во всем.
В лю­бом образовательном учреждении воспитанник попадает в си­стему новых для себя отношений, которые он осваивает или отторгает, а это всегда частично или кардинально меняет по­зицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учреж­дении: был дошкольником стал школьником, стал старшим в начальной школе и снова самым младшим, перейдя в сред­нюю школу и т. п.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика