Слайд 1 Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе
означает «поучающий».
Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—4635) для обозначения искусства обучения.
Как “универсальное искусство обучения всех всему”, трактовал дидактику Я. А. Коменский.
В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.
Большой вклад в разработку дидактики внесли
Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. К. Груздев,
М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, НА. Менчинская, Ю. К. Бабанский и др.
Слайд 2 Чему учить и как учить?
Когда, где, кого и зачем учить?
основные
вопросы современной дидактики.
Слайд 3
Задачи дидактики состоят в следующем:
описывать и объяснять
процесс обучения и условия
его реализации
разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения,
новые обучающие системы, технологии и др.
Слайд 4
Дидактика имеет категории и понятия, которые составляют ее каркас как науки.
Она пользуется и категориями общей педагогики, например, «воспитание», «ученик», «учитель».
Собственно дидактическими категориями, ставшими и общепедагогическими надо признать «образование», «учебный процесс».
К понятиям дидактики относятся «обучение» и его составные части: «учение», «преподавание», цели обучения, содержание образования, дидактические процессы, методы обучения, средства обучения, формы обучения, закономерности и принципы обучения и др.
Слайд 5
Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия (общения) учителя и ученика, в ходе
которого осуществляется образование, воспитание и развитие ребенка.
Преподавание — деятельность учителя в процессе обучения.
Учение — особым способом организованное познание; деятельность учащихся, направленная на овладение суммой ЗУНов, способов учебной и творческой деятельности.
Процессы учения и преподавания рассматриваются как единый процесс взаимодействия ученика и учителя.
Методика обучения учебному предмету — отрасль педагогической науки, которая представляет собой отдельную теорию обучения или отдельную дидактику.
Слайд 6Содержание образования – система научных ЗУНов, отношений и опыта деятельности, овладение которыми
обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, нравственности, поведения, подготовки к общественной жизни и труду.
Дидактические принципы — это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Методы обучения - способы профессионального взаимодействия : учителя и учащихся для достижения целей обучения.
Формы организации обучения — способ организации процесса обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Слайд 7Наряду с другими отраслями педагогики, дидактика постоянно развивается.
С одной стороны,
она анализирует и обобщает реальный опыт учителей, имеющих заметные успехи в учебной работе.
С другой — экспериментирует, выдвигает новые подходы в разных направлениях дидактики, например, опыт педагогов-новаторов 80-х гг., исследование развивающего обучения в разных вариантах, компьютеризация обучения и другие проблемы — все они обогащают дидактику.
Таким образом, дидактика — отрасль педагогики по теории образования и обучения.
Она одновременно наука и теоретическая, и прикладная. образования. Она имеет связь с другими науками: гносеологией, психологией, кибернетикой, социологией, историей педагогики и другими педагогическими науками.
Слайд 8Под дидактической системой (от греч. systema — целое, составленное из частей, соединение) понимается
выделенное по определенным критериям целостное образование.
Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.
Своеобразие структур позволяет нынешним исследователям выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические системы:
1)систему (дидактику) И.Ф. Гербарта;
2) дидактическую систему Д. Дьюи;
3) совершенную систему.
Слайд 9 И.Ф. Гербарт (1776—1841)
Немецкий философ и педагог критически переосмыслив традиционную классно-урочную систему Я.А. Коменского, создал «научную систему педагогики», базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии. По Гербарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера.
Слайд 10Главная задача школы — это забота об интеллектуальном развитии учащихся, а
воспитание — дело семьи.
Формированию сильных с моральной точки зрения характеров служат правильное педагогическое руководство.
Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения.
Его схема такова: ясность — ассоциация — система — метод.
Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера.
Практика в этой схеме отсутствует.
Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.
Слайд 11Теория Гербарта широко распространилась в середине XIX столетия и пришла в упадок вместе
с Германской империей.
По современным оценкам, она оказала неблагоприятное влияние на развитие школы: именно под ее влиянием начали распространяться взгляды, согласно которым целью обучения является передача готовых знаний, подлежащих заучиванию; активным в учебном процессе должен быть, прежде всего учитель, ученикам же отводилась пассивная роль, они обязаны «сидеть тихо, быть внимательными, выполнять распоряжения учителей»
Джон Дьюи
американский философ, психолог и педагог
Дидактика Д.Дьюи разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике гербартистов, вошедшей в противоречие с прогрессивным развитием общества и школы.
Начав свои эксперименты в одной из чикагских школ в 1895 г., Дьюи сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» (словесное, книжное) обучение, основанное на запоминании знаний. Основным вкладом Д. Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение.
Слайд 13В каждом «полном акте мышления» выделяются следующие этапы (ступени):
• ощущение трудности;
•
ее обнаружение и определение;
• выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы);
• формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения (логическая проверка гипотезы);
• последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.
Впоследствии за «трудностями», которые нужно преодолеть, размышляя над поиском решения, закрепилось название «проблемы». Правильно построенное обучение, по мнению Д.Дьюи, должно быть проблемным.
Слайд 14По сравнению с «традиционной» гербартианской системой Дьюи предложил смелые новшества, неожиданные
решения. Место «книжной учебы» занял принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащегося.
Место активного учителя занял учитель-помощник, не навязывающий учащимся ни содержания, ни методов работы, а лишь помогающий преодолевать трудности, когда сами учащиеся обращаются к нему за помощью.
Вместо общей для всех стабильной учебной программы вводились ориентировочные программы, содержание которых только в самых общих чертах определялось учителем.
Место устного и письменного слова заняли теоретические и практические занятия, на которых осуществлялась самостоятельная исследовательская работа учащихся.
Слайд 15Практика отвергает универсальные модели и показывает, что обучение не может быть
ни «сплошь проблемным» — по Дьюи, ни «целиком вербальным» — по Гербарту.
Ограниченность дидактики Дьюи и в том, что учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений.
А фрагментарные курсы, отрывочные «проекты», пришедшие на смену стабильным, общим для всех учащихся программам, не могут обеспечить ни преемственности, ни систематичности в обучении.
Джером Бруннер
американский психолог и педагог
Среди новых направлений особого внимания заслуживает концепция обучения «через совершение открытий».
В соответствии с ней учащиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и исключительно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления.
Учащиеся должны самостоятельно формулировать неизвестные им до этого обобщения, а также приобретать умения и навыки их практического применения.
Характерной чертой творческого обучения, по Бруннеру, является не только накопление и оценка данных по определенной теме, формулировка на этой основе соответствующих обобщений, но и выявление закономерностей, выходящих за рамки изучаемого материала.
Слайд 17В современной дидактической системе сущность обучения не сводится ни к передаче
учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся.
Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьников.
Кредо современной дидактики и ее главная цель — выводить учащихся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил, средств.