Теория обучения (дидактика) презентация

Содержание

Ян Амос Коменский (1592-1670) великий чешский педагог-гуманист, основатель педагогической науки «Великая дидактика»

Слайд 1Теория обучения
ДИДАКТИКА – наука об обучении и образовании


Слайд 2Ян Амос Коменский (1592-1670)
великий чешский педагог-гуманист, основатель педагогической науки
«Великая дидактика»


Слайд 3Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632 (4-томная «ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА» выходила в

период с 1633 по 1638 г. )


Слайд 4Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632
Источник: История педагогики и образования. От

зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ (КАК УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ)

1
Образование человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
Утренние часы для занятий наиболее удобны.
Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.


Слайд 5Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632
Источник: История педагогики и образования. От

зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ (КАК УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ)

2
Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.
Развивать ум ранее языка.
Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
Примеры предпосылать правилам.


Слайд 6Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632
Источник: История педагогики и образования. От

зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ (КАК УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ)

4
В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.


Слайд 7Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ (КАК

УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ)

Слайд 8Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632
Источник: История педагогики и образования. От

зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ (КАК УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ)

6
С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.


Слайд 9Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632
Источник: История педагогики и образования. От

зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ (КАК УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ)

7
Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.


Слайд 10Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632
Источник: История педагогики и образования. От

зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001

ОСНОВЫ ЛЁГКОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ

1
Образование юношества должно начинаться рано.
У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы


Слайд 11Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632
Источник: История педагогики и образования. От

зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001

ОСНОВЫ ЛЁГКОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ

2
Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.


Слайд 12Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632
Источник: История педагогики и образования. От

зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001

ОСНОВЫ ЛЁГКОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ

3
Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.


Слайд 13Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632
Источник: История педагогики и образования. От

зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001

ОСНОВЫ ПРОЧНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ

Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
Всё последующее должно опираться на предыдущее.
Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.
На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.


Слайд 14Ян Амос Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика», 1632
Источник: Коджаспирова Г. М. История образования

и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М., 2003.- С. 69

О ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Школа без дисциплины есть мельница без воды»
Для поддерживания дисциплины руководствоваться: постоянными примерами (воспитатель сам должен показывать пример), наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами


Слайд 15Ян Амос Коменский (1592-1670) «Великая дидактика», 1632
ИСКУССТВО ОБУЧЕНИЯ НАУКАМ
Всему, что должно

знать, нужно обучать.
Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.

Слайд 16Ян Амос Коменский (1592-1670) «Великая дидактика», 1632
ИСКУССТВО ОБУЧЕНИЯ НАУКАМ
4. Всему, чему

обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путём изучения причинных связей.
5. Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
6. Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.

Слайд 17Ян Амос Коменский (1592-1670) «Великая дидактика», 1632
ИСКУССТВО ОБУЧЕНИЯ НАУКАМ
7. Все нужно

изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
8. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
9. Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

Слайд 18Педагогический музей Я.А. Коменского (входит в число старейших музеев Чехии, он был

образован в 1892 году по инициативе чешских преподавателей, которые стремились сохранить исторические данные о воспитание, образовании и педагогических методах Каменского)

Слайд 19Цель обучения
Деятельность преподавания
Деятельность учения
Результат


Содержание учебного материала
Организационные формы обучения
Методы обучения
Средства обучения
Модель

структуры учебного процесса

Слайд 20Принципы дидактики Я.А. Коменского













Слайд 22ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ


Слайд 23 ПРАВИЛА ПРИНЦИПА НАУЧНОСТИ


Слайд 25Принцип системности
Все знания, сообщаемые учащимся, должны ими усваиваться в определенной, педагогически

обоснованной системе


Принцип системности реализуется через принципы:
целостности,
межпредметных и внутрипредметных связей,
комплексного подхода в обучении, воспитании и развитии


Слайд 26Принцип наглядности
В процессе познания участвуют все органы чувств человека.

Но пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна:

Слайд 28 Виды наглядности
Чем большее количество органов чувств

принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти.

Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны.


Изобразительная
Слуховая
Словесно-образная


Слайд 29Принцип связи теории с практикой
ПРАКТИКА ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ПОЗНАНИЯ!


Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей.


Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных проблем всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в общественное производство, в жизнь для того, чтобы совершенствовать ее




Слайд 30Принцип сознательности
Понимается как обоснованное самостоятельное мышление и оправданные действия

учащихся





Слайд 31
Принцип доступности
Обучение должно быть доступным и посильным

важным является то, что процесс

преодоления трудностей обучения рождает самостоятельное творческое мышление

Слайд 32Принцип прочности знаний
Принцип прочности означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное

и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память

Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется только на развитие механической памяти учащихся, для чего применяется многократное повторение


Слайд 33Принцип оптимизма
это вера в силы и творческие способности ученика
Условия:


Слайд 66СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика