Слайд 1Тема 1.3. Закономерности, принципы и движущие силы воспитания
«Что бы вы сказали
об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет построить…то же самое вы должны сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей деятельности»
(К.Д. Ушинский)
Слайд 2План лекции:
Закономерности воспитания.
Принципы воспитания.
Движущие силы воспитания.
Слайд 31. Закономерности воспитания
Объективные, устойчивые, существенные связи между
компонентами учебно-воспитательного
процесса и внешними условиями (внешние закономерности)
Самими компонентами учебно-воспитательного процесса (цель; содержание; формы, методы, средства)
Слайд 4Закономерности воспитания (И.Н. Емельянова):
Воспитание будет эффективным, если цели и характер воспитания
будут согласованы с потребностями общества и государства.
Воспитание будет эффективным, если воспитательный процесс будет протекать в развивающей среде.
Воспитание будет эффективным, если воспитательный процесс опирается на активность личности воспитанника, его интересы и потребности.
Слайд 5
4. Воспитание будет эффективным, если воспитательный процесс будет строиться на основе
педагогически целесообразных отношений и деятельности.
5. Воспитание будет эффективным, если достигнута целостность, неразрывное единство воспитания и обучения, единство целей, содержания и методов воспитания и обучения.
6. Воспитание будет эффективным, если будет сопровождаться личностно-профессиональным ростом педагога.
Слайд 63. Принципы воспитания – это
ориентиры, нормы педагогической деятельности, рекомендации о
способах получения желаемого результата
Принципы – это практическое воплощение закономерностей воспитания.
В основе современных принципов – классические педагогические идеи в области воспитания.
Слайд 7Гуманистический принцип (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.Ф. Дистервег, К.Д.
Ушинский, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский) -
Принцип воспитания, в основе которого признание человека как высшей ценности, признание безграничности возможностей ребенка и его способности к самоактуализации, прав личности на свободное проявление убеждений
Слайд 8Принцип природосообразности (Я.А. Коменский) -
соответствие воспитания половым, возрастным, индивидуально-психологическим особенностям ребенка;
нацеленность
образования на формирование природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.
Слайд 9Принцип культуросообразности (А.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский) -
соответствие образования общечеловеческим ценностям,
а также учет региональных традиций и национальных ценностей, если последние не противоречат общечеловеческим.
Слайд 10Принцип диалогичности - это
Отношение к ученику как к субъекту своей жизни
и учебной деятельности (по возможности безоценочное и безусловное)
Но!!! «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, то мы делаем их хуже; но если мы принимаем их такими, какими они должны быть, мы делаем их тем, чем они могли бы стать» (Гете).
Образование в процессе межличностного взаимодействия, что предполагает постоянное отслеживание педагогом обратной связи
Побуждение учеников к размышлениям, самостоятельному нахождению ответом на смысложизненные вопросы
Слайд 11Принцип сочетания коллективных (Я.А. Коменский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский)
и индивидуальных форм воспитания
Преимущества коллективных форм (их отсутствие – недостаток индивидуальных):
получение социального опыта, необходимого для дальнейшей социализации. Коллектив – модель общества (А.С. Макаренко), коллектив – «богатство индивидуальностей» (В.А. Сухомлинский).
Преимущества индивидуальных форм (их отсутствие – недостаток коллективных): более глубокий контакт с педагогом, что позволяет в большей степени учитывать индивидуальные особенности ученика.
Слайд 123. Движущие силы воспитания
Противоречия разного уровня, масштаба и сложности.
Противоречия – взаимодействие
разных сторон воспитательного процесса, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении.
Слайд 13Противоречия в сфере отношений основных субъектов воспитательного процесса: педагог, воспитанник, социум
Между
требованиями к личности со стороны социума и возможностями (физическими, психическими, нравственными и др.) каждой личности соответствовать этим требованиям.
Между потребностями личности и социальными условиями, в которых происходит развитие личности, возможностью реализовать эти потребности в условиях социальной среды.
Между педагогическими задачами и готовностью воспитанника принимать эти задачи, включаться в их реализацию.
Слайд 14
4. Между интересами, потребностями воспитанников и возможностями, которые ему предоставляет среда
образовательного учреждения.
5. Между социальной ролью воспитателя и его личностными особенностями, жизненной позицией.
6. Между необходимостью и потребностью педагога развиваться и условиями, которые предоставлены ему государством, обществом, ОО.
Слайд 15
Спасибо за внимание
и понимание!