Технология проблемного обучения как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности презентация

"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и я научусь".

Слайд 1Технология проблемного обучения как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности


Слайд 2 "Скажи мне, и я забуду. Покажи

мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и я научусь".
(Конфуций)


Слайд 3Проблемное обучение -

– это обучение, при котором учитель, создавая

проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности.

Слайд 4Актуальность:
определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности,
активизации познавательных интересов

учащихся (что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке)

Слайд 5Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию

и на любой ступени обучения

Слайд 6На уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные». На доске записано слово

Солнце

– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Солнце,
[с о ? н ц э] ) – Что вас удивило? (Буква л в слове пишется, а при чтении звук [л] не произносится.) – Какой вопрос у вас возникает? (Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?) Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся
можно приблизить к правильному названию: – Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…


Слайд 7
Русский язык, 3 класс.
Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным

способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник, ель - ельник.)
Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение?
Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с
суффиксом -ник-".)

Слайд 8На уроках математики также много возможностей для организации проблемных ситуаций в

классе:
2 + 5 * 3 = 21 2 + 5 * 3 = 17
(2 + 5) * 3 = 21 2 + 5 * 3 = 17

Слайд 9Математика, 3 класс.
2



Учитель: Каким способом сравнивали? (Ответ: на глаз.) Можете

ли вы утверждать, что это точный способ? (Ответ: нет.) Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны? (Ответ: нет. Далее -шаг 2. Обучающиеся осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения.) Итак, что необходимо сделать?
Ученики: Сравнить углы.
Учитель: Какой способ применили? (Ответ: визуальный.) Получилось выполнить задание? Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (Побуждение к осознанию противоречия.)
Учитель: Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию
проблемы.)
Ученики: Сравнение углов.


1.


Слайд 10Математика, 3 класс.
Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у

доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 - 143, 534 - 216, 328-174. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: Да, решили.
Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие? Ученики: Разные. Учитель: Почему?
Ученики: Мы еще не решали такие примеры.
Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?
Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.




Слайд 13Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:

побуждающий диалог —

это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу
подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;
применение мотивирующих приёмов: «яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Слайд 14Формы и методы учебной деятельности
Работа в группах - взаимообучение групп.


Работа в парах-парное взаимообучение.
Самостоятельная поисковая работа (работа со справочным материалом, учебными пособиями, предметными картинками)
Подготовка выступлений учениками (отрабатывается техника выступления, формулирование вопросов, аргументация, оценивание)
Ученик вместо учителя
Подготовка проблемных домашних заданий

Слайд 15Структура проблемного урока
Актуализация прежних  знаний
Создание проблемной ситуации
Постановка   учебной      задачи
Исследование проблемы
«Открытие» новых 

знаний
Первичное закрепление знаний
Самостоятельная работа
Рефлексия.
Итог урока

Слайд 16

Е.Л. Мельниковой в книге
«Проблемный урок или Как открывать знания

с учениками»

Слайд 17ПлохПлохой
учитель преподносит
истину, а хороший
учит ее находить

Дистервег


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика